Зимнее поле

                З И М Н Е Е   П О Л Е

     За мои многие годы жизни мне разных людей видеть приходилось, но особенно отталкивающее впечатление производят те, кто уж слишком высокого мнения о себе. Вот они-то могут унизить, ни за что осмеять, да ещё и обозвать, задрав нос и брезгливо оттопырив нижнюю губу: «Деревня!» И мне пару раз приходилось это слышать и в свой адрес, а бывало что при мне осуждали других. Я не спорила. Деревня так деревня. Хотя до 18 лет я жила в большом селе. Но такому человеку бесполезно объяснять: чем отличается село от деревни. Да и о чём тут можно говорить? Мне иной раз хотелось спросить этих высокомерных неучей, что такое поле? Хлеб и другие продукты они же едят… Но заводить разговор с ними мне явно не хотелось. Они привычно ходят по городским улицам и ничегошеньки вокруг себя не видят, разве что с завистью посматривают на чью-то одежду, дорогие часы или машину. Но лично меня эти  вопросы никогда не интересовали…
     А я спрошу, спрошу, прежде всего, у самой себя: что такое поле? О летнем поле многое можно рассказать. А, вот, что такое зимнее поле?
     Поля моего детства, это снежная пустыня без конца и края. Не дай Бог собьёшься с дороги, даже в хорошую погоду, тут уже моли Бога живым домой вернуться. Сколько потов сойдёт, пробивая себе дорогу в снегу, а остановишься, мокрая одежда на спине тут же холодом отзовётся. О том, что ноги мёрзнут, когда снег выше голенищ, об этом лучше не вспоминать. Страшно идти одной, но и с компанией тоже можно сбиться с пути. Просто заболтались, захохотались и ушли, куда ноги понесли. А заблудятся ещё и передерутся, обвиняя друг друга во всех бедах.
     Я ходила одна. Просто на тот конец села у меня попутчиков не было. Переметёт полевую дорогу, вот и иду наугад, пока лесополосу не увижу. Дойду вдоль неё до края, а там начинаются огороды, огороженные от скотины. Бывает только верхушки столбиков из снега видно. Тут уже включай смекалку, думай, с какой стороны снегу намело, а где снегу меньше. А если уже хаты вдали показались, легонько выдохнешь. Теперь уже хоть как устанешь, а домой доберёшься. Ежели силёнок не хватит, то до самой весны будешь под снегом «отдыхать».
     Красиво ли зимнее поле? А это уже под настроение. Когда наезженная дорога под ногами, то можно и поискать на ровной белой глади за что бы глазам зацепиться. Придорожные кусты и деревья, лёгкие тени отбрасывают. Ровной строчкой межи очерчены, заячий след вдаль поманит. Что зайцу, его след в снегу не глубок, а сойдёшь с дороги натоптанной, тут же в снег по пояс провалишься. Солнце ярко светит, снег блестит – слёзы катятся. Да и поля без ветра не бывает. Нос мёрзнет, щёки горят, руки тепла просят. Бывало, домой из школы, что в соседнем селе, приду, бабушка в чашку щей нальёт, а у меня пальцы не гнутся, ложку не удержать. Тогда дедушка нальёт из ведра воды (комнатной температуры) в глубокую чашку и заставляет руки в той воде держать. Бывало, что и в тазике с холодной водой стояла. Холод из тела выходит, больно, плакать хочется, терплю, а то хуже будет. А завтра опять ещё по темноте в школу идти. Иной раз думала: стояли ли те знания, сколько сил на дорогу было потрачено?.. Ну, да – дело прошлое. Одно хорошо, видела я поле в разное время года, в любую погоду, и я вам скажу: это лучшее, что я в жизни видела. Слов не подберёшь описать, а в памяти даль, да не ровная, как стол, а словно выгнутые спины великанов. А если ещё трактора по ним ходят, ревут моторы, а мне кажется, что те великаны, словно ленивые сытые свиньи, лежат себе и похрюкивают, когда им спину чешешь. «А вдруг на ноги поднимутся?..» Даже в пот бросит от такой мысли. А так – ничего. Цветы по обочинам дороги, зимой иней на высокой полыни. Красоту глазам везде можно найти, если сердце о том попросит…

                ***

     Каюсь, меня уже много раз упрекали в том, что я, будучи в гостях, веду себя неправильно. А я стесняюсь сказать, что ихнее «правильно» в моём понимании -  неправильно. Ну, не интересны мне их досужие разговоры, хвастовство и в то же время жалобы на плохую жизнь. За годы жизни они мне так надоели, что, понимая, ценность каждой минуты жизни, мне жаль их тратить на пустословие. Я просто не участвую в этих разговорах, а ищу для себя более интересное занятие. Чаще всего смотрю в окно. Именно это  и раздражает хозяйку и её единомышленников. «…Что там смотреть?..» Я отвечаю одним словом: «Красиво». Если ей привычен вид из окна, то для меня окно – это возможность заглянуть в новый, для меня неизведанный мир. И это куда интересней, чем разговор о растущих ценах, о новых кулинарных рецептах, у кого какой достаток и прочая, ничего не решающая болтовня. Решает ли что-то увиденное мною из чужого окна? Несомненно, решает. Увидеть нечто прекрасное и положить его в копилку памяти своей, как будто зажечь свет в заполненной сумраком комнате. Я же сделала совсем наоборот. Уединилась в полутёмной комнате и, чуть отодвинув штору, смотрела на заходящее солнце, которое, в алой пуховой шали проглядывало сквозь отяжелевшие от выпавшего снега сосновые ветки. Оранжевый снег от стелющихся солнечных лучей, дополнял картину зимнего вечера. Я даже вздрогнула, когда в комнату резко вошла хозяйка, а за нею её подруги. Их очень разочаровало то, чем я занимаюсь, уединившись в маленькой комнатке. Что они ожидали увидеть и то, на что я смотрела за окном, …у них просто не нашлось слов. Только поджали губы, давая мне понять мою «ненормальность». Невысказанным осталось: «Зачем пришла, если тебе с нами не интересно?» А я, очередной раз упрекнула себя в том, что оказалась в неподходящем месте… и, простившись, ушла домой.

                ***


Рецензии
Замечательно написали,Анна, так ярко и образно описано поле и прелесть зимнего вечера."Увидеть нечто прекрасное и положить в копилку" - сказано потрясающе, именно так и хочется, запомнить и носить с собой.И про гостей тоже очень понятно и близко, бывает такое.Отлично написано, с настроением, с мудростью понимания.Спасибо, с теплом,

Виктория Варенец   21.10.2022 14:23     Заявить о нарушении
С возрастом память возвращает былые картинки, всё для того, чтобы понять для чего они Судьбою даны, что я должна была понять, чему научиться, а научившись - оставить тем людям, кто захочем принять мой опыт жизни.
Спасибо Вам за прочтение и понимание!
Творческого Вам вдохновения в любое время года!
С наилучшими пожеланиями,

Анна Боднарук   22.10.2022 05:51   Заявить о нарушении