Скромный школьник

     Это было в 1949 году. Сразу после первомайских праздников группа школьников соседних сёл тянулась в Пощуповскую среднюю школу.
     Выйдя на центральную площадь перед Богословским (ныне Иоанно-Богословским) монастырём, в подсобных зданиях которого находилась школа, школьники с большим удивлением увидели, что на кресте колокольни монастыря развевался красный флаг.   Они остановились и долго рассматривали трепещущееся полотно флага. И лишь боязнь опоздания в школу сдвинула толпу, и школьники, оглядываясь, поспешно вереницей стали перемещаться вдоль монастырской стены к зданию школы.
     Ниже на фото показана колокольня монастыря.               
            
     Недоуменный вопрос охватил каждого, и они, переспрашивая друг друга о том, кто это мог установить флаг на кресте, оставались неудовлетворёнными от неизвестности. Большинство считало, что флаг повесили власти в честь праздника Первомая. Другие не верили этому, так как до этого флаг не вывешивался.
По приходе в школу спросили учителей. Они не знали и ничего не могли сказать. Это ещё больше подогревало их интерес. Все перемены были посвящены разговорам о флаге.
     На уроке физики, который преподавал директор школы Григорий Ермолаевич, ему также задали вопрос о том, кто повесил флаг на крест колокольни. Он ответил, что тоже не знает.
     Прошел месяц, наступил другой. Полотно флага оттрепало ветром, и на кресте осталось древко, обвёрнутое красной тканью.
     Но разговоры среди школьников о флаге не утихали. Не бывает же чудес в мире.
     В девятом классе, в котором учился и я, были ученики из семи близлежащих сёл и деревень, в том числе и из села Пощупово. Среди пощуповских школьников учился один мальчик Родин Николай.
     У него была своеобразная внешность. Крупная, сплюснутая с боков голова, покрытая почти белыми, прямыми, коротко подстриженными волосами. Крупные, чуть выпуклые голубые глаза, редко закрываемые веками, увенчанными ресницами цвета волос. Роста он был среднего, в широкие плечи, коренастый. Чрезвычайно скромен, малообщителен и даже застенчив. На уроках он никогда не поднимал руки, но учился хорошо, по большинству предметов оценки были отлично. В споры ни с кем не вступал, но когда от него требовался ответ, он отвечал убедительно и со знанием дела. Всё это не делало его привлекательным для общей массы учеников, но постепенно к нему у всех вырабатывалось уважение.
     В нашем классе учился также высокорослый, самоуверенный, лидер в занятиях на турнике, некий Николай Волчков. Он имел привычку подтрунивать над всеми, кто ниже его ростом.
     Однажды на уроке по физкультуре, который проводился уже на дворовой площадке, выполнялись упражнения на турнике. Большинство учеников, кроме подтягивания по нескольку раз, больше никаких упражнений делать не умели. Поэтому после обязательного подтягивания место уступалось тому, кто умел делать что-то ещё. Выходили к турнику немногие ученики и делали в основном простейшие упражнения – это уголок, усложнённое подтягивание прямым и обратным хватом и просто вис.
     Обычно отличался Волчков, который долго занимал турник, но делал кроме подтягивания лишь одно упражнение – подъём переворотом с выходом на выпрямленных руках над перекладиной. Учитель Владимир Иванович в это время, детализируя порядок выполнения этого упражнения, обращал внимание учеников на то, что это упражнение достаточно простое и его должны уметь делать все. Вдохновлённый честью участвовать в инструктаже, Волчков продолжал его делать до тех пор, пока его Владимир Иванович не снимал с турника, чтобы дать возможность заниматься другим.
     Коля (так к нему обращались все) Родин к турнику, как правило, подходил после всех. И в этот раз было так же.
     Но, к удивлению всех и даже Владимира Ивановича, Коля подпрыгнул, схватился за перекладину и мгновенно выполнил упражнение выход силой на обе руки, за этим сразу сделал упражнение подъём переворотом на турнике. Отчаянию Волкова не было предела. Он подбежал к турнику и начал стягивать Колю с турника, громко крича, что это очень просто делать и он сейчас его повторит.
     Но повторить то, что сделал Коля, он не смог после нескольких неудачных попыток, при этом повредив себе бороду.
     Весь класс с восхищением смотрел на Колю и громко неоднократно прокричал: «Молодец! Молодец, Коля!»
     Владимир Иванович подошёл к Коле и, похвалив его, спросил о том, где он научился этому. Он ответил ему, что у себя во дворе установил турник и тренировался дома.
     С этого времени отношение к Коле со стороны всех учеников стало совершенно иным. Он стал для всех большим авторитетом. Лишь Волчков к нему испытывал ревнивое чувство зависти и некоторого озлобления из-за того, что он его обогнал.
     Но событие с флагом на колокольне не переставало волновать класс.
     Однажды на перемене обсуждалось это событие. Недоумение о том, кто это мог сделать, терзало всех учеников. Тогда Николай Волчков, стараясь принизить авторитет Коли, громко спросил его: «Может быть, это ты, Коля, повесил флаг?» Он никогда не мог предположить, что Коля это не смог бы сделать, и ждал разочарования учеников от его ответа.
     «Это сделал я», – тихо сказал Коля. «Не верю! Не верю!» – кричал Волчков.
      Сначала сомнение охватило всех, кто это услышал от Коли. Но он быстро успокоил учеников, сказав, что в воскресенье рано утром в его планах заменить полотнище флага. «Жаль, что вас не будет в это время», – добавил он.
     Сразу же в разговор вмешался Волчков и начал обвинять Колю в обмане: «Ты не хочешь показать всем своё геройство, потому что ты этого не можешь сделать. Ты просто знаком с тем человеком, который это сделал и знаешь, когда он хочет поменять полотнище флага. И потом, почему именно рано утром?»
     «Громогласно обвинять меня не надо, – тихо сказал Коля. – Утром, чтобы никто не видел и не мешал. Флаг повесил я. Если ты хочешь убедиться, приходи и посмотри, а если ты смел и не боишься высоты, то полезем вместе на колокольню, и ты убедишься в этом».
     Это слышали все школьники и все поверили в то, что Коля настоящий герой. Волков сразу замолк, и ощущение чувства неловкости перед всеми сковало его. Он не ответил на его приглашение влезать на колокольню.
     «Коля! Коля! А нельзя ли в субботу после уроков», – одновременно раздалось несколько голосов.
     «Хорошо, – ответил Коля, – я не могу отказать всем. После уроков в субботу встречаемся у колокольни».
     Как рассказывал нам учитель по истории Александр Михайлович, в писцовых книгах 1628-29 гг. Богословский монастырь показан по Паническому стану Рязанского уезда на реке Прости, так ранее называлась Ока. До XVII в. Богословский монастырь находился в Михайловском уезде между сёлами Плахиным и Высоким. Поэтому вся восточная часть Михайловского уезда по левую сторону реки Проня с 25-ю сёлами, принадлежащими прежде к числу вотчин монастыря, носит название Богословщина. Монастырь был сожжен Батыем во время татарского нашествия.
     Новое место Богословского монастыря, по всей видимости, выбрано в связи с тем, что на берегу Оки в 1557 г. была построена церковь во имя Святого Ивана Чудотворца по повелению супруги царя Ивана Васильевича Грозного, Анастасии Романовой в знак благодарности Господу богу. Она плыла на судне по Оке, будучи беременна, и в районе села Окаёмово благополучно разрешилась от бремени.
     Но колокольня высотой 80 метров, о которой упоминается выше, была построена только в 1901 г. по проекту архитектора И.С. Цеханского, а монастырь был закрыт в 1931 г.
В описываемое время она была в достаточно хорошем состоянии, хотя она была уже без колоколов и некоторые пролёты внутренней лестницы были разрушены.
     В субботу, после уроков, мы всем классом собрались у входа в колокольню.     Коля шёл впереди и нёс кроме портфеля большой свёрток в мешке. Подойдя к воротам колокольни, он остановился, развернул мешок и вынул из него связку большой верёвки и кусок красного полотнища. Двери колокольни были закрыты на замок. Повернувшись к нам, он сказал, что это займет не малое время, по крайней мере, не менее часа. «Кто хочет идти со мною, пожалуйста, подойдите ко мне на краткий инструктаж». Взгляд его при этом остановился на Волчкове.
     Взгляды всех учеников были также обращены на него. Его растерянный взгляд блуждал по лицам окружающих школьников, время от времени останавливаясь на Коле, молча приглашающего его к намеченному предприятию. Неопределённость его решения оставалось продолжительное время.
     Наконец, он сказал: «Коля, я иду с тобой». Он передал свою школьную сумку рядом стоящему ученику и подошёл к Коле. «Я так и думал, что мы полезем вместе», – сказал Коля. Он повернулся к входным дверям, взялся за дужку замка и, придерживая его другой рукой, к удивлению многих повернул дужку и снял замок с проушин запора. На ключ замок не был закрыт.
     Они вошли внутрь колокольни и, переговорив о чём-то, начали неторопливо подниматься вверх по лестнице. Толпа школьников внимательно следила за их перемещением.
     Пройдя примерно четверть пути, они остановились. Далее лестница на целый пролёт была разрушена. Постояв немного, они начали разматывать верёвку. До балки, через которую можно было перебросить верёвку, было не менее пяти метров.  На один конец верёвки они привязали какую-то тяжесть и начали его бросать через перекладину с тем, чтобы оба конца верёвки были у них в руках. С этой задачей они справились довольно быстро. Затем веревку переместили по балке к стене и приступили к преодолению  пролёта вручную по верёвке, делая временами опору ногами на выступающие неровности стены. Сначала поднялся Коля, потом – Волчков.   Несколько минут они дали себе отдохнуть, а потом неторопливо продолжили подъём вверх.
     Прошло около часа. Снизу было видно, что они скрылись во внутреннем пространстве купола колокольни. Напряжение наблюдающих школьников возрастало. Это подтверждала удивительная тишина толпы.
     Наконец, все увидели, что наружный люк в куполе открылся, и оттуда стала подниматься фигура Коли. Он вылез на поверхность купола и медленно подполз к основанию креста. Потом по вертикальной стойке креста он взобрался на верхнюю горизонтальную поперечину креста, встал на неё во весь рост и начал развязывать верёвку, которой древко флага было привязано к верхней части креста. Сняв древко, он зажал его между ног и, стоя на поперечине креста, стал наматывать верёвку с ладони на локоть в организованный моток. При этом он ни за что не держался. Смотав верёвку, он заткнул её за пояс, вынул из пазухи полотнище флага, взял древко и начал натягивать полотнище на древко. После этого он, прислонившись к верхней части креста, стал прикреплять обновлённый флаг, привязывая верёвкой. К этому времени Волчков вылез из люка, приблизился к основанию креста и встал, держась за его вертикальную стойку.
     И вот, на высоте восьмидесяти метров уже развевался красный флаг.
     Стоящие у колокольни школьники и, примкнувшие к ним прохожие с восхищением молча смотрели наверх, осознавая в душе отвагу и смелость ребят, находящихся на кресте колокольни.
     После завершения привязки флага Коля помахал нам рукой и начал спускаться вниз. Спуск вниз героев совершался намного быстрее подъёма и уже казался смотрящим менее интересным.
     Вот, герои уже внизу, в объятиях растроганных одноклассников.
     После этого события школа бурлила взаимными обменами мнений по поступку героев. Большинство школьников признали их кумирами и испытывали к ним большое уважение. Учителя и директор школы сдержанно пожурили их. Это событие в жизни школы своей неординарностью удивило всех, хотя в новом учебном году мало кто вспоминал об этом.
     С того времени прошло много лет. Многих свидетелей и учителей нет в живых.
Сегодня с позиции развивающейся тенденции возрождения церкви многие могут обвинить этих смелых ребят в большом свершённом грехе.
Я, как свидетель этого события, твёрдо уверен в том, что в их действиях не было никакой политической подоплёки. Если есть Бог, то они, как сыны Бога, подвергли себя большому и сложному испытанию, не ведая ни о политике, ни о каких грехах. И Бог спас их от возможных гибельных неприятностей.


Рецензии
Да, есть такие мальчики, как Коля. Он- молодец! Скромный, смелый, мужественный.
Настоящий мужчина!
Очень переживала за ребят, хорошо, что всё завершилось благополучно.
"И Бог спас их от возможных гибельных неприятностей" - очень правильно сказано.
А о грехе и речи быть не может.
Спасибо, Александр, очень понравилось.
Всех Вам благ.
С уважением и теплом, Людмила.

Людмилочка   23.11.2022 03:56     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Людмила!
С уважением и нежностью, Александр.

Александр Горячев 3   23.11.2022 15:52   Заявить о нарушении