О психологическом и умственном развитии детей
Еще большие различия наблюдаются в темпах овладения отдельными видами деятельности, развития психических процессов и качеств. Например, одни дети не могут правильно воспроизвести простую мелодию, другие - легко выполняют сложные музыкальные произведения; одним очень трудно даётся решение задач, которые требуют устойчивого внимания, другие могут часами заниматься любимым делом.
Дети отличаются не только по темпам роста, но и по индивидуально-психологическим качествам (интересами, чертами характера, способностями). Есть любопытные, умственно активные дети, которые ставят множество различных вопросов, а другие пассивные, мало чем интересуются. Среди детей есть капризные, раздражительные, а есть спокойные, доброжелательные. У одних дошкольников ярко проявляются музыкальные способности (слух, чувство ритма), в других - математические (в 5-6 лет они уже решают сложные арифметические задачи). Есть дети, живущие однообразной жизнью, они всегда чем-то подавлены и ничего их не интересует; а есть такие, которые всегда бодры, жизнерадостны, всем интересуются.
Заметно типичные различия между детьми проявляются в умственном развитии. По этому критерию выделяют несколько категорий детей.
1. Дети с нормальным умственным развитием. Они способны самостоятельно выполнять задачи, которые требуют видения и использования связей, отношений между предметами, явлениями, действиями. Все они умственно активны, ставят перед собой познавательные задачи, отражают окружающий мир как собственную познавательную проблему. Показателем умственной активности ребенка является вопрос "для чего?" и "почему?". Не все из них адресуются взрослым. Ребенок, который нормально развивается, стремится сам найти ответ на свои вопросы. Он может экспериментально выяснить некоторые из них, внимательно наблюдая за животными и людьми, за явлениями природы, рассуждать и делать выводы.
Каждый дошкольник в 5-6-летнем возрасте может быть изобретательным, способным к поиску новых способов действий в игре, рисовании, лепке, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий.
2. Дети с упреждающим умственным развитием. На первых порах установить степень опережение в умственном развитии таких детей довольно трудно, но они всегда удивляют своим интеллектуальным развитием, трудоспособностью и интеллектуальной активностью. способностями. Поэтому их называют вундеркиндами (нем. Wunderkind - чудо-дети). Безусловно, раннее умственное развитие является благоприятным условием для их успешной умственной деятельности, что может помочь им в дальнейшем развитии
Дети, которые опережают сверстников в умственном развитии, требуют особого внимания. Они рано учатся читать, считать, интересоваться разными науками и в некоторых достигают больших успехов.
Особенность детей с упреждающим умственным развитием заключается в ярко выраженной умственной активности, их увлеченность умственной деятельностью является показателем быстрого развития способностей. Умственные занятия становятся для них своеобразной игрой ума, во время которой они могут проявлять неограниченную инициативу, наслаждаться решением различных проблем. Такие дети быстрее своих сверстников преодолевают эгоцентричные установки, в них легче формируется объективное видение окружающего мира.
Умственно активные дети достаточно хорошо самоорганизуются, они умеют мобилизовать свои силы на выполнение своей задачи, проявляют большую сосредоточенность, длительное умственное напряжение.
В работе с ними важно, чтобы задачи, которые им приходится решать, были интересными для них, приносили пользу их развитию. Оставлять таких детей незагруженными нельзя потому, что они нуждаются в постоянной умственной деятельности.
3. Дети с задержанием умственного развития прежде всего не могут сосредоточиться на любой деятельности, не способны рассуждать над поставленной перед ними задачей, в них не возникает познавательного интереса и им скучно. Они быстро устают, поэтому многие балуются, не соблюдают правила поведения, не обращают внимания на указания воспитателя, мешают играть или учиться своим сверстникам. Многим из таких детей присущ выраженный эгоцентризм мышления.
Задерживание умственного развития может быть вызвано поражением или недоразвитием органов чувств (тугоухость, слабое зрение), отсутствие при этом своевременного компенсирующего обучения или это может быть связано с длительной и тяжелой болезнью, из-за чего никто не заботился об умственном развитии ребенка, педагогическая запущенность.
Негативно сказываются на умственном развитии детей обделенность доброжелательным, полноценным общением, любовью, человеческим теплом, конфликты в семье, педагогические недостатки в работе дошкольных учреждений.
Существенные трудности с развитием возникают и у детей, семьи которых поселились в иноязычной среде и не смогли достаточно быстро освоиться в ней.
Задержание умственного развития детей, у которых не было органического повреждения головного мозга, происходит чаще всего по вине взрослых. Оно вызвано отсутствием их внимания и заботы о таких детей.
Дети с задержанием психического развития должны пользоваться особым вниманием воспитателя. Недостаточное развитие познавательной деятельности не может служить основанием для лишения ребенка полноценного обучения и воспитания. При внимательном отношении такие дети проявляют интерес к занятиям, постепенно совершенствуются под влиянием обучения. Однако они быстро утомляются, у них теряется всякий интерес к познанию нового, а это требует от воспитателя и педагогов особого внимания к ним.
4. Часто причиной умственной отсталости детей является повреждение головного мозга ребенка через недоразвитие, болезни, дородовые травмы и прочее. Умственно отсталыми считают детей, у которых нарушена познавательная деятельность вследствие фактического повреждения головного мозга. Ими могут быть дети, которые перенесли в дошкольном возрасте энцефалит, сложную форму гриппа с осложнением на мозг, тяжелую травму, а также дети страдающие шизофренией, эпилепсией и тому подобное.
Олигофренией называют состояние умственных возможностей, которые возникают вследствие повреждений центральной нервной системы ребенка в доречевой период жизни (до 1,5-2 лет). Причиной этого являются наследственные, внутриутробные повреждения зародыша (часто их вызывает алкоголизм родителей), разные заболевания родителей и травмы матери, которые могут повлиять на центральную нервную систему ребёнка. Во время олигофрении психическое развитие ребенка происходит неполноценно, хотя физически ребёнок может быть вполне здоровым. Характерными признаками олигофрении может быть снижение любознательности и познавательных процессов, слабая способность к пониманию проблемной ситуации и ее решения, затруднена восприимчивость нового, малая результативность обучения, обедненный кругозор, малый запас представлений и примитивность мышления.
Различия в психическом развитии детей возникают и развиваются в процессе их жизни и воспитания. Формирование у них определенных психических и умственных качеств зависит и от врождённых задатков.
Каждый ребенок рождается с только ему одному присущими задатками, обусловленными наследственностью и внутриутробным развитием. Эти задатки в определенной степени определяют возможности развития большинства анатомических, физиологических и некоторых психических и умственных особенностей ребенка. Даже безусловные рефлексы у новорожденных выражены в разной степени. У разных младенцев с неодинаковой скоростью образуются условные рефлексы: в одних преобладают ориентировочные реакции зрительных раздражителей, в других - тактильные. Некоторые природные особенности наследственно обусловленные, другие - возникают под влиянием условий развития во внутриутробном периоде.
Несмотря на то, что наследственные заболевания, недоразвитие, травмы во время родов вызывают задержки психического развития, а в особо тяжелых случаях - глобальные проблемы, иногда предполагают, что необычные способности тоже связаны только с врожденными особенностями мозга. Однако природные особенности, которые передаются по наследству, могут служить лишь задатками определенных способностей, предпосылками психического развития, а далее всё будет зависеть от самого ребёнка и от его окружения.
Различия в психическом развитии детей, формирование их способностей, особенностей развития личности гораздо больше зависят от воспитания и обучения, от социального строения общества, от национальной культуры и традиций, от типа семьи (полная, неполная, многодетная, малодетная), от отношений к ребенку членов семьи, от взаимоотношений родителей и тому подобное.
Свидетельство о публикации №222093001010