Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Ч. 13

К столетию трансатлантического перелёта Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Часть 13

  Boris S.Gotman,Ph.D

  Продолжение, предыдущая часть – http://proza.ru/2022/09/23/1108

  Вскоре после взлёта из залива Баия-де-Гандо и разворота на курс к Сен-Висенту началось рыскание картушки компаса.
 
  Пользоваться компасом стало невозможно. После недолгих колебаний Кабрал решает продолжить полёт, ориентируясь по направлению волн, а когда появлялось солнце, тенью мачт гидросамолета, согласно указаниям, которые Коутиньо передавал ему, глядя на маленький грубый компас, который он установил на задней переборке.
 
  Позже Кабрал запишет, что любой другой, не совершавший полётов над океаном или не имевший абсолютной уверенности в астрономических наблюдениях, вернулся бы назад при выходе из строя путевого компАса.
 
  В 8:06 «Лузитания» пролетел мимо вершин вулканов острова Тенерифе, совершенно чётко видимых, хотя горизонт был плотно скрыт облаками и наблюдения проводить было невозможно.
 
  В 8:23 уже не виден Гран-Канария, а в 8:30 скрылся и пик вулкана Тейде, самого высокого вулкана Испании.

  Благодаря сильному попутному ветру они летели со скоростью более 90 миль в час. Над морем был туман и низкие облака, не было видно просветов, хотя самолёт шёл высоко.

  Гидросамолет летел с выраженной склонностью к задиранию носа, или, как это называется в авиации, к кабрированию. Этот термин переводится как «становиться на дыбы, вздыбливаться». В верховой езде поднять коня на дыбы может наездник, демонстрируя выездку. А может вздыбиться и сам конь, по своему желанию, чтобы, скажем, сбросить наездника.

  И по аналогии с верховой ездой кабрирование может быть фигурой высшего пилотажа и даже одним из видов бомбометания в военной авиации (бомбометание или запуск ракет с кабрирования), но может быть очень опасным, если самолёт по разным причинам сам задирает нос.

  Во втором случае самолёт не набирает высоту, а продолжает с поднятым носом лететь вперёд, резко увеличивая подъёмную силу и лобовое сопротивление, что ведёт к стремительной потере скорости. Если пилот немедленно не опустит нос машины рулём высоты, она свалится, как говорят в авиации, а сваливание на крыло часто ведёт к штопору, из которого не так просто выйти.

  Для того, чтобы удержать стремящийся к кабрированию самолёт в линии полета, от лётчика требуются огромные физические усилия (это не касается военных реактивных самолётов).

  Вот как написал об этом полёте Кабрал: «…это стрессовое усилие, которое я делаю, и иногда я чувствую, как мои руки сводит судорога».

  Он записал в дневнике и то, что: «… если бы двигатель заглох, даже душа не воспользовалась бы нами!».

  Кабрал продолжал вести машину, руководствуясь направлением волн и тенью мачт гидросамолета, и думал о том, как удержать картушку своего компАса от рыскания.

 
  На иллюстрации: вершина вулкана Тейде на острове Тенерифе

    Продолжение следует: http://proza.ru/2022/10/07/973


Рецензии
Ну и ну, герои или авантюристы, уже не так и важно, но смелые ребята.Продолжали лететь на "вздыбившемся" самолете.
Спасибо

С уважением

Елена

Елена Ахмедова   28.11.2022 22:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! В смелости им не откажешь! С уважением, Борис

Борис Готман   29.11.2022 14:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.