Разные формы, стадии и условия развития интеллекта

     Способность мыслить, то есть перерабатывать получаемую информацию, дает человеку возможность не быть слепым орудием других людей или жертвой обстоятельств, а значит развитый интеллект – это инструмент адекватного реагирования на любую жизненную проблему, позволяющий выпутываться из самых затруднительных ситуаций.

     Чтобы интеллект служил безотказно во всех случаях, психологи рекомендуют постоянно его всесторонне совершенствовать. Специалисты выделяют несколько типов интеллекта:

     1. Цифровой – способность в уме производить различные действия с числами и это необходимо не только для расчета в магазине, но и для успешного ведения финансовых дел в любых экономических расчётах. Это очень полезно для выработки гибкости и оперативности ума.

     2. Пространственный – умение оценить особенности расположения различных предметов, позволяющее свободно ориентироваться на незнакомой местности. Развить пространственное мышление помогут не только теоретические занятия геометрией, но и практика: танцы, бег, плавание, аэробика, йога – любая активность, дающая ловкость и силу мышцам, позволяющая держать равновесие, соблюдать координацию движений.

     3. Творческий – генератор новых оригинальных идей, позволяющий экспериментировать, играть, фантазировать. Чтобы привести его в действие, полезно на время отключать аналитическое мышление и позволять себе помечтать. Тем самым вы дадите творческому интеллекту сначала расслабиться, а затем с новыми силами «обмозговать» вашу проблему. Развитию творческого начала способствуют также занятия рисованием, пением, музыкой, поэзией.

     4. Личностный – помощник человека в реализации его потенциала. Развитие его предполагает познание себя, умение слышать свое «Я». Для этого используются практики самоуглубления, медитации, самогипноза. Они также помогают настроиться на позитив, избавиться от иллюзий, сомнений, навязчивых мыслей.

     5. Социальный – умение налаживать конструктивные межличностные отношения. Данный вид интеллекта включает в себя и способность заинтересовать разговором, и искусство слушать, и талант тактично задавать вопросы, и готовность идти на компромисс, и соответствие внешнего вида ситуации. Развитию социального интеллекта способствует большая практика общения, а также чтение, наблюдение за поведением публичных лиц и героев книг, фильмов, спектаклей.

     6. Сенсорный – способность эффективно управлять не только пятью основными чувствами – слухом, зрением, вкусом, обонянием и осязанием, – но и шестым, то есть интуицией. Есть много способов развития интуиции и проницательности. Самый простой – техника определения с закрытыми глазами расстояния, на котором находится приближающийся к вам человек.

     7. Духовный – верхушка всей интеллектуальной пирамиды. Он задаёт мыслительному процессу гуманный вектор и определяет его полную независимость. Недаром людей, им обладающих, называют «самоактуализованными». Наличие этой разновидности умственной деятельности – лучшее доказательство неразрывной связи духовного и интеллектуального развития.


     Некоторые адепты духовного развития человека обрисовывают такое развитие  как приобщение к пяти природным стихиям. Каждая из них по-своему обогащает человека, а все вместе они выражают единство духовного и интеллектуального развития. Вот эти пять элементов:

1. Вода – это символ наших желаний и целей, которые должны перерасти в дела так же, как полноводная река берет начало с маленьких ручейков. Эволюция человеческого духа предполагает познание себя, своих желаний, своей миссии и неукоснительное следование за своей мечтой.

2. Огонь – умение добывать и копить энергию, чтобы направлять ее на реализацию своих повседневных потребностей и стратегических целей. Одним из важнейших источников жизненных сил является любовь. Поэтому прожить без нее очень трудно. А вот такие эмоции, как злость, гнев, обида, зависть, ревность, – сильнейшие поглотители энергии. Их нужно стараться всячески избегать либо трансформировать в позитивное русло, например, в стремление к материальному благополучию.

3. Дерево – крепкое здоровье и долголетие, предполагающее сочетание здорового тела со здоровым духом. Если первое достигается физическими тренировками и сбалансированным питанием, то в основе второго лежит духовное и интеллектуальное развитие – формирование позитивных мыслей и гармонизация духа.

4. Земля – преобразование пространства вокруг себя, стремление сделать дом чистым, двор – ухоженным, себя – опрятным, а свое окружение – добрососедским. Этот вектор ведет к сотрудничеству, взаимопомощи, бесконфликтному продуктивному общению.

5. Воздух – стремление к свободе мысли, слова, поступков, выбора, не зависимое ни от кого распоряжение местом своего пребывания, временем, финансами, умение не стать рабом денег, а ценить доходы нематериального плана: дружбу, любовь, знания, опыт.

     Природа наделила людей относительно высоразвитыми умом,  сознанием и инстинктами и всё вместе это определяет духовный мир человека. Их единство необходимо для любого значительного достижения. Точно так, как для появления на свет здорового ребёнка нужны мужчина, женщина и определённые природные данные.

      Так и для развития всякого общества необходимы ум, знания и духовные качества людей, которые будут определять социально-экономические взаимоотношения граждан в обществе!  И чем выше духовные качества людей, которые определяют их способность сострадать, сопереживать, сочувствовать обманутым и обездоленным, угнетённым и немощным, стремление помочь им и известно, что подобное бывает свойственно даже животным, то и успех человека в любом его деле на благо общества будет для него наслаждением, особенно если и общество будет благодарно ему за его интеллектуально-духовные качества!

     А лицемерие и показуха публично нигде и никогда не признавалось, и не будет признаваться примером добродетели и образцом для подражания, это удел слабых, хитрых и беспринципных, ибо ум с добродетелью – это мудрость, а ум без добродетели – хитрость. А кто уважает людей беспринципных, хитрых и изворотливых? Только такие же, как они сами!

     Совершенно ясно, что изучение развития интеллектуально-духовных качеств людей как способность человека не только к рациональному поведению, но и к добрососедским отношениям с другими людьми на основе стремления к взаимовыручке и к взаимопомощи, следует рассматривать как одну из ведущих наук, на которых должны основываться теория и практика воспитания подрастающего поколения! Это раньше в СССР педагоги были заинтересованы в общем развитии подрастающего поколения и был бурный расцвет педагогической психологии.  Но капитализм привёл к тому, что преподаватели почти совсем перестали интересоваться вопросами физического и интеллектуально духовного развития, откукарекал своё, а там хоть не рассветай.

     Сейчас уже многие страны располагают обширным арсеналом фактов и целым рядом выводов, которые имеют важное значение для педагогики. Главные среди них – это вопросы о градиентах развития мозга, об индивидуальной изменчивости в темпах этого развития, особенно в пубертатном периоде, то ест во время полового созревания, о взаимосвязи между темпами умственного и интеллектуально-духовного  развития.

     Начиная с самых первых стадий внутриутробного развития и на протяжении всего дальнейшего роста, мозг по весу ближе к своему конечному значению, чем любой другой орган человеческого тела, за исключением, пожалуй, глаза. В этом смысле мозг развивается раньше, чем остальная часть тела.

     Накоплено много данных, свидетельствующих о том, что дети, более развитые в физическом отношении (судя по их раннему созреванию во время подросткового периода), получают в среднем более высокие баллы в психологических тестах, чем их отстающие в развитии сверстники.

     Факторы интеллектуально-духовного развития.

     Генетические факторы - тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей. От этих факторов в определенной степени зависит направление интеллектуального развития индивидуума. Однако индивидуум, как можно было бы думать, не наследует определенный уровень "чистого" интеллекта, зависящий от соответствующего уровня у родителей. Об этих генетических факторах, их структуре и механизмах возникновения и проявления на сегодняшний день известно очень мало. Выявлены только ряд генов, отвечающих за грубые дефекты развития организма, а также за ряд физических признаков организма.

     От генетических нарушений следует отличать хромосомные аномалии, связанные с нарушениями в процессе образования сперматозоида или яйцеклетки. Это касается, в частности, такого распространенного недуга, как болезнь Дауна.

     Пример. Для болезни Дауна характерен определенный внешний вид больных, но главные проблемы для них сосредоточены в умственном развитии. У детей с этим заболеванием обычно наблюдается дебильность в легкой степени, которая, тем не менее, частично компенсируется их большой общительностью; эта черта служит важным фактором их адаптации в обществе. Показано, что болезнь Дауна передается по наследству только в 3-4% случаев Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей. Если мать не старше 25 лет, то его вероятность составляет 1/2000, а если ей больше 45 - 1/40. Есть такая же связь и применительно к отцу.

      Факторы, возникающие во время беременности

     Во время внутриутробного развития ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказывать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка. Приведем примеры таких нарушений.

      - Недостаточное питание матери, особенно в бедных и слаборазвитых странах. Так, отсутствие или недостаток йода в пище матерей в определенных районах может вызвать кретинизм ребенка.

      - Заболевания матери в период беременности. Так, краснуха у беременной протекает легко, но на первых месяцах внутриутробной жизни ребенка приводит к необратимым изменениям зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций.

      - Употребление лекарств и других веществ. Злоупотребление в первые месяцы беременности антибиотиками, транквилизаторами типа элениума или даже аспирином, употребление алкоголя или курение может привести к значительной задержке умственного развития ребенка.

     Факторы окружающей среды.

     Недостаточность или элементарные нарушения питания у ребенка особенно сказываются в первые 6 месяцев. Однако если в дальнейшем ребенок начинается питаться нормально и жить в стабильных условиях с достаточной психической стимуляцией, то он уже к 4-5 годам догоняет своих обычных сверстников. К сожалению, такую компенсацию большинство детей из бедных семей никогда не получат и у них нарушения, связанные с неблагоприятным питанием беременной матери, будут только усугубляться.

     Психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для интеллектуального развития ребенка, быть может, даже большее, чем правильное питание или физический уход. Было показано, что у детей, воспитанных в учреждениях, где общение было сведено к минимуму (одна воспитательница на 10 детей), уже со второго года жизни отмечается значительное отставание в двигательной и речевой сфере. То есть дети должны расти с родителями, которые не только сами способны часто общаться со своими детьми, но и которые дают им возможность общаться с разными людьми, манипулировать с новыми предметами, осваивать новые навыки.

     Пример: 30-е гг. ХХ века, штат Айова, приют для умственно отсталых детей. Младенцы целыми сутками находились одни в кроватках с высокими занавесками; вся психическая стимуляция - только общение с нянями во время ухода и кормления. 13 таких детей были помещены в заведение для умственно неполноценных женщин, которые очень скоро приняли этих младенцев как своих. С этого момента развитие детей с каждым днем стало меняться: у них сформировалась речь, и вскоре их интеллект достиг нормы. В течение последующих 40 лет многие обзавелись детьми, имели семьи, четверо получили высшее образование. При этом остальные 12 детей, которые остались в приюте, так и не достигли нормального развития, а треть из них оставалась в приюте пожизненно.

     Число детей в семье

     Можно было бы предположить, что умственное развитие ребенка будет тем лучше, чем больше у него братьев и сестер. Однако на самом деле это не так: чем больше в семье детей, тем ниже их IQ; первенцы всегда более развиты, чем остальные дети. Самые высокие баллы получают старшие дети в семье из 2 детей, а самые низкие - младшие дети в семье с 9 детьми (разница в IQ - 10 баллов). Предложено объяснение этих результатов. По мнению его авторов, от числа детей в семье зависит ее "интеллектуальный климат". У каждого индивидуума (в том числе и родителей, и детей) имеется свой уровень интеллекта, который можно условно представить некоторым числом. Ясно, что в среднем у родителей оно выше, чем у детей. Тогда, если взять двоих родителей с уровнем, скажем, 30, то для бездетной семьи "индекс интеллектуального развития" будет равен (30+30):2+30, после рождения первого ребенка он упадет до (30+30+0):3=20, а с рождением четвертого ребенка он понизится до (30+30+12+8+4+0):6=14.

     Однако, как отмечают те же авторы, совершенно очевидно, что, если в больших семьях этот недостаток в интеллектуальном плане и проявляется, то они имеют ряд преимуществ с точки зрения развития личности (более выражена социальная компетентность, моральная ответственность). Очевидно, что эти факторы играют в социальной адаптации человека не меньшую роль, чем интеллект.

     Социальное положение семьи.

     Исследования, проведенные во Франции (1980), показали, что у детей, родившихся в бедных семьях, но воспитанных в семьях из привилегированного слоя, IQ примерно на 20 баллов выше, чем у их братьев и сестер, воспитанных родителями. Другими словами, между социальной средой, в которой живет ребенок, и его школьной успеваемостью существует тесная связь.

     Влияние школы.

     Большая часть жизни ребенка и подростка связана со школой. Можно ожидать, что в школе все делается для того, чтобы способности каждого развивались как можно лучше. Что же мы имеем на самом деле?

     Как самое ценное качество ученика в традиционной школе рассматривается послушание. Хороший ученик - это спокойный ребенок, который ничего не говорит без разрешения, отвечает только на те вопросы, которые ему задают, и именно так, как от него требуется. В курсе общей психологии было показано, к каким последствиям это может привести у детей с высокими творческими способностями и сравнительно низким уровнем традиционного интеллекта.

     Как можно бороться с таким положением вещей? В 20 веке предложено несколько открытых систем обучения, в которых каждый ребенок живет и работает в своем собственном ритме. Такой метод предложила, в частности, итальянка Мария Монтессори (1870-1952). В ее классах детям была предоставлена полная свобода передвижения и максимально стимулирующая среда - игрушки и предметы, привлекающие их внимание. В этой школе дети активно работали и с удовольствием учились, хотя там не было никаких экзаменов или дневников, призванных подстегнуть их усилия.

     Почему же эти методы, вполне оправдавшие себя, не используются широко в современных школах? Дело в том, что человеческое общество с трудом допускает свободу и самостоятельность своих членов. Любая социальная система отражает культуру и социально-экономическую среду, преобладающую в данном обществе. Естественно, это относится и к воспитанию детей, которым предстоит развивать и, главное, сохранять существующие социальные структуры. Гарантией такой благонадежности и служит более или менее систематический контроль.

     Пример: в США проживают представители достаточно многочисленных культурных и социальных слоев, однако школьная система приспособлена в основном для англоязычных представителей белой расы, вышедших из семьи, которой оба родителя имеют стабильное и более или менее престижное положение и являются индивидуально и социально обеспеченными (тип семьи, которую показывают в большинстве телесериалов не только американского, но и европейского производства). В подобной семье остается мало места для каких-либо других установок или представлений о жизни. Основные требования школы, которым должен подчиняться ребенок, - это уважение к вышестоящим персонам, выполнение заданий в срок и в соответствии с определенными требованиями, конкуренция и индивидуализм. Стимулом служит перспектива получить диплом и, следовательно, получить престижную работу, в конечном итоге воспроизведя социальную модель жизни своих родителей.

     Хотя такую систему обязательного школьного образования вполне искренне считают демократической, не приходится удивляться тому, что успешность представителей непривилегированных классов здесь крайне мала. К сожалению, динамика социального развития России в настоящее время во многом повторяет этот путь.

     С другой стороны, по данным Годфруа, как только система обучения начинает соответствовать мотивации и жизненному ритму детей и поддерживать гармонию с жизнью взрослых, негритята из Заира начинают развиваться так же быстро, как их сверстники из Парижа или Нью-Йорка.

     Личностные качества ребенка

     Темперамент и характер ребенка играют важную роль в том, как будут налаживаться его отношения в школе. У некоторых детей их стиль (флегматики, холерики и т.д.) не соответствует жестким рамкам традиционной школы; такие дети быстро оттесняются в сторону, и к ним начинаются относиться как к неспособным.

     Каган разделял детей на вдумчивых и импульсивных. Вдумчивые дети углубляются в задачу, даже если она трудна, и решают ее столько времени, сколько необходимо. Однако их основная мотивация - избегание неудачи. Их социальная активность незначительна, они мало участвуют в жизни коллектива, опасаются попадать в незнакомые социальные ситуации. Считаются успешными в обучении.

     Импульсивные дети: хорошо входят в коллектив, не боятся рисковать, стремятся к быстрому успеху. Поэтому часто дают первый ответ, который приходит в голову (иногда это вызывает трудности в обучении, особенно чтению - пропускают строчки, подставляют одно слово вместо другого). При этом могут показывать не худшую успеваемость, чем вдумчивые дети, но их стиль поведения хуже вписывается в систему воспитания, в которой главным достоинством считается послушание, и они находятся в заведомо худших условиях.

      У вдумчивых детей, благодаря их способности рассматривать разные подходы к решению задачи, больше шансов стать творческими личностями. В то же время, поскольку импульсивные дети допускают неоднозначные решения и способны спонтанно их выдавать, у них также может развиться дивергентное и оригинальное мышление.

      Личностные качества родителей

      Родителям детей с высоким уровнем интеллекта и творческих способностей обычно свойственно положительное отношение к жизни: они любят свою работу, энергичны и динамичны, предпочитают на досуге культурное или артистическое времяпрепровождение. Главное их отличие - нонконформизм (независимость от постороннего мнения, от условностей или предрассудков общества). Они уверены в себе и ведут себя свободно, не заботясь особенно о своей репутации.

     Если у детей имеются условия для развития и интеллектуальных, и творческих способностей - что будет преобладать? Это во многом зависит от взаимоотношения этих детей с родителями. В обоих случаях важно, чтобы ребенок ощущал человеческое тепло и уважение со стороны взрослых.

     Примеры. В атмосфере семьи с преимущественным развитием интеллекта между родителями и детьми уже в раннем детстве установлены взаимоотношения; родители обращают особое внимание на школьную успеваемость; у детей с высокими вербальными способностями, как правило, имеются очень крепкие эмоциональные связи с родителями, что подкрепляет зависимые формы поведения. В этих случаях родители уделяют много внимания умственному развитию детей, покупают им познавательные игрушки и книжки, позволяют участвовать во взрослых разговорах; дети с большими способностями в области математики и пространственного воображения гораздо свободнее в своих инициативах.

     В семье с преимущественным развитием творческих способностей у родителей нет никакой авторитарности; детей поощряют за непосредственность и уверенность в себе, в семье ценится чувство ответственности. В таких семьях часто наблюдается эмоциональная дистанция, даже холодность, вплоть до глубокого разлада между родителями и детьми, но это не приводит к враждебности по отношению к детям или к пренебрежению ими).

     Интеллект, его строение и уровень развития.

     Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В интерпретации его сущности мнения психологов расходятся.

     Трудности возникают даже при самом определении интеллекта.

     Вот некоторые из определений. Интеллект - это способность к рациональному мышлению. Интеллект - это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели. Интеллект - это характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики. Интеллект - это целостная характеристика познавательных процессов человека. Интеллект - это способность человека адаптироваться к окружающей среде. Интеллект - это понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем. Интеллект - это глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

     В этой связи даже вносятся предложения вообще отказаться от этого понятия (Д. Кэррол, С. Максвелл) или заменить его другими, например, «адаптабельностью» или «умственной структурой» (Д. Меллер и др.)

     Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект - это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.

     В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.

     Интеллект можно рассматривать как способность к рациональному поведении, а ум как способность к рациональному мышлению, ибо знать, как необходимо делать и делать как необходимо - это огромная разница!  Разве курильщики не знают, что курить вредно, а пьяницы не знают, чем чреват для человечества алкоголизм? При этом интеллект редко связывают с духовностью, нравственностью, эмпатичностью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».

     Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется и реализуется. Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум - это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые в отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.

    Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности самого феномена и несовершенства его формулировки трудно предложить его полноценную модель, поэтому пока идет накопление информации по этому вопросу. А имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций разных ученых. В понятие интеллекта включаются до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.

     В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих.

     Общий интеллект (фактор G, от англ. general - общий) - совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникационные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.

     Специальный интеллект (фактор S, от англ. special - специальный) - совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека.

     Имеются и другие подходи к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (способность восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость И др.) «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информацию).

     Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными процессами, врожденными и социальными факторами.

     Неопределенность содержания понятия «интеллект» не остановила исследований этого феномена, которые велись по различным аспектам жизнедеятельное m человека. Вот результаты этих исследований.

     Интеллект и наследуемость.

     Такая связь имеется  по некоторым отдельным факторам интеллекта. Попытки увязать интеллект с генетическими факторами позволили лишь считать, что, чем больше генетическое сходство (сестер, братьев, близнецов), тем меньше различия по интеллекту. Выявлено также, что уровень развития интеллекта снижается из-за неправильного образа жизни матери в период беременности (курение, алкоголь, заболевание краснухой, злоупотребление лекарствами и др.). По приблизительны расчетам факторы наследственности в интеллекте составляют около 60%.

     Интеллект и возраст.

     Отмечено, что с возрастом при сохранении психического здоровья интеллект не утрачивается. Признаки интеллекта могут быть зафиксированы в возрасте трех лет. К 20 годам наблюдаются максимальные формы проявления знаний, умений, навыков и житейского опыта.

     Интеллект и семья.

     С возрастом влияние семьи на становление интеллекта снижается, в ранние же годы уровень развития интеллекта пропорционален интеллектуальному уровню семьи. При это определяющее влияние на интеллект показывает тот из родителей, который эмоционально ближе к ребенку (в большинстве случаев мать).

     Интеллект активность личности.

     Установлено, что одаренные люди для решения задач привлек ают большие объемы информации и осуществляют переработку ее с большой скоростью и точностью. Кроме того, чем выше интеллект, тем выше способность прогнозировать развитие событий, составляющих основу человеческой деятельности.

     Интеллект и адаптация.

     Казалось бы, коль термин «адаптация» включен в определение интеллекта, то вполне логично предположить его взаимосвязь со способностью к адекватному поведению в сложной среде. Однако это определение расплывчато и вряд ли может раскрыть истинную роль интеллекта в адаптационных процессах.

     Интеллект и обучаемость.

     Такая связь может частично характеризовать интеллектуальную личность. Действительно, школьные и вузовские оценки коррелируют (имеют статистически значимую, но не причинно-следственную связь) с интеллектом, однако они отражают не характеристики процесса обучения, а конечный результат, добытый неизвестно как. Поэтому говорить об интеллекте как об обобщенной способности к обучению неправомерно. Обучаемость различны видам деятельности определяется и спецификой этой деятельности, и индивидуально-личностными характеристиками человека.

     В данном контексте стоит сказать, что такое разум. А разум это способность к творчеству новых знаний на основе приобретённых и если человек не способен к творчеству нового, то он либо глуп от рождения, либо не имеет необходимых для этого знаний, либо не способен творчески их обрабатывать!   И задача любой школы – дать знания и научить их творчески обрабатывать!

     Интеллект и деятельность.

     Психологи отмечают в этом вопросе пороговые отношения: как высокий уровень интеллекта, так и низкий могут наносить ущерб результативности деятельности. Еще в древности китайский философ Лао-Цзы говорил: «Грубым умам управление даётся проще». Чрезвычайно высокий интеллект может делать его обладателя непонятным окружающим людям и снижает мотивацию к интенсивному совместному труду. Справедливо и обратное: каждая профессия требует определенного минимума интеллекта.

     Интеллект и пол.

     При разном среднем уровне развития интеллекта у мужчин и женщин больший разброс наблюдается у мужчин. Различаются и ведущие сферы приложения интеллекта между мужчинами и женщинами.

     Интеллект и культурно-социальная среда.

     Установлено, что эта связь существенна для развития интеллекта. Но такой вывод годится только для народов, культура которых не отличается по уровню от современного развитого общества. Выявлено, например, что по математическим знаниям школьники средних классов Японии превосходят американских ровесников. Однако это явление обусловлено не генетикой и наследственностью, а разным приоритетами, которые проявляются в культуре этих стран по отношению к знаниям, образованию, к социально-экономическим отношениям в обществе, к семье, а также отличия в воспитании, что сказывается на трудолюбии и духовности молодёжи и даже особенности в языке и письменности влияют на развитие интеллекта в разных странах.

     Интеллект и абстрактное мышление.

     Интеллект отражает способность человека решать неформализованные задачи, у которых нет четких правил решения.

     Интеллект и нейропсихологические механизмы психики.

     В этом плане интеллект связывают с общим числом нервных ассоциативных связей и функциональной асимметрией головного мозга. Накоплен материал о динамических характеристиках интеллектуальной деятельности, не зависящих от типа задания и вида деятельности. Вот некоторые результаты: вклад левого полушария в динамическую организацию интеллектуальной деятельности различен; намеренное (произвольное) ускорение интеллектуальной деятельности (и некоторые другие скоростные параметры) выше у людей с правосторонним типом асимметрии;- «левосторонние» более устойчивы по отношению к сбивающему влиянию помех в процессе интеллектуальной деятельности.

     К сожалению, многие из перечисленных выше результатов получены на основе различного понимания интеллекта, что придаёт им лишь ориентировочный характер.


Рецензии