Стивен Барр. Бог, время, первопричина и причины

БОГ, ВРЕМЯ, ПЕРВОПРИЧИНА И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ
Стивен Барр

Культурные войны в Соединенных Штатах вызваны глубокими разногласиями по
природа общества, морали, человеческой личности, семьи, сексуальности и многими другими аспектами человеческой жизни. У этих разногласий есть не одна причина, но в какой-то степени они отражают расхождение во взглядах на самые основные физические и религиозные вопросы, хотя атеисты и религиозные люди могут обнаруживаться с обеих сторон в различных битвах культурных войн. Недавние дебаты по поводу  происхождение человеческой расы и происхождение вселенной можно рассматривать как часть этих войн. Очевидно, что это имеет место в длительных спорах о преподавании эволюции в государственных школах и движении “Разумный замысел”. Но это также верно в отношении растущего внимания СМИ к критике религии, основанной о научных теориях происхождения Вселенной. Яркими примерами этого являются огласка вокруг недавней книги Хокинга и Млодинова "Великий замысел" и появление в популярных телешоу ученых, приводящих аналогичные аргументы.
К сожалению, большая часть дискуссий вокруг вопросов “происхождения” в
в масс-медиа и в популярных книгах отражается непонимание традиционных христианских идей, не только со стороны атеистов, но и со стороны многих религиозных
Люди. Это привело к большой путанице, и многие атеисты ошибочно полагают, что
наука показала, что традиционные представления о “сотворении мира” излишни, и многие верующие ошибочно полагают, что определенные научные идеи находятся в противоречии с христианской верой. В этой статье я попытаюсь прояснить некоторые из этих недоразумений и показать, что ни триумфализм этих атеистов, ни страхи религиозных людей не оправданы вообще.
Представление о том, что религия и наука находятся в противоречии, исходит из множества заблуждений. Одним из самых основных среди них, и тем, которое наносит огромный ущерб, является ли представление о том, что Бог как объяснение конкурирует с объяснениями, данными наукой. Эта ошибка, в свою очередь, может быть связана с неправильным пониманием того, что значит сказать, что Бог является “Первопричиной” всего существующего. Многие люди думают о Боге как о первом в временной цепи причин - так же, как один бильярдный шар приводит в движение другой, который, в свою очередь, приводит в движение третий, и так далее. Некоторые люди думают о Боге как о первом шарике в этой цепочке, который запускает процесс. Возможно, они слышали, что на эти темы писали Аристотель и св. Фома Аквинский, и они воображают, что именно это имел в виду св. Фома.
На самом деле св. Фома вообще не имел в виду временную последовательность причин. Он говорил, скорее, о том, что он назвал “одновременно действующими причинами”, то есть причинами, которые действуют одновременно; и он говорил не о временной цепочке, а о пояснительной. На самом деле он хотел сказать, что объяснения должны начинаться логически, а не хронологически.  Они не могут ходить по кругу (так называемые “круговые рассуждения”), и не могут  идти в “бесконечном регрессе”, где каждая вещь объясняется чем-то другим, но без какого-либо окончательного объяснения. (Подумайте о математическом доказательстве, где каждый вывод следует из какого-то предыдущего вывода, но где вся цепочка рассуждений нигде не начиналась. В таком доказательстве на самом деле ничего не было бы доказано.) Лучше, чем термин “Первопричина", который сбивает с толку современных читателей, незнакомых с жаргоном аристотелевской философии и ближе к смыслу св. Фомы было бы говорить об “окончательном объяснении” или “первопричине”, если мы понимаем, что он не имел в виду “первое” в последовательности во времени.
Чтобы понять, что на самом деле означает христианская традиция, когда Бог является “первой” причиной, полезно начать с природы времени и того, как Бог относится к нему. На протяжении веков существования Церкви язычники иногда издевались над христианской верой в то, что вселенная началась с вопроса: “Что ваш Бог делал в бесконечное время до того, как Он начал создавать мир? ” На это великий отец Церкви Св.
Августин дал глубокий ответ. Он начал с понимания того, что время - это особенность сотворенного мира, что означает, что время тоже является чем-то сотворенным. Следовательно, сотворение вещей также было началом времени. Другими словами, время не тянется непрерывной линией назад в бесконечное прошлое, как считали языческие философы предполагаемой древности; скорее, оно восходит только к началу сотворенного мира. Поэтому нет смысла говорить о времени “до” этого Начала. Это ответ  св Августина  на насмешку язычников: “Раньше не было времени, пока не были сотворены небо и земля, [так] почему они спрашивают, что [Бог] сделал "тогда"? Не было никакого ‘тогда’, там, где не было времени ”. Блеск этого понимания ошеломляет. Это опередило свое время на 16 веков, до тех пор, пока не появилась общая теория относительности Эйнштейна, которая была предложена в 1916 году, когда наука догнала богословие.
Св. Августин начал с того факта, что время - это нечто сотворенное; современная физика начинается с того факта, что время - это нечто физическое. Этот факт не был очевиден до общей теории относительности. До этого момента, как правило, ученые мыслили о пространстве и времени как  о своего рода математическом фоне для физических событий. Физические события и процессы разворачивались в пространстве и времени, но само пространство и время не принимали никакого участия в событиях и не претерпевали никаких процессов. Однако с появлением Общей теории относительности стало ясно, что пространство-время - это ткань, которая изгибается, изгибается, растягивается и колышется в ответ на энергию и импульс материи, которая его наполняет. Действительно, эти движения пространственно-временного континуума сами по себе несут энергию и импульс. Короче говоря, пространство-время не менее физично, чем атомы, магнитные поля,  камни или деревья. Отсюда обязательно следует, что если  у физической вселенной было начало, то оно также было  началом пространства и времени. Вот почему современная физика говорит, что при этом нет смысла говорить о времени или пространстве, существовавших “до” возникновения Вселенной. Великая проницательность Августина восторжествовала.
Это понимание имеет далеко идущие последствия. Для евреев и христиан существует радикальное различие между Творцом и сотворенным, между Богом и миром. Бог не является частью сотворенного мира и, в частности, не является частью физической вселенной; и эта основная истина обязательно подразумевает, что Бог находится вне самого времени. Как сказано в Священных Писаниях в Боге “нет и тени перемен”. Он существует вечно, и не в смысле  сохранения в течение бесконечного промежутка времени, но в смысле существования вне времени.
Вот аналогия: в математике мы не говорим, что “2 Х 2 будет 4”  мы говорим просто “2 Х 2 = 4 .  Это, как как говорится, “вечная истина". Бог вне времени в аналогичном смысле. Бог, который есть Истина сам по себе, просто есть. Будучи вневременным, времена к нему не относятся. Бог наставлял Моисея: “Скажи к народу Израиля: ‘Я ЕСМЬ послал меня к вам”; и Иисус в Евангелии от Иоанна заявляет: “прежде чем был Авраам, Я ЕСТЬ”.
Полезная и очень традиционная аналогия сравнивает Бога как Создателя вселенной  с автором пьесы. Многие раннехристианские документы называют Бога “Автором”.
 вселенной. Сюжет пьесы имеет свой собственный внутренний порядок или время. Драматург не может быть расположен в этом сюжетном времени, потому что он полностью вне пьесы. Нет смысла, например, спрашивать, обедал ли Шекспир перед тем, как родился Гамлет.  Шекспир не укладывается во время своей пьесы.
Аналогия также позволяет нам увидеть, что существует два вида причинности. Внутри в пьесе одно сюжетное событие является причиной другого и происходит до него в сюжетном времени, как, например, персонаж Гамлет, наносящий удар Полонию, является причиной смерти Полония. Назовем это “горизонтальной” причинностью. Но в совершенно ином смысле драматург - это причина пьесы, как Шекспир является причиной пьесы "Гамлет". Назовем эту причинно-следственную связь вертикальной. Эти два вида причинности не конкурируют. Было бы смешно спросить: “Полоний умер потому, что Гамлет ударил его ножом, или потому, что Шекспир
написал пьесу таким образом?” Очевидно, что ответом на этот вопрос было бы и то, и другое!
Вертикальные и горизонтальные причины или объяснения не являются альтернативами друг другу. Драматург создает всю пьесу: каждого персонажа, сюжетное событие, сцену и слово. И он заставляет персонажей и события в пьесе иметь любые отношения друг к другу в рамках той пьесы, которая у них есть. Удар ножом вызвал  смерть Полония, только потому, что Шекспир написал пьесу таким образом. Вертикальная причинно-следственная связь не конкурирует, но является причиной горизонтальной причинно-следственной связи. Обратите внимание, кстати, что
у горизонтальных причин в пьесе есть последовательность в сюжетном времени пьесы, но
автор пьесы этого не поясняет. Таким образом, вертикальная причина пьесы не является “предшествующей" событиям в пьесе или “первым” в сюжетном времени пьесы.
Вертикальная причинно-следственная связь, в соответствии с которой Бог является Автором сотворенного мира, традиционно условно называется“первичной причинностью”, в то время как горизонтальная причинность в мире  - “вторичной причинностью". Термин первичная причинность происходит от латинского термина
Первопричина , и относится не к тому, что Бог был первым в сюжетном времени этой
физической вселенной, но началом в смысле конечной причины вещей. С этой точки зрения сразу видно, насколько бессмысленно задавать такой вопрос, как “это насекомое существует потому, что оно эволюционировало, или потому, что Бог создал его?” И так и так! Процесс биологической эволюции – и, если на то пошло, процессы биологического воспроизводства – это причины в природе. Бог - причина природы.
В традиционном христианском понимании Бог творит радикально в ином смысле, нежели творим что-то мы Бог творит, давая миру реальность. Мир - это не вымышленный, или гипотетический, или просто возможный мир, а реальный мир, который существует в реальности. И каждая часть мира, каждое событие в нем, каждое существо, каждый момент его истории от начала до конца одинаково реальны и, следовательно, одинаково
ставшие реальными – созданные Богом; точно так же, как драматург в равной степени и непосредственно является автором каждого слова его пьесы. Творение - это не просто то, что происходило долгое время назад. Этот настоящий момент вашей жизни так же создан, как и первый или последний момент вселенной.
Согласно традиционной теологии, Бог может заставить вещи происходить двумя способами. Некоторые вещи, которые у Него происходят, являются результатом естественных вторичных причин, таких как вода течет под гору. Другие вещи, которые происходят, происходят без вовлечения каких-либо естественных вторичных причин, например, вода превращается в вино на свадебном пиру в Кане. Но происходят ли они естественным или чудесным образом, Бог является основной причиной, автором сценария. В то время как Бог может хотеть, чтобы все происходило естественным образом, в результате вторичных причин, или же чудесным образом, традиционная точка зрения заключается в том, что Бог обычно действует в природе и через природу. По словам выдающегося теолога Франсиско Суареса (1548-1617), “Бог не вмешивается непосредственно естественным порядком, когда вторичных причин достаточно, чтобы вызвать событие". Это также учение св. Фомы Аквинского и других средневековых теологов.
Этот принцип был важен для рождения науки. Это означало, что  столкнувшись с каким-то загадочным событием или новым явлением, мы должны сначала искать естественные объяснения. Конечно, суеверные люди нередко видят сверхъестественное в каждом необычном или странном событии. Но эта тенденция была справедливо раскритикована великим  ученым XIV века, богословом и епископом Николем Оремским. Объясняя чудеса природы, он сказал: “нет никаких причин прибегать к небесам ..., или демонам, или нашему славному Богу, как если бы Он произвел эти эффекты напрямую, не больше, чем [он непосредственно производит] те эффекты, [естественные] причины
мы считаем, что они нам хорошо известны”. Другой великий ученый-богослов Жан Буридан, который на самом деле был учителем Николая, сказал, что, сталкиваясь с новыми явлениями, мы должны искать “соответствующие естественные причины”.
К сожалению, многие люди, как верующие в Бога, так и атеисты, испытывают трудности с представлением о Боге как о чем-то, что выше времени и природы. Мы - существа, привязанные ко времени,  нам невозможно представить вечность Бога, и очень трудно ясно думать об этом. Почти неизбежно мы склонны представлять Бога как временное существо. Но, думая о Нем таким образом, мы невольно опускаем его до уровня твари, и не просто твари, но существа физического. Он становится в наших мыслях всего лишь одной вещью среди вещей в нашей вселенной, как одна физическая причина среди других физических причин.
Одним из симптомов этого является склонность людей думать о роли Бога в творении как некой физической силы, которая действовала 13,7 миллиарда лет назад (или для некоторых людей несколько тысяч лет назад). Много раз религиозные люди спрашивали меня: “Что заставило вселенную начать расширяться изначально? ” Я думаю, что во многих случаях они ожидают или надеются услышать, что это выходит за рамки возможности научного объяснения, потому что они думают, что это создаст вакансию для Бога, способного действовать как “сила”, которая все начала, как если бы Он был взрывчаткой, которая произвела Большой взрыв, или спичкой, которая зажгла свет. Атеисты тоже так думают, в том числе Стивен Хокинг, который недавно предложил
что некоторые спекулятивные идеи в космологии показывают, что “нет необходимости ссылаться на Бога, чтобы зажечь сенсорную бумагу и запустить вселенную ”. Как только мы опускаем Бога до уровня существа, живущего во времени, тогда Бог вынужден участвовать в абсурдном соревновании с собственными созданиями. Некоторые люди воображают, что  чем больше можно объяснить естественными причинами, тем меньше остается сделать для Бога.
Несколько лет назад в журнальной статье я спросил, почему эволюция видов должна быть тревожной мыслью для христиан, поскольку “Если кто-то доволен естественными объяснениями - почему это касается не образования звезд и планетных систем, а растений и животных?”. Это вызвало возмущенное письмо от известного человека, который спросил, “Возможно ли, что человек с образованием Барра действительно задается вопросом, почему некоторые в США не приняли бы естественного объяснения образования звезд и планет ...? Большой взрыв предполагает наличие силы, которая привела все это к существованию (то есть Бога). Люди, которые верят, что существует естественное объяснение образования звезд, планетарных систем, растений и животных, по любому определению, натуралисты. Неодарвинисты прояснили, что они предполагают естественное начало вселенной (то есть отсутствие Бога)”.
Этот выдающийся христианин, как и выдающийся атеист Хокинг, считает, что Бог
предполагается, что “сила” запускает Большой взрыв. Обратите также внимание, что он говорит, что “естественные объяснения” подразумевают "отсутствие Бога”. Может показаться странным, что тот, кто видит в естественных объяснениях угрозу роли Бога в мире, использует столь натуралистический взгляд на Бога (“сила”), но на самом деле эти две идеи логически связаны. Это так именно в той степени, в которой Бог рассматривается как природная сила, конкурирующая с другими, обычными природными силами – ибо они поставлены на то же игровое поле.
Для христиан Бог действительно является причиной, но не на том же уровне, что и естественные причины. Если мы будем искать Его на том же уровне, как если бы Он был просто еще одной частью природы, мы не сможем Его найти. Именно это заставляет атеистов думать, что христиане верят “без доказательств”. Для них доказательства означают либо прямое наблюдение, либо встречу с нашими пятью чувствами и вывод о том, что что-то существует как естественная причина того, что мы наблюдаем (то, как мы наблюдаем дым и делаем вывод, что должен быть пожар). Но Бога нельзя увидеть таким образом, поскольку Он не является ни частью вселенной, которая может быть непосредственно ощутима, ни естественной причиной во Вселенной. Тем не менее, Бог
является причиной: как я уже говорил, Бог - это не причина в природе, а причина природы. Как и в случае с любой причиной, Его существование можно вывести из последствий, которые Он производит.
Сам факт, что Вселенная вообще существует – что есть что-то вообще, а не
пустое небытие – требует объяснения. Как и великолепная гармония, порядок и законность, которые мы видим в мире природы, которые свидетельствуют о разуме рационального Законодателя. Бога нельзя найти в природе как часть природы не больше, чем Шекспир встречается в его пьесах как часть декораций. Но природа дает “доказательства” своего Создателя точно так же, как пьеса свидетельствует о ее авторе. Как сказано в Книге мудрости, “величие и красота сотворенных вещей порождают соответствующее восприятие об их Создателе”. Св. Павел повторяет это в своем Послании к Римлянам, где он говорит, что для тех, кто не верит в Бога, “то, что можно знать о Боге, для них очевидно, потому что Бог показал им это. С момента сотворения мира Его невидимая природа, а именно Его вечная сила и божество, были ясно восприняты в вещах которые были сделаны ”.
Позвольте мне вернуться к вопросу, поднятому в возмущенном письме, которое я уже  процитировал. Является ли атеистичным утверждение, что у Большого взрыва может быть естественное объяснение? В первую очередь следует отметить, что Большой взрыв, произошедший 13,7 миллиарда лет назад, возможно, был не абсолютное начало вселенной, а только началом одного этапа ее истории. Тем не менее, существуют веские теоретические причины (необходимость считаться со Вторым законом термодинамики и теоремой Борде-Гута-Виленкина в Общей теории относительности) за мысль о том, что вселенная, вероятно, имела абсолютное временное начало в какой-то момент, которое действительно могло быть Большим взрывом или было каким-то более ранним событием.
Итак, давайте перефразируем вопрос. Могло ли начало вселенной, когда бы это ни было, быть “естественным событием”? Для христианина нет ли богословских оснований утверждать, что этого не могло быть, если мы подразумеваем под “естественным событием” событие, которое происходит в соответствии с законами природы. Дело в том, что существует разница между временным началом вселенной и происхождением вселенной в смысле конечной причины ее существования. Если бы кто-нибудь спросил, почему роман "Повесть о двух городах" существует как произведение искусства, можно ли указать на вступительные слова романа: “Это были лучшие времена; это это были худшие из времен”? Нет, это было бы абсурдно. Это только начало романа. Причиной создания романа является Чарльз Диккенс. Чтобы путать временное начало с конечной причиной, нужно путать горизонтальные отношения с вертикальными. Началом вселенной была просто физическая ситуация , которая существовала в ее первые мгновения; происхождение вселенной - это сила Бога, Который задумал  и дал бытие всей истории Вселенной, а не только ее первым моментам. Нет никаких причин, по которым обстоятельства и события, которые существовали в первые моменты вселенной, не должны была подчиняться законам физики, так же как и первые слова из Повести о двух городах не должны подчиняться правилам английской грамматики.
Действительно, можно было бы пойти и дальше. Вполне возможно, что законы физики могут объяснить, почему у вселенной было начало. То есть законы физики могут быть такими, что любая вселенная, описываемая ими, должна иметь временное начало, а не бесконечную протяженность в прошлом . Это не дает ответа на вопрос о том, почему эти законы описывают реально существующую вселенную, а не просто возможную или гипотетическую. И ответом на это, конечно же, является акт творения Бога, его акт наделения реальностью.
Бог, Творец вселенной, вневременной сам по себе, порождает один вневременной акт, который охватывает всю вселенную со всеми ее временами и событиями. Тем, что Он ему дал,  была не какая–то “сенсорная бумага” или искра, не какая-то энергия или сила, а реальность. Творение - это не событие, произошедшее в истории Вселенной, с ее
временным началом; скорее, это вертикальная причина, вне времени, которая поддерживает и делает реальной всю ее историю.
Я различил начало вселенной от ее сотворения. Это может показаться немного небиблейским, потому что в самой Книге Бытия говорится, что Бог создал мир “в начале". Но ранние еврейские и христианские писатели имели глубокий способ толкования слова “начало” в первом стихе книги Бытия. И, конечно, это относится к временному началу. Но это также означало нечто более глубокое. Это также подразумевает происхождение мира, которое евреи понимали как божественную Мудрость, и которое они отождествляли с Торой или Законом, который они воспринимали как вечно существующий в разуме Бога. Так раввины, комментируя первый стих в Книге Бытия сказано: “И слово ‘начало’ относится только к Торе, как Писание
говорит: ”Господь создал меня [Мудростью] как начало своего пути " (Притч. 8: 22).
Божественная Мудрость часто олицетворялась в еврейской Библии, как и мудрец только что процитировал Притчи. В более поздних еврейских книгах, которые образуют связь между Еврейской Библией и Новым Заветом, которые католики и православные считают частью канона Священного Писания, а протестанты считают неканоническими, богословская ценность заключается в том, что Божественная Мудрость изображается как “изреченная” Богом и пребывающая “с Богом” при Сотворении Мира. В Книге Мудрости 9: 9-11 говорится: “С тобой [Господи] Мудрость, она знает все Твои работы, она, которая присутствовала, когда ты создавал мир ... она знает и понимает все ”. В Сирах 24: 3 говорится: “Я [Мудрость] пришла из уст Всевышнего ”.
Ранняя Церковь увидела эту Мудрость из уст Бога, Который присутствовал в
творении, и действительно, через Кого был создан мир, как истинную, а не просто образную, Божественную Личность, а именно Слово (или по-гречески Логос) Бога, чье
“говорение" привело к появлению вселенной. Итак, у нас есть знаменитое открытие
Евангелия от Иоанна: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом. Оно было с Богом в начале. Им все было сделано. ”Логос также означает Разум. И поэтому этот рассказ о сотворении мира можно прочитать также как, “В начале был Разум, и Разум был у Бога, и Разум был Богом. Он был с Богом в начале. Им все было создано ”. И поэтому мы находим, как Св. Августин писал в своей "Исповеди": “В начале,
О Боже, ты сотворил небо и землю в своем Слове, в своем Сыне, в своей Силе, в
твоей Мудрости в твоей Истине... ‘Как велики твои дела, о Господь; ты создал все
в мудрости!’ (Пс 104:24) Эта Мудрость есть начало, и в этом начале Ты создал небо и землю ”.
Здесь Августин говорит о том, что “начало”, о котором упоминают и Бытие и Евангелие от Иоанна говорит не просто о событии, которое произошло во времени, но также относится к вневременному происхождению вещей, конечной причине существования мира, и он отождествляет это происхождение с вечной Мудростью, или Словом, или Разумом Бог, Который есть сам Бог. На латыни слова “В начале” означают “In principio". Принцип может означать либо начало во временном смысле, либо в смысле причины, точно так же, как слово ‘происхождение’ может иметь эти смыслы в английском языке. Таким образом, первые слова Книги Бытия учат нас двум вещам. Они учат нас, что Бог - это конечный Источник бытия мира, его происхождение или принцип; и они учат нас, что мир на самом деле имел начало во времени.
Теперь я перехожу к другому вопросу, в котором правильное понимание отношения Бога ко времени может избежать ложных конфликтов между наукой и религией. Христиане часто обеспокоены утверждением, что случайные мутации привели к эволюционному процессу, который шел вплоть до нашего существования. Как мы можем быть одновременно продуктом случая и в то же время быть предназначенными
Богом от вечности, как, несомненно, и каждый из нас? Я физик, поэтому я предпочитаю говорить о физике, а не о биологии. Но тот же самый вопрос возникает в физике. Если вы
спросите, почему существует наша галактика, то это из-за случайных событий в ранней вселенной. Из  прямых наблюдений известно, что примерно через 300 000 лет после Большого взрыва материя была распределена очень равномерно по всей известной вселенной, хотя и не идеально. Были очень незначительные неоднородности – области, которые были немного плотнее, чем в среднем; и они послужили семенами, из которых выросли галактики. Эти сгустки турбулентности, как их называют, были случайными, насколько может судить статистический анализ, и ведущая теория состоит в том, что они возникли в результате квантовых флуктуаций, которые произошли вскоре
после Большого взрыва. (Квантовые флуктуации, все физики согласны, случайны.) В других случаях независимо от того, готов ли человек признать, что тот или иной вид возник в результате вроде бы случайных событий, почти наверняка это сделали сама наша галактика, наше солнце и наша планета.
Но оставим в стороне физику, а также биологию. Вы знаете, что многие случайные события сыграли определенную роль в вашем появлении на свет. Родители многих людей впервые встретились случайно. Не только их родители, но и их бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и так далее. Каждый конкретный человек существует из-за бесчисленной серии крайне невероятных событий. Противоречит ли это Божьему намерению вас от всей вечности? Это было бы так, только если бы Бог был временным существом, одной из многих причин, действующих в рамках мира. Мы, временные существа, не знаем будущего. Мы можем использовать только то, что мы наблюдали в прошлом и настоящем как индикатор того, что может произойти. Случайные события застают нас врасплох и расстраивают наши расчеты. Чем больше этот шанс и случайности играют свою роль, тем более неопределенным для нас является будущее и тем сложнее
оно для планирования, чем больше вещей выходит не так, как мы планировали.
Но если Бог вне времени, тогда ничто не застает Его врасплох и не ускользает от Его контроля. Выдающийся генетик Фрэнсис С. Коллинз хорошо выразил это в своей книге  "Язык Бога": Но как Бог мог так рисковать? Если эволюция случайна, как она может быть на самом деле ответственна, и как он мог быть уверен в исходе, в котором вообще участвовали разумные существа? Решение на самом деле легко под рукой, как только человек перестает применять человеческие ограничения к Богу. Если Бог вне природы, тогда Он вне пространства и времени. В этом контексте Бог мог бы в момент сотворения вселенной также знать каждую деталь будущего. Это может включать в себя формирование звезд, планет и галактик, всей химии, физики, геологии и биологии, которые привели к формированию жизни на земле и эволюции людей, вплоть до момента, когда вы читаете эту работу -  и не только. В этом контексте эволюция может показаться нам случайной, но с точки зрения Бога исход был бы полностью определен.
Многие из предполагаемых конфликтов между наукой и религией основаны на фундаментальных заблуждениях. Многих из них можно было бы избежать, если мы вернемся к глубокой внутренней борьбе св. Августина за вывод,  что Бог находится вне времени, и продумаем все его последствия.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии