Страна Ариев -Иран Персия
Современное название «Иран» восходит к авестийскому языку Airyna, которое образовано от самоназвания древних индоиранцев — «arya» и является названием «Арийская страна», или в авестийском языке «Страна ариев» - airyanam dahyunam». Древнеиранское понятие «Arynam Dahyunam» трансформировалось в др.-перс. «Arynam Xaram» — «Государство Ариев». Самоназвание иранцев — ирани от «Arynam. Страна ариев дала миру много выдающихся учёных, философов и поэтов.
Иран, большую свою письменную историю известный как Персия, более 2 тысяч лет входил в число влиятельнейших политических и культурно-мировых центров. Иран стал родиной двух религий- зороастризма и бахаи. На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм. К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам.
Персы - иранский народ, основное население Ирана (Персии), общность многочисленных региональных групп населения Ирана, Таджикистана и Афганистана для которой родным языком является иранский (персидский) язык, представленный разнообразными диалектами.
Начиная с VII века до н. э. этническое имя персов (др.-перс. prsa-), прочно связывается с регионом известного как Парса (Персида). После арабского завоевания Ирана Парс был переименован в «Фарс». Это связано с тем, что в арабском отсутствует звук «п». Это дало название языку-фарси, широко распространённому в Иране, Таджикистане и Афганистане.
Иран (Персия) был родиной многих знаменитых людей, оставивших яркий след в истории человечества: мыслителей, учёных, астрономов, математиков, врачей.
Наиболее известные из них:
Аль-Хорезми
Абу; Абдуллах Мухаммад ибн Муса; аль-Хорезми; (783 - 850) — персидский учёный IX века, математик, астроном, географ и историк. Благодаря ему в математике появились термины «алгоритм» и «алгебра.
Около 825 года он написал сочинение Китаб аль-джебр валь-мукабала («Книга о сложении и вычитании»), из оригинального названия которого происходит слово «алгебра» (аль-джебр — восполнение).
Книга оказало большое влияние на европейскую науку и породило ещё один современный термин «алгебра». Латинский перевод книги начинается словами «Dixit Algorizmi» (сказал аль-Хорезми). Так как сочинение об арифметике было очень популярно в Европе, то латинизированное имя автора (Algorizmi или Algorizmus) стало нарицательным, и позднее европейские математики стали называть так всякое вычисление по строго определённым правилам. В настоящее время термин алгоритм означает набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.
Аль-Хорезми написал «Книгу об индийском счёте», в книге описано нахождение десятичного числа, состоящего из девяти арабских цифр и нуля.
В «Книге картины Земли» было дано определение широты и долготы
Абу Райхан аль-Бируни- Персидский учёный и эрудит XI века. (973- 1050)
Основные интересы Геология, физика, антропология, сравнительная социология, астрономия, химия, история, география, математика, медицина, психология, философия, теология. Его называют "основателем индологии", "Отцом сравнительного религиоведения", Отцом современной геодезии" и первым антропологом. Он знал арабский, санскрит, греческий, иврит и сирийский языки. В 1017 году он отправился в Индию и написал трактат об индийской культуре под названием Тарих аль-Хинд (История Индии), Его научная объективность принесла ему титул аль-Устад ("Учитель") в знак признания его замечательного описания Индии начала 11-го века.
Авиценна Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина-;(980 1037) - это латинское искажение арабского отчества ибн Сина, что означает «Сын Сины. был иранским (персидским) учёным, который входит в число людей, оставивших яркий след в истории человечества. Он известен, как врач, философ, математик, музыкант, поэт, великий учёный, труды которого оставлены в 29 сферах науки. Известные произведения: Книга исцеления, Канон медицины.
Авиценна изобрёл процесс извлечения масел из цветов с помощью дистилляции, методику, наиболее часто используемую сегодня. Он проводил первые эксперименты с цветами роз. До его открытия жидкие духи состояли из смесей масла и измельченных трав или лепестков, которые составляли сильную смесь. Розовая вода была более нежной и сразу стала популярной. И сырье, и технология дистилляции значительно повлияли на западную парфюмерию и научные разработки, особенно на химию.
Омар Хайям- (1048, 1131) — Известен во всём мире как персидский философ, математик, астроном и выдающийся поэт..
Хайяму принадлежит «Трактат о доказательствах задач алгебры и алмукабалы», в котором даётся классификация уравнений и излагается решение уравнений 1-й, 2-й и 3-й степени, и где он развивает геометрический метод решения кубических уравнений. Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей, который действует в Иране в качестве официального с 1079 года вплоть до настоящего времени.
Автор цикла философских рубаи.
Красивым быть – не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою Человек –
Какая внешность может с ней сравниться?
Чем ниже человек душой,
тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда,
куда душою не дорос.
Кто жизнью бит, тот большего добьётся.
Пуд соли, съевший выше ценит мёд.
Кто слезы лил, тот искренней смеётся.
Кто умирал, тот знает, что живёт!
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь,
весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
Как часто, в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим.
Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.
Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаём.
Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждём.
Мы больше в этот мир вовек не попадём,
вовек не встретимся с друзьями за столом.
Лови же каждое летящее мгновенье —
его не подстеречь уж никогда потом.
Не завидуй тому, кто силен и богат,
за рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вдоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
Я думаю, что лучше одиноким быть,
Чем жар души «кому-нибудь» дарить.
Бесценный дар отдав кому попало,
Родного встретив, не сумеешь полюбить.
Не смешно ли весь век по копейке копить,
Если вечную жизнь все равно не купить?
Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —
Постарайся же времени не упустить.
Дарить себя — не значит продавать.
И рядом спать — не значит переспать.
Не отомстить — не значит все простить.
Не рядом быть — не значит не любить.
Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена, можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница, но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Не делай зла — вернётся бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придётся что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых — не вернёшь,
Не лги себе — со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
Сорванный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение — дописано, а любимая женщина — счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.
Иранцы, являются непрерывными потомками древних персов эпохи Ахеменидов. Хотя, за свою историю, которая насчитывает более 2,5 тысяч лет, они растворили в себе и более мелкие народы, а также активно взаимодействовали с кочевниками разного происхождения – от скифов до тюрок.
Тогда как арабы – синтетическая нация, которая ассимилировала разные семитские и несемитские этносы в эпоху Арабского халифата. Поэтому жители многих современных ближневосточных стран только по языку являются арабами, тогда как на самом деле они арабизированные. Исторически настоящие арабы жили в Йемене, и с этой точки зрения даже саудовцы являются немного «неправильными», ведь в их состав слилось много неарабских семитских племен.
Главное отличие, из которого проистекают большинство остальных – это их этническое происхождение. Наряду с афганцами, северными индийцами и таджиками, иранцы (персы) являются потомками индоариев. Это значит, что это один из индоевропейских народов, чьей изначальной родиной являются степи Северного Причерноморья. Славяне, германцы, романские народы являются им родственниками, хоть и дальними.
Арабы являются крупнейшими современными представителями семитских народов, которые мигрировали на Ближний Восток из Северной Африки. Арабский и фарси друг с другом ничуть не взаимопонятны.
Другое глобальное отличие – это религия. Арабы, несмотря на то, что именно они в глубокой древности придумали шиизм, главным образом, исповедуют суннитскую веру. Шииты не являются большинством ни в одной из крупных арабских стран. Тогда как персы являются сторонниками шиитской религии, поскольку в их стране она более половины тысячелетия была назад признана государственной.
Среди иранцев сохранилось богатое зороастрийское наследие, весь к этой вере они принадлежали в древности. Главным примером является то, что иранцы празднуют зороастрийский новый год – новруз. Да и сейчас в стране осталось немало огнепоклонников.
Иранцы, хотя их страной сорок лет правят религиозные лидеры аятоллы, народ с довольно сильной западной ориентацией. Они не очень охотно соблюдают строгие правила ислама, предпочитают личную свободу, любят европейскую музыку. Тогда как жители большинства арабских стран достаточно религиозны и консервативны.
Мусульманское завоевание Персии , также называемое мусульманским завоеванием Ирана , арабским завоеванием Персии или арабским завоеванием Ирана , было крупной военной кампанией, предпринятой халифатом Рашидун между 632 и 654 годами Мусульманские завоевания , начавшиеся при Мухаммеде в 622 году, и конечному упадку зороастризма , который преобладал по всей Персии в качестве официальной религии страны. Преследование зороастрийцев со стороны первых мусульман во время и после этого конфликта побудило многих из них бежать на восток, в Индию , где различные короли предоставили им убежищ
Мусульмане-арабы завоевали Иран в 651 году нашей эры однако это привело к распространению персидского языка по Иранскому нагорью и различных аспектов иранской культуры по всему исламскому миру.
В первой половине XX века значение ислама в политике Ирана было минимальным, однако Белая революция, вестернизация и насильственная де-исламизация, проводимые шахом Мохаммадом Резой Пехлеви с участием министров- этнических азербайджанцев из общины бахаи, привели к радикализации иранского общества и Исламской революции 1979 года. Иран был преобразован в исламскую республику, и к власти в Совете Исламской Революции и в должности главы государства — рахбара — пришли представители духовенства шиитов-двунадесятников, в то же время меджлис и глава исполнительной власти — президент — избираются демократическим путём, и неоднократно и президент, и большинство меджлиса выбирались из числа людей, не одобрявшихся рахбаром.
98 % всех граждан Ирана исповедуют ислам, из них 90 % — шииты (персы, азербайджанцы, мазендеранцы, талыши, гилянцы, арабы), 8 % — сунниты (курды, белуджи, туркмены).
Свидетельство о публикации №222093001536