Выхожу один я на дорогу...
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» лермонтовское одиночество встречается с гармонией мироздания. Кремнистый путь, мерцающий при свете луны, таинственно указывает ему дорогу, ведущую к ней:
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Необычный блеск этого пути, таинственность которого усиливает туман, показывает, что это какая-то необыкновенная дорога, которая ведёт к чему-то возвышенному.
И вот перед его взором раскрывается вся эта величественная гармония пустыни, внимающей Богу, в которой звёзды ведут между собой ангельскую беседу, земля безмятежно спит, а небо торжественно бодрствует над нею:
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
В этом совершенном мире нет одиночества, которому «больно и трудно» без спутника (у пустыни есть Бог, у звезды - звезда, у земли - небеса) нет сожаления о прошлом и ожидания в будущем чего-то лучшего. Одним словом, в нём царит полнота целостного бытия.
-----------------
* Этот блеск раскрывается даже в звучании ("ось" "ист", "уть", "ес" "ти")
2. Мечта о внутренней гармонии
Эта внешняя «симфония» властно навевает измученной душе поэта мечту о внутренней гармонии, в которой вместо прежней боли воцарился бы такой же цельный покой, как и в мироздании:
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.
В этой картине угадывается мечта о блаженном младенчестве, в котором голос, поющий о любви, и дуб, склоняющийся и шумящий над «колыбелью», - это присутствие матери* и отца**, которых поэт был лишён в раннем детстве. А в возвышенном смысле – это райская близость Бога и Его благодати.
То есть в этих образах непроизвольно выразился идеал земной и небесной целостности (семьи и Царства Небесного).
---------------------
* «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела на меня прежнее действие. Ее певала мне покойная мать» (дневниковая запись Лермонтова 1830 года)
Детское воспоминание о пении матери раскрылось ранее в стихотворении "Ангел" и в песне золотой рыбки в поэме "Мцыри".
** Ужасная судьба отца и сына
Жить розно...
(М.Ю. Лермонтов)
О, мой отец! где ты? Где мне найти
Твой гордый дух, бродящий в небесах?
В твой мир ведут столь разные пути,
Что избирать мешает тайный страх.
(М.Ю. Лермонтов)
3. Параллель между внешней и внутренней гармонией
Между величественной гармонией мироздания и внутренней гармонией лирического героя протянуты тонкие нити параллелей. Они как волшебные струны арфы... И вот мы, наконец, улавливаем их звучание: земля спит в сиянье голубом, и герой мечтает уснуть блаженным сном. Пустыня внемлет Богу, и он хочет во сне слушать песню о любви. Над спящей землёй простираются божественные небеса, и над героем в его мечте склоняется тёмный дуб. Звёзды переговариваются между собой, и листочки дуба оживлённо шелестят над ним. Так что одна гармония таинственно отражается в другой*.
--------------
* Так же как луна таинственно отражается в блестящем кремнистом пути, хотя о ней не было сказано ни слова, а незримый ветер раскрывается в шуме дуба.
4. Итог
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» гармония природы и мечты* образуют редкое взаимное единство.
-------------
* Земная, небесная и внутренняя гармония мечты лирического героя
Свидетельство о публикации №222093001555