Выхожу один я на дорогу...

               1. Встреча одинокой души с гармонией мироздания

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» лермонтовское одиночество  встречается с гармонией мироздания.  Кремнистый путь, мерцающий при свете луны, таинственно указывает ему дорогу, ведущую к ней:

        Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Необычный  блеск этого пути, таинственность которого усиливает туман,  показывает, что это какая-то необыкновенная дорога, которая ведёт к чему-то возвышенному.

И вот перед его  взором раскрывается вся эта величественная гармония пустыни, внимающей Богу, в которой звёзды ведут между собой ангельскую беседу,  земля безмятежно спит, а небо торжественно бодрствует над нею:

       Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
      И звезда с звездою говорит.

      В небесах торжественно и чудно!
      Спит земля в сиянье голубом…

В этом совершенном мире нет одиночества, которому «больно и трудно» без спутника (у пустыни есть Бог, у звезды - звезда, у земли - небеса) нет сожаления о прошлом и ожидания в будущем чего-то лучшего. Одним словом, в нём царит полнота целостного бытия.

-----------------
* Этот блеск раскрывается даже в звучании ("ось" "ист", "уть", "ес" "ти")


                2. Мечта о внутренней гармонии

Эта внешняя «симфония» властно навевает измученной душе поэта мечту о внутренней гармонии, в которой вместо прежней боли воцарился бы такой же цельный покой, как и в мироздании:

      Я ищу свободы и покоя!
      Я б хотел забыться и заснуть!

      Но не тем холодным сном могилы…
      Я б желал навеки так заснуть,
      Чтоб в груди дремали жизни силы,
      Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

      Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
      Про любовь мне сладкий голос пел,
      Надо мной чтоб вечно зеленея
      Темный дуб склонялся и шумел.

В этой картине угадывается мечта о блаженном младенчестве, в котором голос,  поющий о любви,  и дуб, склоняющийся и шумящий над «колыбелью», -  это присутствие матери* и отца**, которых поэт был лишён в раннем детстве. А в возвышенном смысле – это райская близость Бога и Его благодати.

То есть в этих образах непроизвольно выразился  идеал земной и небесной целостности (семьи и Царства Небесного).

---------------------
* «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела на меня прежнее действие. Ее певала мне покойная мать» (дневниковая запись Лермонтова 1830 года)

Детское воспоминание о пении матери раскрылось ранее в стихотворении "Ангел" и в песне золотой рыбки в поэме "Мцыри".

**  Ужасная судьба отца и сына
    Жить розно...
 
     (М.Ю. Лермонтов)

    О, мой отец! где ты? Где мне найти
    Твой гордый дух, бродящий в небесах?
    В твой мир ведут столь разные пути,
    Что избирать мешает тайный страх.

             (М.Ю. Лермонтов)

 
          3. Параллель между внешней и внутренней гармонией

Между величественной гармонией мироздания и внутренней гармонией лирического героя протянуты тонкие нити параллелей. Они как волшебные струны арфы...  И вот мы, наконец, улавливаем их звучание:  земля спит в сиянье голубом, и герой мечтает уснуть блаженным сном. Пустыня внемлет Богу, и он хочет во сне слушать песню о любви. Над спящей землёй простираются божественные небеса, и над героем в его мечте склоняется тёмный дуб. Звёзды переговариваются между собой, и листочки дуба оживлённо шелестят над ним. Так что одна гармония таинственно отражается в другой*.

--------------
* Так же как луна таинственно отражается в блестящем кремнистом пути, хотя о ней не было сказано ни слова, а незримый ветер раскрывается в шуме дуба.


       4. Итог

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» гармония природы и мечты*  образуют редкое взаимное единство.

-------------
* Земная, небесная и внутренняя гармония мечты лирического героя

 


Рецензии