3. Тётка. Мечта

Автор:   Тётка



"- Бедный Иван Иваныч! — говорил хозяин, печально вздыхая. — А я-то мечтал, что весной повезу тебя на дачу и буду гулять с тобой по зеленой травке. Милое животное, хороший мой товарищ, тебя уже нет! Как же я теперь буду обходиться без тебя?

Тетке казалось, что и с нею случится то же самое, то есть что и она тоже вот так, неизвестно отчего, закроет глаза, протянет лапы, оскалит рот, и все на нее будут смотреть с ужасом. По-видимому, такие же мысли бродили и в голове Федора Тимофеича. Никогда раньше старый кот не был так угрюм и мрачен, как теперь."*

Тётка подошла поближе к хозяину, легла, вытянулась в струнку, примостив голову строго между передними лапами, и стала глядеть на него. Увидев, как собака смотрит, он продолжал:

- Так-то брат Тётка. Жизнь она... я вот круглым сиротой в пять лет остался. А однажды, понимаешь, чуть не убил собаку. И ведь не был злым мальчиком. Виной всему дикие нравы военной гимназии. Приходилось следовать правилам. Эта собака приговорена была к казни из-за своего хозяина.  Доверчивая, весело метущая хвостом во все стороны. И мне пришлось. Я думал, что убил её, ночь не спал, казалось, слышал поминутно её хрипение и вой, терзался какое худое дело я сотворил. Вот сейчас смерть пришла и забрала Иван Иваныча, а ведь тогда я сам, вот этими руками удавил в тёмном сарае славного пса. Выпустил, правда, со страху из дрожащих рук верёвку. А она, милая псина, на утро бежит ко мне, живёхонька, ластится. Вот это было чудо. Как будто для того только и была вся эта история, чтоб я всю жизнь о ней помнил. С тех пор с вашим братом у меня особые отношения. С вами, Тётка, лучше, просторнее живётся.

Каштанка понимающе пошевелила бровями.

- Эх, Иван Иваныч... эх, ты, друг сердечный! Какой был артист!

И ты тоже, Тётка, добрая душа. Смотришь. Потерялась вот, теперь артисткой будешь. Цирк, Тётка, это, скажу я тебе, такая штука. Мечта детства. Я, как и ты, брат, скитался, бродячий цирк, ярмарки. Говоришь романтика? Ан нет. Неустроенность, тоска по дому. Расклеивай афиши, подметай, да мой, да подай-принеси. Мечта, она такая штука, брат, она ведь так просто в руки не даётся. И сомнения были. Ведь я выучился всё-таки на учителя. Устроился. Но не давала покоя тяга к цирку. Огни, яркие краски, и артисты, жонглёры, акробаты, и звери, звери выделывают трюки, смех, аплодисменты. Ведь что ни говори, а жизнь — это мечта. И работа, да, Тётка, и работа, а иначе всё, пшик. Чтобы хороший номер сделать надо потрудиться. Так же и с мечтой. Холодно, голодно, бедного Иван Иваныча лошадь зашибла, а ты трудись, брат Тётка, трудись и добьёшься своего.

Хозяин положил тёплую большую руку на голову Тётки. Она хоть и не понимала слов, но чувствовала в них что-то очень хорошее. Кот всё это время легонько шевелил ухом, да и задремал сидя.

"Начинался рассвет, и в комнатке уже не было того невидимого чужого, который пугал так Тетку. Когда совсем рассвело, пришел дворник, взял гуся за лапы и унес его куда-то. А немного погодя явилась старуха и вынесла корытце."*

* строки А.П. Чехова


© Copyright: Мария Шпинель, 2022
Свидетельство о публикации №222091800747

http://proza.ru/comments.html?2022/09/18/747



Третья работа – третья схема, прекрасно.
В предыдущей своей рецензии я пенял автору за то, что она дала слишком много прав персонажу в ущерб собственным <авторским правам>. У Тетки принципиально другой подход. Давайте посмотрим, что за подход, что за схема.
Автора как будто бы совсем нет. Есть пометки – подошла, прилегла, пошевелила. В данном случае авторские ремарки – некий якорь, который привязывает события к месту действия. Выбран внешний тип фокализации, при котором история излагается с точки зрения объективного повествователя, не имеющего доступа в сознание персонажа. Читатель может только строить предположения о мотивах героя.
Львиная доля фрагмента – монолог Хозяина. Стало быть, вся идея упакована именно в них, слова героя. Тетка прекрасно отыграла именно этот момент, респект.
Повествование получилось весьма трогательным. И обратите внимание, что «трогательность» произведения (то, что вызывает эмоции у читателей) может быть различной. У Муму – это вспышки «трогательных» деталей (платок, прикосновение животом, взгляд). У Сони – заход практически на катарсис, а катарсис всегда болезненен, он как выблевывание (пардон, дамы) из себя всего мучительного, очищение через страдания.
У Тетки эмоции порождаются посредством речи персонажа. Отметьте себе на перспективу, что при определенном эмоциональном настрое, который создает автор, совершенно не обязательно знать всю историю жизни героя от и до, нет нужды интересоваться, что на самом деле стоит за его обрывочным воспоминанием. Образ возникает и так. В данном случае, мы видим скрытое человеческое страдание, которое пытается себя избыть.
Вот вам еще модель для работы – когда автор собственную эмоциональность делегирует персонажу, а сам скромно отходит за кулисы и только подкидывает оттуда небольшие ремарки-якоря.
Автору респект и спасибо за участие.

PS. Похвалю и себя за проницательность (смеюсь). Я как увидел ник «Тетка» в обсуждениях, так и подумал: Каштанка!

Мужик Бородатый   18.09.2022 19:24   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Спасибо за сравнительный разбор отрывков, МБ! Очень интересно. И полезно.
Тётка.

Шпинель   18.09.2022 22:27   Заявить о нарушении


Рецензии