Эссе к картине Н. К. Рериха Заморские гости

 
Несколько строчек предуведомления.
 

Как смотреть картинки, как форматировать.

Чтобы расмотреть картину лучше рекомендую вот что:кликайте средним пальцем правой руки(если вы правша или наоборот) на правую часть мышки - на Открыть картинку в новой вкладке...и рядом с красным квадратиком Стихиры появится окошко, откройте его и увидите картинку на весь экран. Словно в музее или даже еще масштабнее. Стихи ру, как правило, не принимает очень больших изображений(исключения есть, но пока не выяснила закономерности), и поэтому для лучшего обзора при желании сделайте указанным способом. Так же можно и скачивать как из произведения, так и из полноэкранного изображения, кликнув на Сохранить как... мышкой и выбрав формат.

-----------------------------

Н. К. Рерих
Заморские гости. 1901
Холст, масло. 85 ; 112,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

"Заморские гости" — картина Николая Рериха, написанная в 1901 году. Входит в цикл картин "Начало Руси. Славяне".
 

 
В 1899 году Николай Константинович Рерих совершил путешествие по «великому водному пути» к Новгороду. Об этом путешествии он написал: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…». Именно тогда у Рериха зародился сюжет «Заморских гостей» — картины, которую он написал в Париже.

На выставке в Императорской Академии Художеств в 1902 году картину приобрёл Николай II для Царскосельского дворца. В настоящее время она хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Стиль
В декоративности цвета и композиционной завершённости определенное влияние русского художника-передвижника Архипа Куинджи(помните "Березовую рощу" Куинджи из школьной проаграммы"?). Авторский подзаголовок "Народная живопись". Рерих использовал щедрые краски и инвариантные мотивы народной живописи. В изобилии художником использованы такие мотивы древнерусских народных мастеров прикладного искусства как: ладьи, алые паруса(да! Алые паруса А.Грина оказывается один из элементов древнерусской живописи, откуда же высплыло из писательского воображения?!), темная гладь реки река. Декоративное панно ключает в себя как старинные мотивы народной живописи, это видно и специально использовано, но новаторски соединено с принципами русского модерна.  Композиционно яркое решение картины, большие и обобщенные тоновые и цветовые массы - сочетают детальность с монументальностью полотна, и в дальнейшем и в гималайский период мы увидим эти же принципы живописного почерка Николая Рериха.

Сюжет картины

В статье "«По пути из варяг в греки"» (1899) Рерих описал воображаемую поэтическую картину:
"Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями — всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские — увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом".

Эту образность мы и видим в картине, хранящейся в Третьяковке. Н.К. Рерих исполнил несколько повторений картины. Одна из версий хранится в Вятском художественном музее имени Васнецовых в Кирове.

http://proza.ru/2022/09/30/1651
Эссе к картине Святослава Рериха "Лилии".
Это картина старшего сына Рерихов, Святослава Николаевича, сравните схожесть стилей и ииндивидуальнойсть живописных манер.

30/09/2022
 
 http://proza.ru/2022/09/30/1671
Эссе об искусстве. Ссылки к картинам Н. Рериха

http://proza.ru/2022/09/30/1661
К картине Н. Рериха. Сокровенное Сокровище гор
 К картине Н. Рериха. Сокровенное Сокровище гор Зера Черкесова 2 Н.К. Рерих. СОКРОВЕННОЕ (СОКРОВИЩЕ ГОРЫ).

http://proza.ru/2022/09/30/1667 Эссе к картине Н. К. Рериха Заморские гости

 http://proza.ru/2022/09/30/1651 Эссе к картине Святослава Рериха "Лилии". Это картина старшего сына Рерихов, Святослава Николаевича, сравните схожесть стилей и ииндивидуальность живописных манер. 

http://proza.ru/2022/09/30/1671 Эссе об искусстве. Ссылки к картинам Н. Рериха

 

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/292756.html


Рецензии