Брюки-клеш. Куда они пропали?
Когда я начал службу на подводной лодке, брюки-клеш были в моде у матросов и старшин. Офицеры уже носили не узкие, по тогдашней «гражданской моде» брюки, а обычной ширины, 20-25 см. А вот настоящие клеши должны быть шириной 44-45 см. Чтобы этого достичь, в стандартные флотские брюки вшивали треугольные клинья от колена до низа, или натягивали мокрые брюки на треугольную распорку. Мне лично не раз доводилось видеть матросов, у которых военные патрули вырывали вставку, и те шли из увольнение в разорванный снизу брюках.
Одна из характерных примет образа моряка прошлых - знаменитые брюки-клеш. То есть, длинные штаны, расширяющиеся книзу от самого колена.
Само название "клеш" происходит от французского слова la cloche - в буквальном переводе "колокол". Ибо брюки такого покроя очень напоминали церковные колокола.
Считается, что брюки-клеш появились впервые у американских моряков - еще в начале XIX-го столетия. И звались Bell-bottoms (колокола). В середине XIX-го века брюки-клеш начинают носить и британские матросы. Следом - французы.
В русском военном флоте клеш появляется еще в конце XIX-го столетия. Правда, официальной формой не были - матросы сами свои штаны расширяли книзу. За что им иногда влетало от офицеров. Неудивительно, что сразу после февральской революции восставшая матросская братва начала носить весьма огромные клеши - как символ своей непокорности.
Есть версия, что моряки клеш позаимствовали у плотников и столяров, те такие штаны с раструбами носили веками, чтоб стружка на обувь не падала.
Но зачем морскому флоту вообще нужны были такие брюки?
На самом деле, вовсе не из-за какого-то особого дерзкого стиля военных и гражданских моряков. И даже не столько из-за того, что в брюках клеш удобнее палубу, например, убирать или подниматься по мачте - они не рвутся и движению не мешают.
Тут больше вопрос практичности и выживаемости самого моряка. У которого, как известно, всегда немал риск оказаться в воде. Например, при потоплении судна или просто при случайном падении за борт.
Дело в том, что широкий клеш и специальный клапан (лацбант) позволяли в воде быстрее избавиться от брюк и всплыть. Всего-то нужно было поболтать ногами.
Также клеш легко закатать, например, если нужно сойти со шлюпки и подойти к берегу по мелководью.
Кроме того, матросы вполне свои широкие парусиновые штаны использовать и как средство спасения на воде - их можно было попытаться надуть, чтоб продержаться на воде несколько лишних часов. До прибытия подмоги.
Ныне брюки-клеш на флоте давно уже ушли в историю и не актуальны - появились современные средства спасения экипажей тонущих кораблей. Как и сами суда гораздо реже идут ко дну. Да и упасть с современной палубы в воду куда как сложнее, чем с судов прежних веков.
Интересно, что морской клеш не раз входил во вполне себе "сухопутную" моду. Например, после Октябрьской революции, когда русская молодежь кинулась во всем подражать лихим братишкам-матросам. А уже в 1960-1970-е годы клеш вошел во всемирную моду - благодаря рок- и диско-музыкантам, подражавшим матросским анархии и свободе.
В брюках-клеш выступали артисты эстрады и за рубежом, и в Советском Союзе. Но в последнее время ансамблей стало меньше, и я что-то не вижу на исполнителях широких книзу брюк. Видимо, мода прошла.
Свидетельство о публикации №222093000400