Пещера у святого источника
Родник, о котором идёт речь, ещё в дореволюционное время Богословским монастырём был оформлен в виде небольшого бассейна (колодца), освящен, и прихожане в нём набирали святую воду. От монастыря к святому источнику проложена тропа.
В настоящее время ниже этого источника построена монастырём купальня для прихожан.
В то время, когда мы учились в Пощуповской средней школе (1948 -1951 гг.), которая располагалась в подсобных помещениях Богословского монастыря, святой источник был примечателен тем, что в непосредственной близости от него находились три входа в подземную пещеру, где по преданию обитали святые иноки.
Когда нам рассказал про пещеру ученик нашего класса Грачёв Владимир, интерес к ней вызвал многих не только осмотреть её, но и побывать в ней. Все поняли, что он не один раз бывал в пещере, и попросили его, чтобы он выступил проводником.
Спустя некоторое время, в конце учебного года, в день кротких уроков мужская часть класса направилась по тропе к святому колодцу. Впереди шёл Владимир, неся в руке керосиновый фонарь «Летучая мышь», который он заблаговременно принёс в школу. Ожидание неизвестного и таинственного придавало нестерпимое желание увидеть всё быстрее. Поэтому растянувшаяся колонна учеников стремительно продвигалась узкой извивающейся тропой вниз к источнику.
Наконец группа остановилась у бассейна, выложенного камнем размером около двух метров диаметром и около метра глубиной, наполненного водой. В верхней части вода из родника попадала в бассейн, а в нижней – вытекала из него, образуя небольшой ручей.
На торцовой части стены бассейна стояло несколько металлических кружек. Ребята с большим удовольствием попили холодной воды.
После этого Владимир отобрал шесть человек, желающих лезть с ним в пещеру. Остальные остались наблюдающими.
Отверстие в пещеру находилось метрах в двадцати от бассейна вверх по склону крутого подъёма. Отверстие имело небольшие размеры, меньше одного метра диаметром, и было не совсем круглым.
Подойдя к лазу, Владимир зажёг фонарь и скомандовал: «Вползаем по очереди с разрывом три метра, интервал держать на всем пути следования». После этого он склонился на колени и быстро исчез под землёй. За ним по очереди вползла вся группа.
Как участник этой группы, попробую передать те ощущения и впечатления, которые овладели мною во время входа, перемещения и осмотра пещеры.
Прежде всего, после перемещения ползком двух-трёх метров, я, как и все, оказался в кромешной тьме. Впереди не было видно даже слабых отблесков фонаря. Настойчиво напоминал о себе специфический земельный запах.
Постепенно пространство пещеры расширялось и после метров десяти двенадцати мы встали на ноги, и, пригнувшись, стали следовать вглубь пещеры. Подъёмов и опусканий уровня пола при этом не ощущалось. Впереди временами обозначался свет фонаря, и, привыкнув, мы стали видеть пол, стены и округлый потолок пещеры. Ширина пещеры позволяла разойтись двум человекам. Поверхность стен и потолка была достаточно ровной, но создавалось впечатление, что она обрабатывалась лопатой.
Пройдя метров пятьдесят и миновав первое ответвление пещеры, группа остановилась. Впереди был обвал. Владимир дал возможность увидеть это каждому. Затем он развернул группу, и мы снова последовали за ним. Спустя некоторое время мы достигли ответвления пещеры, если не изменяет память, вправо и направились по этому ответвлению. В нём пространство было шире прежнего. Пройдя метров двадцать, в левой стенке пещеры мы увидели вход в комнату площадью примерно шесть квадратных метра, потолок которой позволял нам полностью выпрямиться, и при этом над головой до потолка оставалось ещё 20-30 сантиметров. Достопримечательностью этой комнаты являлось то, что в ней был сделан из земли стол размером меньше одного квадратного метра и высотой шестьдесят сантиметров. Можно было логически предположить, что объёмная, в виде параллепипеда, форма стола, была выполнена методом сохранения формы при откопке пещеры. Рядом со столом, одной стороной касаясь стенки, тоже из земли, стоял стул. Примерно в метре от стола, у стенки, противоположной входу в комнату, стоял земляной лежак – диван высотой сорок сантиметров от пола.
Всё это позволяло делать вывод о том, что здесь находили приют люди. Мы продолжительное время в изумлении пребывали в этой комнате, с большим вниманием рассматривая её обстановку.
После ознакомления с комнатой группа двинулась дальше. После перемещения вперёд метров на пятнадцать-двадцать мы обнаружили ещё одно ответвление пещеры влево. Но мы пошли прямо по направлению основного тоннеля и, пройдя ещё метров тридцать, наш путь преградил завал. Осмотрев его, мы повернули назад и, дойдя до ответвления, остановились. Владимир после совета с нами сказал, что он ещё не был в этом ответвлении, и мы двинулись вперёд к неизвестному.
Обстановка в тоннеле нового ответвления пещеры ничем не отличалась от того, что мы видели ранее.
Вся группа, уже освоившись и привыкнув к обстановке, не испытывала робости и более высоким темпом преодолевала пространство тоннеля пещеры. Спустя довольно продолжительное время наш путь преградил третий обвал. Некоторое разочарование овладело всеми. Но Владимир сказал, что он не знает, сколько времени мы будем выбираться назад. Надо было бы взять с собой верёвку и протягивать её за собой. Так он делал раньше. Но сегодня понадеялся на свой опыт и верёвку не взял.
Эта информация сразу отрезвила всех членов группы, и было принято решение возвращаться назад. Группа развернулась к выходу из пещеры. Кроме Владимира никто не следил за маршрутом выхода, надеясь на его опыт и знания пещеры. Но, когда он завёл разговор о верёвке какое-то внутреннее чувство беспокойства, как выяснилось позже, почувствовали некоторые члены группы. Это чувство у них усилилось, а у других членов появилось, когда при возвращении назад мы наткнулись на очередной обвал.
Остановившись по этой причине, каждый из нас понимал, что этого не должно было быть. Мы знали о двух ответвлениях тоннеля пещеры и должны были выходить с учётом этого. Но обвал – откуда он взялся? Неужели этот обвал произошёл сзади нас после нашего прохода? В этом случае мы отрезаны от выхода. Тревога охватила нас, и все мы вопросительно смотрели на Володю. Как нам показалось, что он был сильно взволнован, и его взгляд выражал растерянность и недоумение.
После продолжительной паузы Володя сказал: «Пошли назад». Молча, мы все потянулись за ним. Все надеялись только на него. В процессе продвижения некоторые заметили, что был сделан поворот не в ту сторону, которая напрашивалась по логике схемы движения. Но никто не стал высказывать своё мнение. Значительная продолжительность времени выхода по сравнению со временем входа усиливали общее волнение группы.
Наконец все почувствовали, что пещера стала сужаться, и идти даже в полусогнутом состоянии далее стало невозможным.
Внезапно донёсся приглушённый возглас Владимира: «Ребята! Выход здесь».
Мы уже спешно позли по узкому входу в пещеру в твёрдой надежде, что выйдем в то место, в которое вошли. Наше дыхание почувствовало свежий воздух. С радостью, которую трудно описать, мы стремглав выбрались на поверхность земли и закричали: «Ура!»
К нашему великому удивлению мы вылезли в совершенно другом месте, другом входе в пещеру метрах в пятидесяти от того места, где располагался первоначальный вход. Он находился также на крутом склоне, но метра на два выше по уровню.
Ожидающие нас ребята бежали к нам, также крича «Ура».
Несмотря на то, что мы вылезли из пещеры сильно загрязнёнными и пережившими стрессовое состояние, мы были довольны тем, что тайна пещеры нам в какой-то мере открылась.
Через некоторое время мы отряхнулись, почистились, умылись в ручье святого колодца, попили холодной воды и отправились прежней тропой в школу.
Одни неразрешённые вопросы сильно волновали нас: когда и кем вырыта пещера у святого колодца, зачем и кто находил в ней своё жилище?
Всё оставшееся время до каникул мы интересовались у наших учителей и жителей села Пощупова по этим вопросам. К большому сожалению, мы поняли, что те, к кому мы обращались, не знают на них ответа.
Некоторые говорили, что эта пещера простирается к Солотчинскому монастырю.
Другие высказывали предположение о том, что она была откопана в период гонения на церковь со стороны властей в 30-х годах прошлого столетия. В пещере скрывались старцы от преследования, что, скорее всего, похоже на правду.
Сегодня с высоты настоящего времени всё равно эти вопросы остаются загадкой. Наверное, архивы Богословского монастыря могли бы правдоподобно ответить на них.
Свидетельство о публикации №222093000500