Флоропоэтика Бунина

     Однажды на курсах учителей приглашенный профессор  предложил нам трудное задание -  придумать сценку, изобразить  обращение модернистов начала прошлого века. В группах были историки, экологи, литераторы и художники. Почти все выходили с разноцветно исполосованными лицам, причудливыми одеяниями, размахивали руками под быструю музыку  и читали стихотворения Хлебникова, Маяковского или Бальмонта. И только один вышел  в  черном костюме и белой рубашке, держался прямо и прочитал «Одиночество».  Профессор  удивился – разве Бунин модернист?! А как же «хорошо бы собаку купить»? – возразил  молодой человек. О Бунине спорят и сегодня. Кто он?  Академист или новый  классик?  Горький считал его лучшим поэтом двадцатого века, а некоторые современники относились к его поэзии снисходительно. Но вот его особенное восприятие природы не отрицал никто.  Он действительно видел краски, как художник, но создавал ли он образы растений, отражающие  переживания лирического героя, можно ли его поставить в один ряд с такими  мастерами флоропоэтики, как Ахматова или Пастернак? Судить вам, читатель

   Крестьянские  писатели не могут создать хорошую книгу о деревне, так считал Бунин.  А могут ли быть хорошими поэтам крестьяне от сохи?  Может быть,  поэтический взгляд на природу присущ любому человеку, даже неграмотному, ведь  умение и стремление рисовать дается человеку от природы?  Потом, правда,  оно  исчезает, но не у всех. Навсегда осталась в моей памяти фраза простого жителя, по виду деревенского, сидящего на палубе речного трамвайчика,  медленно ползущего по Оке. «Смотри-ка,  кроны берез по берегам,  словно грозди винограда». Мне стало стыдно, я бездумно смотрел и ничего не видел. А вот поэтический дар  дается от природы.  Так,  например,  заявил на суде Бродский.  Для этого не нужно оканчивать литературный институт. Бунин не только в университете не учился, но и гимназии не окончил.  Можно  научиться,  подражая  в юности другим поэтам – они  словно  передают эстафету, начиная от Третьяковского. Никитин подражал Майкову и Фету,  Бунин подражал Надсону и Никитину, пока не обрел свой стиль. И,  наверное, все поэты первые стихотворения посвящали природе, а потом навсегда забывали детские увлечения, словно стыдились. Но это не для тех поэтов, что родились в деревне.

  Первые десять лет жизни Бунин  провел в окружении среднерусской природы, и первые его стихи были о природе.  Он помнит,  что такое полевая дорога во ржи:
В мураве колеи утопают
Проселок, мурава. Солоухин когда-то назвал свою книгу почти так же: «Проселки». Его лирический герой шел пешком по заросшим муравой дорожкам, по владимирской земле. И герой,  и сам Солоухин были из крестьян. По мураве он наверняка ходил в детстве босиком, как и Твардовский на смоленщине в стране Муравии.  А что такое мурава? Кто сегодня знает, что это птичья гречиха?  Кто ходил по проселкам, тот навсегда запомнит эти сладкие  ощущения. Полевые цветы нравились в детстве Бунину гораздо больше, чем цветы тепличные, он знал народные названия растений и знал их свойства.
 Край без истории… Все лес да лес, болота,
Трясины, заводи в ольхе и тростниках,
В столетних яворах….
Что такое явор?  Не проще ли назвать  дерево клен. Для Бунина русский язык важнее растения.  Он сетовал на реформы: лес звучит не так,  как раньше – лесъ, утеряна не буква «ять»,  а восприятие мира. Для Бунина восприятие мира – прежде всего цветовое. Как деревенский житель он даже утверждал, что один и тот же купол церкви смотрится по-разному. Весной через голые деревья он кажется зеленым, а осенью через желтые листья – синим.  А кто сегодня помнит, что такое шмель на татарка?

Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной усни

Правда, эти народные знания трав порой были опасными.  С сестрой Бунин частенько  отправлялся в поле, чтобы помочь приятелю пастушку и даже испробовал по его совету семена белены. Ощущения свои он позднее вспоминал в «Дурмане»

Не видя видит взор иное.
Чудесное и неземное

 После этого  бабушка с трудом спасла детей от смерти, отпоила  парным молоком. Найдет ли сегодня горожанин белену среди других растений?
Жил Бунин не просто в деревне, в старинной  усадьбе. Поэтизация усадебного быта в девятнадцатом веке была для дворян традиционной, но к концу века этот   быт стал  умирающим, хотя кое-что еще сохранилось, например традиция  сажать деревья в честь рождения сыновей. В усадьбе Бакуниных сажали липы,  и все они пережили и сыновей и усадьбу.  В честь рождения Бунина посадил отец ель.
И снилося  мне, что осенней порой
………………………………………………….. ..
Искал я отцом посаженную ель
Наверняка отношение к ели у Бунина было особенным. Не случайно в «Листопаде» запоминаются не березы, а ели.
Как вышки,  елочки темнеют
Картина эта – одинокие елки среди берез стала чисто русской, особенно после  Нестерова. И почти обязательной была не только липовая, но и березовая аллея в усадьбе. По такой аллее Блок проходил каждое лето в Шахматове, а Бунину аллея запомнилась осенней.
Ветер стонет и пылит
По березовой аллее
Кто-то и сегодня считает березку национальным деревом страны и готов бесконечно воспевать ее красоту. Поэты так не считают.  Не только поэты. Когда-то Александр Бенуа показывал Остроумовой-Лебедевой,  доставая из старого сундука, коллекцию скурильностей, необычных образов. Немного спустя ее гравюра  ели со сломанной вершиной получила приз на выставке. Так и у Бунина.

На перевале дальнем, на краю
Пустых небес, есть белая березка:
Ствол,  искривленный бурями, и плоско
Раскинутые сучья. Я стою
Любуясь ею, в желтом голом поле.

Усадьбу свою , как и малую родину, Бунин покинул очень рано, и возвращался к ней только в смутных воспоминаниях
Вкруг дома глушь и дичь. Там клены и осины,
Приюты горлинок, шиповник, бересклет.
Растения он просто перечисляет, никаких метафор, но многие ли сегодня знают, что за растение бересклет, дикий кустарник, пришелец из ближнего леса. Возле усадьбы он смотрится  так же странно, как и осины, как и гнезда пугливых горлинок.
А в стихотворении «Сполохи» картина заброшенности еще более точная

Я замерла не понимая.
В какой я горнице. Крапива
Шумя бежала под окном

Чисто поэтический образ – не  ветер шумит в крапиве, а сама крапива. Вспоминаются строчки  Лермонтова:  «И свежий лес шумит при звуке ветерка».
Совсем другую форму выбирает Бунин для стихотворений исторических, но конечно он передает исторический пейзаж через растения.

Не ковыль ли, старый и сонливый
Он качает, клонит и качает,
Вежи половецкие колышет
И бежит-звенит старинной былью

И современный  пейзаж, и пейзаж исторический -  главная тема  в его поэзии. Попытки понять сущность отдельных растений для него редки. Разве что ландыш. Напрасно учителя литературы пытаются привлечь внимание к красивым строкам «Листопада».  Даже сто лет назад эта книга лежала в магазинах неразрезанной, связанная в пыльные пачки. Время пейзажной лирики ушло навсегда. Мы сегодня их порой слышим и понимаем

Лес , точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась п чащам бора,
С него местами крышу снял.

Хорошо, но это не флоропоэтика. Что такое флоропоэтика? Возможность обрести утерянный мир растений поэтическими средствами. Растений Бунин не видит.  Последний классик  ищет в природе только краски для облаков, леса и растений.  Нет, он не стал мастером флоропоэтики, сегодня мы не назвали бы  сознание Бунина экологическим. Его не интересуют растения сами по себе, он не пытается поэтическими средствами раскрыть их сущность, хотя, может, и в этом я не прав

 Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то,  что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

Несомненно, в прозе Бунин модернист и наш современник, целей познать сущность растения в отношениях с человеком, он однако, не ставил. Но кого же из современных поэтов мы назовем мастером флоропоэтики?


Рецензии
Поэзия Бунина своеобразна и не каждому дано её понять и принять.

Вадим Светашов   02.10.2022 08:54     Заявить о нарушении
Согласен, Вадим Кузьмич

Юрий Панов 2   02.10.2022 11:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.