Как закон о дискредитации дискредитирует закон

В семидесятые годы прошлого века в СССР провели эксперимент на одном из заводов. Из заводской столовой на месяц убрали кассира и предложили людям оставлять оплату за взятую еду просто на подносе. Результат эксперимента подтвердил высокие моральные качества советского человека. Руководство столовой не осталось в убытке - подавляющее большинство работников честно расплачивались за обед.
Подобные эксперименты ставили позже в разных странах, в разных социальных стратах и при различных условиях. Но всегда количество честных людей среди испытуемых оказывалось сильно больше половины.
Мы привыкли считать, что полиция и суды нужны государству для того, чтобы заставлять граждан соблюдать закон. Но описанные выше эксперименты опровергают это упрощение. Большинство людей в здоровом обществе подчиняются закону не потому, что их заставляют. Любой нормальный человек знает, что ограничение скорости на дороге и нормы расстояния между горячей печкой и деревянной стеной введены не просто так. Не говоря уж о запрете воровства и убийств. Любой нормальный человек понимает, что соблюдение законов и правил делает жизнь проще, безопаснее и предсказуемее. Иными словами, граждане соблюдают законы потому, что понимают, почему это надо делать. И это осознанное подчинение правилам является несущей конструкцией, на которой держится порядок в стране и управляемость общества. Именно оно, а не дубинки и тюрьмы.
Но иногда с обществом случается беда: по той или иной причине в стране появляются законы, смысл соблюдения которых гражданам не понятен. Одно дело запретить гонять по дворам на автомобиле. Другое - разрешить гонять всем, кроме машин жёлтого цвета. Одно дело запретить все массовые мероприятия. Другое - разрешить все, кроме тех, в которых используются плакаты с неудобными для власти требованиями. Такие нелогичные и несправедливые решения ведут к обесцениванию закона как явления, превращают в ничего не значащий мусор все правила, а не только некоторые, идиотские. И несущая конструкция  начинает трескаться.
Да, в любом государстве есть силовой аппарат призванный решать такие проблемы. Но в норме полиция и суды имеют дело не со всем населением, а только с небольшим его процентом - самыми маргинальными личностями. Когда же к маргиналам начинают присоединятся профессора, домохозяйки и пенсионеры, карательная система оказывается перегруженной. Её приходится расширять и усиливать, вливать дополнительные деньги, строить новые тюрьмы, нанимать новых сотрудников. Но ничего не помогает. Граждане, видящие как государство наказывает за нарушение бессмысленных и нелогичных законов, вдруг теряют ориентиры, переходят красную черту и... пускаются во все тяжкие.
Дело осложняется тем, что в лице новых преступников системе приходится иметь дело с совсем иными "клиентами". С ними не работают привычные методы. Они грамотно и последовательно защищаются. У них возникают группы поддержки на воле. Они любят и умеют поднимать большой шум. Всё это - огромная проблема. Всё это опасно для пресловутой стабильности...
Понимает ли это власть? И да и нет. С одной стороны, привыкшая опираться на силу, она не станет отказываться от несправедливых, но удобных для нее законов. С другой - они отлично помнят толпы людей, вышедшие на улицы на призыв Навального: "Я не боюсь и вы не бойтесь". Власть боится, что общество бояться перестанет. Потому, что в этом случае перемены станут неизбежными. Но ничего с этим поделать она уже не может...


Рецензии