Парк прошлого

Ранее:http://proza.ru/2022/09/13/388


Привыкшая быть всегда на виду, постоянно прибывавшая в заботах и общественных делах, Пелагея Ильинична медленно приспосабливалась  к роли забытой этим обществом пенсионерки.

Пелагея училась теперь размышлять в одиночестве. Она часами, порой, бродила по старым аллеям Царицынского парка, мысленно возрождая в памяти прожитые годы, которые так быстро проплыли по бурной реке советской истории.

Огромный парк, окружающий руины недостроенных ещё в XVIII веке дворцов, представлял собой заросший кустарником лес, который пересекала горбатая дорога из красного кирпича для проезда карет. Старый кирпич, конечно, уже раскрошился, но, постоянно втаптываемый в твёрдую глину проходящими по нему ногами, всё ещё продолжал выполнять функции пешеходной дороги. С остовов дворцов и парковых построек, на которых росли цветы и берёзки, постоянно сыпались камни, угрожавшие нешуточными травмами присевшим за их прикрытием по надобности.

В парке всегда было тихо до боли в ушах. В окружающих его посёлках и деревнях народ был всё время занят: в будни дети учились в школах, взрослые ездили на работу в Москву, а в единственный выходной день занимались домашним хозяйством и своими маленькими огородами. Оживал парк по воскресеньям лишь за счёт небольших групп, приезжающих по железной дороге отдыхающих москвичей, любителей летом покупаться на нижнем пруду, а зимой покататься на лыжах. Так что, иной раз, Пелагея Ильинична, во время будничной прогулки никого даже не встречала.

Говорили, что Екатерина II выкупила эти красивейшие места, под названием деревня «Чёрная грязь» у князя Кантемира под строительство своей летней московской резиденции, после того, как местные грязи помогли ей от сильных болей в суставах. Может правда, а может легенда, но Пелагею это наводило на мысль, что лечение недоступными теперь курортными грязями очень не помешали бы и ей сейчас. Организм, всю жизнь терпевший невероятные испытания, расслабившись, начинал давать сбои по всем фронтам.

Проходя мимо разрушенной парковой церкви , приспособленной под  трансформаторную будку, мелькнули воспоминания о том, как папа читал молитвы, а мама потихоньку - заговоры, когда она ещё ребёнком болела, лёжа на печке родительского дома в Мордовской Норке. Но сейчас и молитвы не помогли бы, ведь она давно уже поменяла веру в Бога и потусторонний Рай на веру в скорое земное коммунистическое завтра.

*

Старший брат Пелагеи, сын Калмыковых Иван первым закончил школу Трироговых в Аряше, затем сдал экстерном в г. Петровске Саратовской губернии экзамены на церковно-приходского учителя  и духовную семинарию в Пензе, которую тоже оплачивал ему Дмитрий Иванович Менделеев. Женился на крестьянке из села Мордовская Норка, родили дочку. С 1905 года Иван Ильич принял священный сан, которому не изменял и после революции.

Младшие Калмыковы, вступившие в партию большевиков, сначала уговаривали Ивана отречься от Бога, но получив категорический отказ, отвернулись от брата. Даже мать, чтобы не скомпрометировать остальных детей, иконку-складень, подаренный старшим сыном - священником передарила верующему соседу. В итоге Иван был арестован органами ОГПУ, сослан на Соловки, где, сплавляя лес, сильно поранился, попав под бревно,а вскоре после возвращения домой умер.

Служению церкви посвятили себя и две племянницы Пелагеи Ильиничны, Павла Михайловна и Ольга Михайловна Калмыковы, уехавшие в Москву в 1932г., которые многие годы трудились в Елоховском соборе патриаршими просфорницами. К концу жизни они обе приняли монашеский постриг: Ольга Михайловна с именем Матушка Серафима, а Павла Михайловна – с именем Матушка Параскева. Матушка Параскева не дожила до своего векового юбилея 2 года и скончалась в 2012 году. Священниками в Москве стали сын и внук Параскевы, еще один внук – диаконом.

Племянник Пелагеи Дмитрий Михайлович Калмыков после окончания курсов псаломщиков при крестовой церкви в Саратове, был определён псаломщиком к Михайло-Архангельской церкви в родной Мордовской Норке. Когда церковь закрыли, работал в Саратове по разным специальностям. Всю Великую Отечественную прошёл рядовым, а вернувшись с фронта, был назначен псаломщиком в Русскую Норку. Вскоре Отец Дмитрий стал настоятелем норкинской церкви, а параллельно руководил церковным хором и благоустраивал храм.

Сёла-соседи Мордовская Норка и Русская Норка, разделённые этническими корнями, растянулись в Поволжской лесостепи вдоль правого берега речки Норка. Местность же между этими сёлами - не обычная. Она с давних пор славится целебными родниками, святыми источниками - как их стали называть после православного крещения. А именуется урочище почему-то «Семь Ключей» или «Семиключье», хотя родников здесь гораздо больше.

Вода в этих многоводных родниках не обычная: целебная, везде разная по вкусу и с приятным ароматом. Сюда всегда стекались за исцелением жители всех окрестных сёл, не зависимо от вероисповедания, и даже приезжали издалека. Раньше здесь находилось Святилище Ведь Авы (морд. Владычицы воды) – «Козьи моляны». Хранителем же этого священного места был прадед Калмыковых, мордвин–эрзя, пасечник дед Макар.

До Пелагеи Ильиничны доходили слухи, что партийные органы ввели строгий запрет на пропаганду Отцом Дмитрием паломничества на «Семь ключей». Дмитрий Калмыков долго сопротивлялся этому положению властей, но с государством не поспоришь. От прихода в родной Норке его отстранили.

«Чем же прогневали Бога мои родные и многие другие святые соотечественники, - думала Пелагея Ильинична, что получили такую жестокую судьбу? А раз нет справедливости, - рассуждала она, - то нет и Бога». В правоте этого большевистского постулата она неоднократно убеждалась и на примере своей жизни.

Но совсем без веры человеку жить невозможно. Поэтому она теперь жила верой в мудрость партии и советского правительства, безраздельно верила в торжественно провозглашённый Никитой Сергеевичем  Хрущёвым лозунг с трибуны XXII съезда в октябре 1961 г.: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Глава партии и правительства даже указал конкретную дату: 1980 год!

Да и как было не верить в эту эпоху « Хрущёвской оттепели», когда наши солдаты разгромили фашизм, учёные получили грозное атомное оружие для обороны  от посягательств врагов, запустили первый спутник и первого человека в космос! Кто, как ни наш многострадальный народ заслужил право на счастливую жизнь? Осталось совсем немного, духовно всем приблизиться к библейскому понятию совести!
 
Первые зачатки этого коммунистического общества Пелагея уже, как ей казалось, видела вокруг: скоро, пишут, совсем покончим с преступностью с рабочих мест никого не увольняют – все обязаны трудиться. Тружеников награждают, лодырей порицают на народных собраниях, тунеядцев сажают. На столах рабочих столовых даже появились корзиночки со свежим хлебом, стояли соль и перец, - всё бесплатно для тех, кто в обеденный перерыв самостоятельно с подносом в руках выбирал первое, второе и третье блюда, оплачивая затем в кассе звенящими в кошельках копейками, а на вредных производствах, что-то и бесплатными талонами.. Но, главное, страна крепко вставала на ноги: спад производства, вызванный войной и послевоенной реконструкцией, сменились экономическим подъёмом, быстро росла производительность труда, активизировалась борьба с бюрократией, республики получали большую самостоятельность, а с партийных трибун взывали: «Догнать и перегнать Америку!».
 
«Только бы вернуть партбилет, только бы дожить, до этого обещанного долгожданного завтра», - думала Пелагея Ильинична, садясь на единственный в посёлке горбатенький автобус «Аннушка». В автобусе, как и на другом городском транспорте тех лет кондукторов уже не было. Они уступили своё место ящику для опускания монет и катушки для самостоятельного отматывания билета. Контролёрами оплаты проезда теперь выступали сами пассажиры, которые следили во все глаза за манипуляциями каждого вновь входящего.


ПРИМЕЧАНИЯ:

*Церковь работала как приходская до 1939 года. После закрытия здание церкви было приспособлено под трансформаторную будку, в 1970-е гг. – под типографию, а с 1975 по 1990 гг. в ней размещалась столярная мастерская СНРМ-3 при В/О «Союзреставрация», с тяжелыми деревообрабатывающими станками, от работы которых было сильно потрескались и само здание, и настенная живопись храма. В 1990 г. церковь «Божией Матери Живоносный Источник» была реставрирована и в ней возобновились богослужения.

 
**«Каждый - по способностям, каждому — по потребностям» - популярный в Советском Союзе лозунг коммунистического идеала, провозглашённый К. Марксом в работе « Критика Готской программы», 1875г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

На фото: Царицынский парк. Фото Кондрашова Андрея


ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2022/11/12/749


Рецензии