Портрет

                ПОРТРЕТ

    Со своей одноклассницей встречаемся один раз в год, на так называемом вечере встрече выпускников, который у нас проходит летом. Уже все «глубокие» пенсионеры… Ирина уже более двух десятков лет живет без мужа, умер от тяжелого заболевания. Эта далеко не молодая женщина содержит в отличном состоянии сад и огород. Клумбы и цветы «разбросаны» по всему участку, одним словом: рай на земле. Её круглое, со слегка вздернутым носом, лицо с небольшим количеством веснушек светилось от одного разговора о цветах и овощных культурах. Весь её душевный мир лежал в саду и огороде…
    В этот раз, уже осенью, мне нужна была отводка от её куста жасмина.  Она была дома, и я впервые вошел в её дом. В принципе  ничего особенного: обычный деревенский дом. Поражала лишь чистота и какая – то особая опрятность, которой у меня – вдовца в доме не было. В комнате на стене бросается в глаза портрет, точнее три рамки в которых помещены портрет, рентгеновский снимок и картина в лубковом стиле, которую бы специалисты назвали примитивизм.
   - Ирина, какой – то странный триптих?
   - Ничего странного: это портрет моего бывшего мужа.
   На фотографии на нас смотрел мужчина со впалыми щеками, большими глазами и курчавыми волосами на голове.
    - На фотографии его внешний портрет, иначе вид. Так он выглядел, когда был живой.
     - Понятно. А зачем рентгеновский снимок рядом?
     - А это вид того же человека изнутри. Там имеется туберкулезная каверна в правом легком и опухоль в левом…
     - А,- с некоторым удивлением подумал я,- впервые встречаю такую трактовку… А картина почему такая странная: бутылка водки большая, а телевизор и пачка сигарет одного небольшого размера относительно бутылки?
    - Здесь изображен духовный мир бывшего супруга. Эти три


привязанности сопровождали его всю жизнь, но более всего алкоголь, вот по этой причине бутылка водки больших размеров.
     - А кто тебе нарисовал картину маслом? - Сделал я легкий намек на известный телефильм "Ликвидация".
    - Попросила нашу местную художницу Светлану Падерину, да ты её знаешь: она рисует сельские пейзажи…
    - Да, конечно. Знаком…
    - И что в таком образе он у тебя зафиксирован в памяти? А где любовь?
    - Какая у него могла быть любовь, если бы не было потребности в еде, то он бы меня вообще не замечал.- она горько усмехнулась.
    Я оказался в таком положении, что не знал как оценить ситуацию, то ли сочувствовать её женской судьбе, то ли ругнуть мужиков – «козлов». Откровенно: не знал, а потому промолчал.
    Когда вышли в сад, Ирина оживилась и начала активно рассказывать мне правила осенней обработки кустов, цветов.  И если бы мне представилась возможность изобразить её духовный портрет, то там поместились бы все овощи, множество различных цветов, кусты смородины, малины, крыжовника и конечно яблони, груши, вишни и еще многое другое.  Именно к этому привязана её Душа.
     Получив отводку жасмина, я ещё долго размышлял над тем, что у кого – то очень лаконичный духовный портрет (три предмета), а у других он не может вместить многообразие всего растительного мира.
    


Рецензии