Конфликт сущностей бабушки и педагога

Конфликт сущностей счастливой бабушки и педагога со стажем или Единство и борьба противоположностей.

Как только я стала бабушкой, у меня моментально произошло раздвоение личности. Моя целостная, великолепно сформированная, устоявшаяся в своей правоте сущность педагога вдруг как-то уменьшилась и  растеряла свою непоколебимость.
   А сущность счастливой бабушки, радостно потирая ладошки и ехидно хихикая, заполнила освободившееся пространство.
   Моя внученька- принцесса на подсознательном уровне быстренько разобралась, с кем из двух  ипостасей ей приятнее иметь дело, и усиленно стала культивировать взращивание сущности "счастливая бабушка"...
    ...Такая картина: моя драгоценная девочка с восторгом ковыряет столовой ложкой в кошачьем туалете. Ложка, кстати, была успешно украдена со стола в кухне. Я ею помешивала  супчик для Их Высочества и неосторожно положила в зоне Стешачьей досягаемости. И вот малышка смотрит на меня хитрющими глазами, ехидно улыбается, зачерпывает из лотка полную ложку комкующегося наполнителя и меееееедленно высыпает его на пол, сканируя взглядом череду эмоций, сменяющихся на моем лице. И ведь прекрасно понимает, разбойница, что делать так НЕ НАДО!
  Училка во мне немедленно вскидывает голову. Строгий взгляд,  неизменное начало всех учительских монологов:
"Таааааак....."
И продолжение речи казённым, сухим голосом: "Стеша, так нельзя! Прекрати сейчас же! Воспитанные девочки так не поступают!!!!"
Стефания, наплевав на всех воспитанных девочек оптом и в розницу,  радостно взвизгнув, пускается наутёк. При этом, размахивая ложкой, как флагом. На каждом шагу оборачивается на меня, приглашая поиграть в догонялки.
  Дипломированная выпускница педагогического института  требует немедленно прекратить безобразие, вернуть маленькую шалунью на место преступления и строго прочитать нотацию о вредоносности совершенного проступка. А сущность бабули с умилением наблюдает за пока ещё неуклюжими  движениями принцессы,
   Бег малышки напоминает первые взбрыкивания новорожденного жеребёнка. И это так трогательно и потешно! А заразительный хохот маленькой бандиточки и глаза с чёртиками в глубине зрачков напрочь убивают во мне педагога. И я - только любящая бабушка -  подхватываю игру, хлопаю в ладоши, топаю ногами на месте и со смехом воплю:
" Догоню-догоню-догоню!!!!"
 Чем вызываю троекратное усиление визгов, писков и восторгов. Воспитательный момент упущен, училка, недовольно ворча, на время уходит в подполье... Бабушка и внучка ещё минут десять беснуются и ликуют.
  Потом я беру веник, совок и устраняю следы преступления. Стэффи трётся рядом, пытаясь многострадальной ложкой загрести белые гранулы в совок ...
 Оооооочень редко, но случается и так, что моя резвушка получает "добро" на неприглядное поведение от  сущности педагога.
 Стэффи вступает в возраст демонстрации характера и прощупывания "на слабо" взрослых. Слава Богу, Стефании пока не приходит в голову прилюдно кататься по земле, но возмущенный ор у крохи получается вполне себе громкогласный. Стоит эта кнопка посреди комнаты, детской площадки или двора и извергает из себя звуки, которые можно приравнять по децибелам к пожарной сирене. Сущность бабушки судорожно ищет пути и способы, чтобы утихомирить скандалистку. (У нас же -принцесса! Что подумают люди? Боже, какой стыд!)
  А сущность заместителя директора школы по воспитательной работе, которая провела не одно родительское собрание на тему "Как уберечь ребенка от беды", твердо уверена, что девочки и мальчики должны уметь громко кричать  в случае опасности!!! Скольких трагедий можно было избежать, если бы ребенок не стеснялся орать изо всех сил и звать на помощь! Поэтому, цыкнув на бабушку, закалённая школьным шумом учительница спокойно взирает на вопящее чадо и ждёт, когда иссякнут силы и задор протестантки. Кстати, чем меньше внимания уделяется "концерту", тем быстрее он завершается...
   Однако, есть в нашей со Стешей жизни моменты, когда сущности бабушки и воспитателя подрастающего поколения объединяются и выступают слаженным дуэтом. Это мне смутно напоминает образы Карла Маркса и Фридриха Энгельса...барельефы в профиль, борода к бороде, взгляды устремлены в сторону мировой революции и всеобщей победы пролетариата...
 Так, в едином порыве, внутренние "я" склонной к разгильдяйству бабули и строгой учительницы твердо стоят на единых принципах:
1. Невозможно причинять боль живым существам.
2. Нужно самостоятельно поднимать то, что бросила и убирать за собой.
3. Нельзя  наступать ногами на еду.
Конечно, таких постулатов будет становиться все больше и больше, но в полтора года необходимо усвоить хотя бы эти три. И здесь бабушка полностью солидарна с педагогом.
  Научившись сострадать и понимать чужую боль, моя кроха вырастет доброй и не подлой.
  Приобретая привычку содержать в порядке свои вещи, наша девочка научится упорядочивать свои действия, мысли, планы.
   Бережное отношение к продуктам постепенно перерастет в уважение к результатам любого труда окружающих и, соответственно, к своим результатам тоже.
   Это очень важно, и, по моему мнению, должно быть заложено в ребенке с первых месяцев жизни. Это понимает бабушка, которая не прочь избаловать свое сокровище до безобразия, на этом стоит и моя учительская сущность!
    Стэффи наступила нашей кошке Масе на хвост. Причем, я понимаю, что сделано это было специально, прицельно. Бедная котейка жалобно мяукнула и забилась под стол. Довольная своей карательной операцией Стэфа радостно сообщает мне: "Мяу-мяу бо-бо!!!"
  Сущность бабушки готова робко умилиться и восхититься речевыми изысками драгоценной внученьки, но тут же со стыдом опускает голову.
Строго говорю малышке: " Ты сделала Масе больно, бабушка не хочет и не будет с тобой разговаривать!"
  Наказание игнорированием длится примерно минут пятнадцать. Я не реагирую на попытки крохи приласкаться,  молча даю ей запрошенный сок и "песень" (печеньку), демонстративно откладываю в сторону принесенную
 для прочтения любимую книжку "Колобок"...
   И не нужно мне говорить, что в этом возрасте дети не понимают, что они наказаны, и совершенно не осознают, за что последовали репрессии.
Уверяю вас, на подсознательном уровне малыши понимают и способны проанализировать ВСЁ.
  Иначе , почему Стэфка, поразмыслив, лезет к Масе под стол, обнимает ее, целует в шерстяной бочок?! Моя кроха все поняла, осознала, сделала выводы и пытается исправить содеянное. И кошка довольно благосклонно принимает "извинения"! Ведь сделаны они от чистого сердца! А добрый жест и кошке приятен!
   ...Мы гуляем. В руке у Стефании, аки царский скипетр, зажата лопатка. Вдруг Их Высочество решает, что ей необходим мячик, который лежит в корзинке с остальными "уличными игрушками" под коляской. Не долго думая,  принцесса бросает лопатку и несётся к вожделенному мячу.
Через пять минут кроха забывает про "весёлый и звонкий" и с азартом наполняет песком красное ведерко..
Я не вмешиваюсь в процесс Стешиной самостоятельной игры, не рефлексирую по поводу "за и против" детского клипового мышления...
  Но в конце прогулки мы обязательно совершим увлекательный квест "Собери свое имущество", и моя лапочка собственноручно сложит все свои разбросанные по площадке игрушки в корзинку. Порядок в вещах - порядок в жизни!
  Труднее всего мне удаются воспитательные кульбиты с едой... Ценности продуктов питания наша малоежка не понимает ВООБЩЕ. Как можно трепетно относится к тому, что против твоей воли с песнями и плясками в тебя пытается впихнуть бабка с умоляющим выражением лица??????
  Две трети нес'еденной печеньки могут быть брошены на пол и растоптаны сандаликом в пыль. Если только наш той-терьер Гарик не налетит коршуном и не успеет слопать лакомство раньше...
 От ломтика яблока любовно откусываются микроскопические кусочки и не менее любовно тут же выплевываются... Пространство вокруг Стефании усыпано яблочными "выплевышами".
Как реагировать? Как поступить? Даже мое педагогическое "я" в данном случае помалкивает в ступоре. Тяжело вздохнув, в бой вступает бабулина сущность. Понимаю, что игнор здесь включить не получится.
Малышня моя может из-за переживаний совсем аппетит потерять. Тут только личным примером и авторитетом.... Поднимаю все кусочки до одного и мужественно их с'едаю на глазах изумлённой внучки. Приговариваю при этом: " Ах, как вкусно!!! Не хочешь кушать - отдай бабе!"
И, знаете, помогает... В следующий раз мое сокровище тащит мне каждый недоеденный кусок! Лиха беда начало! Вот дорастёт мое счастье до воспитательных бесед, подключу к процессу училку...
  А пока педагог самопроизвольно и неконтролируемо  включается во мне во время занятий с малышкой. Мне так хочется, чтобы моя кроха росла развитой и воспитанной девочкой.
  Моя сущность педагога, закалённая образовательными системами советских, перестроечных и "ФГОСовских" времён, запаслась неимоверным количеством различных развивающих игрушек и целой библиотекой книг для развития интеллекта. Очень моей внучке-ученице полюбились серии "Умные книжки" "Тактилики" и "Школа семи гномов".
  В свои полтора года моя умничка знает практически всех животных и насекомых, распознает овощи и фрукты, лихо различает цвета, складывает простые паззлы, коряво рисует Колобка и солнышко, имеет представление об обобщении (собирает в по разным кучкам посуду, животных, продукты...), смешно высунув язык, и раздувая от важности щёки, показывает от одного до пяти предметов... И прочая, прочая, прочая...
    Надо ли говорить, что во время занятий бабушка всегда на чеку! Стоит только училке войти в раж и начать  перегибать палку, бабуля моментально прекращает учебное безобразие и включает "дурилки'.
   Это могут быть папуасские и русские-народные танцы, гарцевание принцессы на бабкином загривке, игры в надувной мяч, полеты "на самолёте" и вынужденная посадка на мягкий матрас, песенки и стишки, не отягощенные смыслом и воспитательной значимостью, но лихие и задорные...
   Да мало ли какая веселая ерундовина  может всплыть из задворков памяти резвой бабушки?!
   Но самое трудное испытание для сущности педагога наступает, если на прогулках мы пересекаемся с другими детьми и их мамами.  Удивительно, но  маленьких детей в нашем ЖК очень много!! И мамы у них, в подавляющем большинстве, совсем юные!  Вот уж есть где разгуляться педагогу с тридцатипятилетним стажем!!!! Так что - "держите меня семеро!"
И на прогулках я не упускаю момент и практикую с моей внученькой различные "развивалки"?! Очень помогает удачно приобретенный набор набор для игр в песке. Формочки в нем - в виде насекомых. Совместными усилиями мы лепим песочных бабочку, жука, пчелу, кузнечика. Скульптурные потуги сопровождаются двигательно-логопедическими упражнениями... Стешенька "летает, как бабочка и пчела", показывает как ползает жук, "прыгает, как кузнечик", "жжужит пчелкой и жучком". Причем, пчела делает это: "зззззззз", а жук: "жжжжж".
  К нам, как притянутая магнитом, подтягивается гуляющая малышня в возрасте от полутора до трёх лет. Как очарованные  наблюдают они за нами, а самые смелые вливаются в процесс. Мамы - счастливы, они бесплатно получили "два в одном флаконе":
 развивающее занятие для потомства и возможность уткнуться в телефон и погрузиться в пучину интернета...
  Они, эти девочки, вообще ко всему относятся просто и незамысловато. Дети растут отдельно, мамы в телефонах существуют  -  отдельно (как мухи и котлеты). И ребятки у тех мам растут на диво самостоятельными, способными принимать решения даже в своем нежном возрасте.
   У этих крох - также очень молодые бабушки, чуть старше моей поздно родившей дочки. И они тоже гуляют с телефоном, а ребенок гуляет сам по себе... Но, молодые бабушки и юные мамы все же различаются между собой... У них - разные пристрастия и ценности. Бабули не прочь незаметно отползти в сторонку и затянуться сигареткой... Мамочки  все - ЗОЖницы. Они гуляют со своими чадами, катаясь на роликах и толкая впереди себя коляску, лихо летят на самокатах рядом со своим малышами на велосипедах, у всех стройных девочек - питьевой режим.
Бабушки одеваются элегантно и ярко.  Они несут грациозно несут себя в мини и декольте. Мамочки предпочитают спортивный стиль, у них одежда подобрана по принципу: натурально, удобно, не стесняет движений..
  Это - дети разных социальных эпох. Бабушки родились в 80-х. и детство их прошло в обрушившемся на страну  "западном счастье": жвачка, голливудские фильмы, мода на все яркое, свобода слова, секса... И свое, исконное - продукты по талонам, не выплаченные по полгода родительские зарплаты и бандитские разборки...
  Их собственные дети родились в начале 2000-х. Россия  выскреблась из-под Запада и стала восстанавливать уважение к себе. Карьера, здоровье, не прикасаемое  личное пространство, погружение в технологические достижения  - принципы молодежи сегодняшнего дня.
  И среди молодых бабушек,  и совсем зелёных мамочек я чувствую себя не то, что динозавром, а предком динозавра. И мой педагогический зуд не даёт спокойно жить. Так и хочется вставить свои пять копеек. Прочитать лекцию, что прогулка с дитем должна проходить в общении с ним, в играх и познавании окружающего мира, а не в экране гаджетааа.. И я чувствую, как чешется между лопаток, и начинает светиться нимб над головой и я воспаряю в облака, дабы оттуда вещать, вещать, вещать.... учить, поучать, наставлять....  Неожиданно приходит осознание того, что никто мне внимать и следовать моим наставлениям не собирается...
И в этот момент сущность педагога с грохотом падает с небес на землю!!!!  Вспоминаю, что я -  не школе, и слушать меня(или хотя бы делать вид, что слушает) никто не обязан....
Сущность бабушки быстренько подбирает осколки разбившейся вдребезги учительницы и отползает в тыл - к своей принцессе...
  Сижу себе, леплю куличики из песка, извлекаю этот же песок изо рта своей принцессы.... и.... вдруг понимаю, что ВООООТ КОГДА раскрыл мне свои тайны закон диалектики единства и борьбы противоположностей!!! Чтобы осознать его, мне всего лишь нужно было стать счастливой бабушкой!!!!


Рецензии