В чём истинная красота?
В стихотворении «Некрасивая девочка» (1955) Николай Заболоцкий задаётся философским вопросом: какая красота является истинной, внешняя или внутренняя?
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Сам вопрос предполагает в себе однозначный ответ: только внутренняя красота достигает божественных свойств*, за что её и "обожествляют люди", она и является истинной. А пустой сосуд, несмотря на всю свою внешнюю прелесть, не может быть носителем божественного начала.
2. В чём же заключается эта внутренняя красота?
Эта красота в благодати Духа Святаго и её плодах, которыми являются «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
В стихотворении таким плодом является способность некрасивой девочки бескорыстно и самозабвенно радоваться чужой радости:
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
3. «Добротолюбие» это «любовь к прекрасному»
Поэтому не случайно «Добротолюбие», которое учит людей тому, как стяжать эти духовные дары, а вместе с ними и внутреннюю красоту, в переводе с греческого означает «любовь к прекрасному», то есть к духовной красоте, точнее красоте Духа Святого.
4. Какая «красота спасёт мир»?
Из этой книги как и из стихотворения становится понятным, какая «красота спасёт мир» и как она это сделает.
5. Ошибки, к которым ведёт незнание того, в чём истинная красота
Какими бы одухотворёнными и благообразными не выглядели лицо человека и его дела, если он не стяжал благодати Духа Святого, и её плодов, то не приобрёл внутри себя этой вожделенной красоты Царства Небесного.
Однако многие по неопытности полагают, что духовная красота в их одухотворённом виде, образе мыслей, словах и делах. Тем самым они нередко впадают в тщеславие и удаляются от получения благодати, которая даётся з а с м и р е н и е, а не за подвиги. (Смотрите подробнее у преп. Исаака Сирина)
6. Что делать?
Заглянув внутрь себя, обнаружим, что в нашем сосуде не «мерцает» свет благодати, смиримся, и через смирение и молитву приблизимся к получению того, что является истинной красотой: дивный язычок благодатного пламени Святого Духа.
Сам Господь подбадривает и обнадёживает нас в этом деле:
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Мф. 7:7).
И "Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него" (Лк.11:13), то есть эту самую умную красоту.
Свидетельство о публикации №222093000915
Замечательная работа,и умная и интересная, и есть над чем поразмыслить..
Человек должен задаваться вопросом:"Что такое красота", для чего она
нужна, и что есть истинная красота человека...Вы осветили все аспекты этого очень важного понятия.Лично меня, особенно радует в красивых
по истине людях - это умение искренне радоваться за других! Это говорит
о настоящем духовном богатстве и красоте! Спасибо, Владислав.
Хорошего радостного настроения! С теплом и улыбкой,
Людмила Иоффе 27.07.2023 12:16 Заявить о нарушении
Сердечное спасибо за отзыв и понимание. Благодаря Вам вдруг открыл для себя второй смысл слов Тютчева:
"И нам сочувствие даётся
как нам даётся благодать".
Раньше я понимал это как сочувствие нашему слову от других людей. То есть редко как благодать встретишь в людях глубокое понимание.
Но речь, как видно, идёт и о нашем сочувствии, об "умении искренне радоваться за других", которое даётся тоже от Бога.
С теплом и благодарностью,
Владислав Плеханов 27.07.2023 14:36 Заявить о нарушении