П. К. Услар. Кюринский язык. Из серии ЖЗЛ

Барон  Петр  Карлович  Услар  (1816-1875гг.)
"Лучше поймешь горца, когда поймешь его язык"
писал  П.К.Услар. Он проработал на Кавказе 25 лет
из них 20 лет а Дагестане. На Кавказе он начал с изучения языков Кавказа в частности с горских Иберийско-Кавказских языков.
Ведь язык это: откровение, чудо, удивительное явление природы, тайна. Ведь язык -одно из самых
удивительных , и в тоже время одно из самых загадочных явлений, бытующий в человеческом обществе.
В 1850 году он пишет "Язык не возможно подделать"
Далее он пишет ,что "Неистощимое средство для изучения древнейшего времени представляет язык:
языка нельзя ни выдумывать ,ни подделывать..."
П.Услар  видел в языке надежный источник  истории народа, носителя языка.
В1837 году начал службу на Кавказе в действующей армии.   В 1840 г.поступил в Императорскую  военную академию, после окончания служил в Сибири.
Затем П.Услар  был командирован для составления военно-статистического описания Тверской и Вологодской губерний.
В1850 г. П.Услар возвращается на Кавказ .
В 1851 г.,по ходатайству наместника Кавказа М.С.Воронцова ,был учрежден Кавказский  отдел императорского Русского географического общества. В их числа 16 человек действующих членом   общества, был и П.К.Услар.

В1858 г. на него было возложено  составление  истории  языков  Кавказа(работа была опубликована после его  смерти).
П.Услар  приступил к изучению Восточно- кавказских языков в1863 году.
В1863 г.он начал изучать и исследовать Аварский язык, за основу взял Хунзахское наречия. Помойником его был Айдемир Черкеевский.
В 1863 г.(осенью этого года)он берется за (Казикумухский) -Лакский язык. В1864г.грамматика уже была готова.
В след за лакским языком он начал изучать, один из  диалектов Даргинского языка. "Хюркилинский"
(Ураклинский).Грамматика которого была
отлитографирована  им в 1867г.
*В 1871году  уже было закончена исследования Лезгинского (Кюринского) языка.(на нем мы остановимся далее).
Последним (в1871г.)языком, который приступил
лингвист стал Табасаранский язык.
(Хронология выпуска монографии такова):
Абхазский язык. 1. Тифлис, 1887г.
Этнография Кавказа.Языкознание.2. Чеченский язык. Тифлис. 1888 г.
Этнография Кавказа .Языкознание.3. Аварский язык.
Тифлис.1889 г.
Этнография Кавказа. Языкознание. 4. Лакский язык.  Тифлис .1890 г.
Этнография Кавказа. Языкознание. 5. Даргинский язык.Тифлис.1892 г.
*Этнография Кавказа .Языкознание .6. (Кюринский) Лезгинский язык. Тифлис. 1896 г. 639с.
Этнография Кавказа .Языкознание. Табасаранский
язык.Тбилиси.1979 г.
Обстоятельные  грамматики по семи языкам,"свидетельствующие о глубокой проницательности  и блестящем исследовательском уме П.Услара" писал А.С.Чикобава .Иберийско- Кавказское  языкознание.7. Тибилиси,1955,с 462.
Услар Петр Карлович.: Кюринский язык.
В этом обзоре у него 6 параграфов:(с 1 по 6.).
Мы сделаем здесь не большой обзор и остановимся на некоторых моментах из его параграфов.

Параграф №1.П.Услар писал"Язык условно названный нами Кюринским, составляет особую лингвистическую единицу, которая менее дробится на расходящиеся наречия, чем например язык маарулов (аварцев)    или язык  даргуа (даргинцев)"...
*"Ни язык в целости своей не называется Кюринским, ни жители, на нем говорящие, не носят общего названия Кюринцев. Мы принимаем условно для языка название Кюринского, а для жителей название Кюринцев".
Комментария:  (АК.автора.)
В первом параграфе П.Услар пишет ,что язык, условно названо нами Кюринскими она составляет
особую лингвистическую единицу. (Особая лингвистическая  единица сама по себе уже не может называется  условно).Он это делает не разобравшись в этнических названиях древних лезгин.  Уже в 6 параграфе он пишет ,что существует общее  название которым называют себя все Кюринцы, откуда бы они ни были родом, это название есть-Лезги /Лезгины.
Здесь можно сделать вывод ,что как его информаторы так и он сам не догадывались ,что существуют два  Албанских племен под названиями
Куьре(Кюре),Лекь(Леки),кровно родственные племена,говорящие на разных наречиях(диалектах) одного и того же языка не говоря уже о Лезгинской группе народностей, таких как: Сами Лезгины,Кюринцы,Агулы,Арчинцы,Будухи,Крызы, Табасаранцы,Удины,Рутулцы,Цыхуры,Хиналуги (Лехинар).
Параграфы №2.3.4.,и частично №5 в основном рассматривается географическое положение, границы ,соседние области и соседи Кюринских владения и т д.
В №3. П.Услар указывает ,"Начиная от аула "Кьулитар",вниз по р.Самур, по обе стороны реки до
восточной конечности Самурского округа, исключительно господствует особое наречие языка Кюринского ,которое  подвергается мелким изменениям по аулам. Говорящие на кюринском  языке живут в 36 аулах и в нескольких выселках в числе 5796 дворов. При этом заметим ,что жители
сами себя не называют кюринцами, и ни кто так их не называют ,с незапамятных времен делились они на три отдельные независимые общества как Ахты пара, Алты пара, и Докъуз пара" ...  Вопрос
когда они возникли?.
Эти Союзы сельских общин возникли примерно
(в15-17вв.),к концу16в.и к началу 17в.

В № 4."Название Куьре/Кюре, по приданиям название произошло от того, что арабский правитель страны жил в ауле Куьрахуьр (Куьрах-хуьр),Кюр-кент"село Курах".
"В прочем ,это не подтверждается ничем
положительным".(П.Услар здесь сомневается),
однако далее этого он не идет Жители сами себя называют куьреви-куьринцы (куьревияр).Так называют их, с некоторыми видоизменениями выговора, и горные соседи. Язык свой называют они "Куьред ч1ал".(Куьринский язык).Вот именно ...
"Что касается названиям села как Кьурагь и Курах,
название которого не имеет ничего общего с Куьре".
Здесь П.Услар также заблуждается, корней здесь предостаточно, к сожалению он до них не дошел.
Выводы П.Услара здесь запутаны и не достоверны.
Читатель здесь может легко запутается в этих понятиях  терминах и высказываниях.

В некоторых местах противоречить сказочному, в других параграфах и т.д.
(См.Этимологию слова Курах на Проза.ру).

В № 6. Он пишет .что "впрочем, существует общее название, которым называют себя все Кюринцы, откуда бы они ни были родом. Это название есть столь знакомое нам: Лезги/Лезгины  . Лезги-ед.ч. Лезгияр-мн.ч.
 Заметим ,при том ,что это название Кюринцы присваивают себе в исключительную собственность; "Лезги ч1ал"- есть Кюринский язык.
*Далее он пишет ,что происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так   прозвали их соседи тюрки, с другой стороны, ни один из горских народов не называют Кюринцев Лезгинами"...
Комментария: АК. автора:
Как отмечает П.Услар."Существует общее название,
которым называют себя все Кюринцы откуда бы они небыли родом" это название есть стол знакомое нам- Лезги.  На это можно ответит следующим образом.
1.Мы  уже упоминали ,что в Кавказской Албании  существовало две больших племен как Куры,Куьринцы(Кюры),и Леки,Лекьи,Лезгины,это
самоназвание двух больших лезгинских племен.
Об этом написано в истории лезгин и в других источниках, просто надо знать историю своего народа
Об этом так же правильно и точно передают Грузинские
(Иберийские)языки и источники в форме как"Леккури" (Лек+Куры). Отсюда и общее название, и присвоение  себе кюринцами в исключительное собственность название Лезги. Потому что они не делали между собой никаких различии это изначально кровно родственные племена древних Албан.С разными племенными названиями исходящих от тотема-(тотемных знаков).Здесь разница лишь в наречиях или диалектах).
К стати Кюринцы были более многочисленны и
расселены на больших территориях в Кавказской Албании, чем собственно лезгины. В этническом плане разница между двумя лезгинскими племенами просто нет ,его придумали недруги или
по незнанию самой  истории лезгин и т.д.
Это так же связано с не знанием другими племенами  этнических имен лезгинских племен Кавказских Албан.
Далее П.Услар пишет ,что "как тюрки, так и мы без
разбора_ называем всех дагестанских горцев лезгинами. Что можно сказать по этому поводу.
Естественно П.Услар не комментирует данный вопрос однако обратите внимание как он пишет (ключевое слово здесь *без разбора).Отсюда все исследователи и ученные берут за основу действительно без разбора ,якобы лезгины, это все дагестанские горцы и это совсем  не так. Каждое племя первоначально имел свое название. А между тем грузинские племена как соседи знали кто есть кто- поименно и они не ошибались.
Лекьи,Леккури.Коротко остановимся еще раз на этом вопросе:
1.Лезгинское слово-Лек,Лекь-это орёл, горный орёл,
это один из древнейших тотемов ,тотемная птица
Албанцев-лезгин( Лекь,Лекьби и т.д.),к стати "печен" у лезгин также называется -Лекь и т.д.
2.Куьрэ,куьр,куьре,-это название большой реки на юге Кавказа, в то же время и  название одноименной  большой племени, Кюре/Куры, Куьревияр и т.д.
Тотемное животное Кюринцев был горный Кавказский (Дагестанский тур).Бесстрашный, смелый и выносливый горное животное.
Еще раз повторно остановимся на некоторых вопросах связанных с Куьре/ кюре.

Кроме того Куьр -имеет и другое значение как "Икра",по видимому она имеет и переносное значение как название племени отсюда и его многочисленность , и река в котором очень много рыбы и икры ,которая славилась Кавказская Албания в древнейшие времена и т.д.Про комментируем еще раз более подробно эти вопросы.1.Куюринцы в кавказской Албании были одними из больших племен и были расселены на больших территориях. И свое племенное название берут от одноименной большой  Албанской реки-Куьре (под разными названиями кур, кир ,куьре, кюре и т.д.). А если взять древнейшую историю то корни их уходят в Кура-Араксскую Культуру и к племенам данной культуры и т.д.А кюринцы были здесь неотемлимой , связующей и цементирующей силой данной культуры.2.Далее он пишет ,"что происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так прозвали их соседи тюрки".Здесь мы должны обратится к самоназванию Кюринцам (Куьринцы),понятно ,что информатор П.Услара этого не знал и информировали его не правильно, отсюда и кривотолки .
Это не правильное толкование:  Исследовав Кюринский язык  он так и не нашел корни данного языка. Возможно его не правильно информировали  его информаторы, возможно и другие причины. Она в языке есть, и корнем его служит слова такие как  "Куь", "Куьр""Куьрэ"- со значениями-"жидкость ,икра, вода, река".Тюрко-язычные азербайджанцы не как не могли их назвать так ,потому, что они в этих края появились лишь 11-12века. А Кавказские  Албанцы ,как коренные жители этих мест жили в своем государстве с 4 века до н.э. и т.д.,и до этого как племена Кура-аракской культуры в т ч.   3.Кюринцы присваивают  себе в исключительную собственность название -Лезги. На этот вопрос можно ответить так: Как Албанское племя Куры (Кюре),так и Лекьи (Лезги) - это кровно родственные племена Албани здесь нет ни каких противоречии. Единственное, что здесь можно отмети -это две большие наречия Кавказских Албан  как куьринское и лезгинское наречия и.т.д.
Единственное кто правильно называли и куьринцев и лезгин это (Иберийцы),Большая Ибериско-кавказская семя языков. Они их называли в форме  ЛЕКУРИ (Лекккри) Что же это такое? и какой секрет этот термин несет в себе. Иберийцы как северные соседи К.Албан четко различали, что здесь речь идет о двух больших лезгинских племенах как Леки так и Куры ,отсюда и название как Лекь+Куры, Леккури,Лекуры и т.д.Вот куда идут корни данных древних Албанских племен как Кюре так и Лекь.

По поводу " Описания лезгин в сочинениях А.Берже". См.на Проза .ру  автор  Али Албанви
где автор производит анализ  работ как:"Горные племена Кавказа"(1879г.)и "Выселение горцев с Кавказ" (1880 г.)и указывает на ошибочные суждения и даже ошибки в его сочинениях.
А.Берже не разу не ссылается на Кавказско-Албанские племена(хотя он знал об их существовании).Али Албанви.Проза.ру от 12.09.2021г Четко и с понимание изложен материал.
Али-Баркала тебе за это!
П.Услар так же  переписывался с А. Берже в свое время (1888г.) по поводу Чеченского языка         (Чеченский язык Тифлис.1888г.).Относительно "Кюринского языка " П.Услар  как мы убедились
выше ,так же допускает ошибочные и не верные рассуждения.
П.Услар отмечает свои монография  -Языкознания... так например Этнография Кавказа.Языкознания.6.Кюринский язык.Тифлис,1896.   
Что же это такое? Поясним для читателя. Языкознание -это наука изучающая язык в комплексе как систему. Его основной объект-
естественный  язык человека,(она возникла с 18 нач.19 веке).
Лингвистика: (от лат.)это "Язык".  Грамматика (от др.греческого)
"Буква".Как наука является разделом языкознания(лингвистики),
который изучает грамматический строй языка. Только благодаря грамматики, речь становится осмысленной и понятной большинству. Этими вопросами как рас и занимался  П.Услар.
Наречие. Диалект. Говор.
П.Услар  упоминает ,что Кюринский язык -это наречие лезгинского языка . А что же такое наречие? Наречие -это крупное  подразделение языка, объединяющая  группы диалектов и говоры
с едиными чертами. Именуется Наречия по территориальному признаку.Кюринский язык  действительно занимал  большие территория и объединял в себя  множество диалектов и говоров и т.д.(однако он до конца так и не понял в чем тут дело между куьринцами и лезгинами...)это  всего  лишь самоназвания двух
родственных  лезгинских племен.
Диалект-это разновидность языка с его словарными запасами и грамматическими  правилами.
Говор- это наименьшая языковая единица (разновидность
диалекта).

Письмо П.Услара профессору  В.И.Шерцлю. (примерно 1871-1872гг.).
Мы выбурим некоторые отрывки из данного письма.
*"Если в пределах Чечни и Дагестана провести прямую линию, то она не превзойдет 250 верст. На этом
небольшом протяжении встречается около15 языков,
которые  в свою очередь  дробятся еще на множество
наречий".
*"Производится обмен  сношений между горцами, хотя бы
даже говорящими на нескольких языках. Разрозненности
нет. Множество аварских аулов рассеяны между лакскими, табасаранские  между кюринскими. Но каждый
народ сохраняет свой язык".
*"Грамматически чеченский язык  должен быть причислен
к группе дагестанских. Между  всеми  ними существует
грамматическая связь, но они сильно расходятся. В языках
южного Дагестана нахожу продолжение того, что открылось
мне в Чеченском, но зато и различие становятся весьма
резки".
*"Я признаю существование двух семейств: Западно -
Кавказского и Восточное -Кавказского, связь между ними весьма слабая".
*"Заселение нагорного Кавказа нынешними  его
обитателями произошло в доисторические времена и не
имеет ничего общего с передвижением хищнических орд".
С многими видениями П.Услара здесь можно согласится,
однако не со всеми и т.д.(АК).
                ***
Здесь не возможно не сказать хот коротко об Антоне Антоновиче Шифнере (1817-1879гг.)
Филолог, востоковед, Экстраординарный академик. Академик Императорской Академии Наук и Директор второго отделения  её  библиотеки. Профессор Римско-котолической  духовной академии. Шифнеру А.А. принадлежит ряд ценных работ по изучению Кавказских языков. Ознакомление ученого мира и специалистов с работами П.Услара в значительной мере способствовал академик А.А.Шифнер.Первый исследователь Ибериско-кавказских языков,автор трех монографии, посвященных
Бацбийскому язык (1856), Аварскому языку(1862) и Удинскому языку (1863).Следует отдать должное Академику  А.А.Шифнеру  и т.д.
На этом я хотел закончит всего Вам хорошего.



                Литература:
А.А.Магомедов.  П.К.Услар. Исследователь Дагестанских языков. Махачкала .1979. (100 с.)
Али Албанви.Проза.ру Описание лезгин в сочинениях.
Адольфа Берже.(1879-1880гг.)                А.С.Чикобава. П,Услар и вопросы научного изучения горских Ибериско-Кавказских  языков.Тибилиси,1955.с.462.
А.С.Чикобава. История изучения Ибериско- Кавказских языков.Тибилиси,1965 .                П.К.Услар. Кюринский язык.Тифлис,1896.
П.К.Услар. Характеристические особенности Кавказских
языков. Сборник сведении о кавказских горцах.9.Тифлис,
1876.
П.К.Услар.  Записки  Кавказского  отдела  Русского географического  общества.Тифлис,1866.с.37.38.
М.М.Ихилов.   Народности лезгинской группы. Махачкала.1967.
Седрединов А.К.  Проза.ру .Этмология-энонимов нардности лезгинской группы. от17.10.2021г.


Рецензии