Кабардинские владельцы и Тюркские князья

Кабардинские владельцы и Тюркские князья. Новые сведения.

      Сегодня, как никогда в свете изучения новых источников и анализа имеющихся документов ясно одно, что версии о кабардинских князьях и кто они меняются ежедневно. В основном такие изменения связаны с теми обстоятельствами, что действительную историю искажали с давних времен, каждый раз из-за коньюктурных  интересов разных противоборствующих группировок.
    Следует отметить те обстоятельства, что в 1746 г. Бекович-Черкасский писал, что Кабардинские владельцы родились «от Казыя, у которого были три сына, а именно: Атокшука, Джанбулат и Мисост» от них соответственно родились: Бамат Кургокин,  Арсланбек Кайтукин и Касай Атажукин…»
     Такая констатация нам даёт то, что отцом Казыя, был Пшиапшоко, который жил во второй половине XVI в. Его сын Казий умер в 1615 году. В 1746 году действующие кабардинские владельцы: Бамат Кургокин, Арсланбек Кайтукин, Касай Атажукин. Казий Пшиапшокин жил до 1615 года на левобережье реки Терек, до впадения в Сунжу. Там же продолжали жить Кургок, Джанбулат и Мисост, в период прихода к кабардинцам крымского хана Каплан-Гирая   в 1708 году.
   Такой факт  говорит о том, что в 1708 году, никаких противоречий у кабардинских владельцев к Крымским ханам не имелось. Разве, что нежелание платить положенную дань «Айблык» - 200 девушек и 100 юношей.  Плата, как в принципе практикуемая в те времена всеми. Несмотря на это действительно, некое столкновение в 1708 г., было на реке Терек с русским отрядом, к которым примкнули и кабардинцы. Крымский отряд Каплан-Гирая около 3000 человек, подвергся нападению русских и кабардинцев, и потеряв несколько десятков человек бежал с  места стоянки лагеря и остановился в пути в местности Ак Булюк в Хасавюрте. При этом столкновении погибли совершенно мирных людей, 23 улема, ученых богословов участвовавших в походе для приведения в ислам местных язычников.
     И вот, 1719 год, Саадет-Гирай крымский хан с приглашения владельцев Бамата, Касая Атажукиных прибыл к кабардинцам за данью на реку Терек, ниже реки Балык (Малка). Джанбулатовы, дань платит не согласные. Тогда, возникает заговор среди Атажукиных – убить Арсланбека Кайтукина и его племянников, чтобы решить все свои внутренние проблемы. Арсланбек Кайтукин узнав о заговоре, решает бежать со своими людьми.
Бекович-Черкасский: «между оными владельцами началася междуусобная ссора, почему предписанные владельцы Баматъ Кургокинъ и Касай Атажукинъ, согласисъ, привели Крымское войско и вышеписаннаго владельца Арсланбека Кайтукина, съ братьями и племянниками, съ вершинъ реки Баксана (район горы Кызбурун-Х.Т.) выгнали, который ушел житъ въ крепкомъ и тесномъ месте, на такъ называемой горе Кашкатовъ (Кашкатау), тому ныне осемънадцать летъ, и по той  горе Кашкатау владелецъ Арсланбекъ съ братьями стал называтъся у русскихъ Кашкатовскою партиею…»
В 1720 году, весной Арсланбек Кайтукин бежит через реку Балык, где живут горские татары (балкарцы) останавливается в местности Кашхатау, на реке Чегем, что в переводе с балкарского языка означает: Кашха – Лысый; Тау – гора (Лысая гора), Арсланбек строит укрепления и обороняется от Атажукиных. Атажукины не смогли захватить Кайтукина и останавливаются на житье на равнине правобережья реки Баксан.

    Обратим внимание, на то, что здесь,  вопрос о место нахождения Большой и  Малой Кабард, как о неких территориях, не рассматриваются. Отмечаемые в двухтомном издании «Кабардино-русские отношения», М. 1957 г., ранее 1720 года «Большая или малая Кабарда» являются искажением истории, таких данных в статистике  истории  России не было.
    В 1719-1724 гг., такой вопрос не стоит. Есть одна – Кабарты, других нет. Вопрос о малой Кабарде, возникнет тогда, когда, часть кабардинцев останутся на прежних кочевьях на реке Терек. Территории Кабарды, ни их границы, ни их владения на 1746 год не отмечены, кроме как Атажукины обретаются при горе Кызбурун, Кайтукины при горе «Кашкатав».
   Другой вопрос: А, кто они кабардинские владельцы? Таковых фамилий всего две: Атажукины и Кайтукины. Кайтукины впоследствии разделятся и на другую ветвь – Бекмурзины.
    Итак, мы имеем всего два кабардинских владетельных рода, отмеченные официальными властями в 1746 г.: Атажукины и Кайтукины.
    

Идаровы-Айдаровы, Пятигорские князья.

     Вопрос определения кто такие «Айдаровы, Идаровы» исходит из того, что ещё в середине XVI века, различали «Пятигорских черкас» и «кабардинцев». Это были совершенно разные роды, и разные народы, как в языке, так и в территории.
     Существуют ошибочное мнение, «Пятигорские черкесы» это те, которые расселялись в местности называемое Бештау, что с балкарского
(тюркского ) языка означает – Пятигорье. Сам факт присутствия такого топонима, подчеркивает нахождения на этой местности крупного поселения, которое сохранило одно из названий балкарского этноса – Бештау Эл, то есть «Пятигорская страна». Обратившись к истории возникновения этого названия, мы напомним, что Матвей Меховский в 1517 году в своей известной книге «Трактат о двух Сарматиях» писал: «К югу, по направлению к Каспийскому морю лежат горы Иберии и Альбании, которые у русских называются по имени народа Пятигорские Чиркасы (Pietihorscij czyrkaczy), то есть приблизительно Чиркасы пяти гор (Quinquemontani)…»  Из этой цитаты мы узнаем о горах «Иберии и Аьбании», уточним, что Иберия – это современная Грузия; Альбания -  это горы Дагестана. А точнее, имя народа (балкарцев) -Беш Тау Эл - «Пяти гор". Пяти Горы это хребет гор на границе Балкарии с Имеретией и Сванетией. Сами "Пяти Горы" называют хребет гор "Кабак ас" - Гряда гор (Кавказ), который в те времена, понималась территория от Казбека до Эльбруса, то есть местожительство балкарцев (Казбек (Казман тау), Дыхтау, Джанги тау, Ушхара тау, Минги тау – Эльбрус).
     О «Пятигорских черкасах» в «Книге Большого Чертежа» 1627 года, написано, что они населяют территорию от места слияния 5 рек (Бештамак): Балык, Басхан, Чегем, Черек, Терек – все названия балкарские (тюркские).
    «Книга Большого Чертежа» - 1627 года различает «кабардинцев» и «Пятигорских черкас». Темрюк Айдаров, известный, как тесть Ивана Грозного, вовсе не кабардинец, он родом «Пятигорский черкас». В разное время, разные историки внесли довольно много искажений в первоисточники, что историю одних, присваивали другим. С одной стороны это были политические шаги, с другой стороны – это сегодняшние этнические споры между теми, кто истинно владеет этими именами, территорией, и другими, которые вошли во вкус «владения историей и именами известных в истории народов». Достаточно было одну фразу «А Аккубеку царю было прибежище в Черкасех, и они его деля посрамились да Астарохань воевали и, взяв, ему дали есте…», с.45. Из этого контекста выхвачен термин «Черкасех» и дано толкование, что «Черкасех» это кабардинцы. Несмотря на то, что в «Посольских книгах 1557-1561гг…» кабардинцы именуются кабардинцами, а не «черкесами»: «А в Шавкалы есми рать свою на своих недругов и на твоих послал же. И кабартыинскому князю и людем всем кабартинским велел есми ити на Шевкалы с своми людьми вместе…», с.317. Посольские книги.
   Фраза Бековича-Черкасского: «А оная гора Кашкатовъ не удельная его Арсланбека, а была она со всеми ея угодъями прежнихъ, на Терке живущихъ, выезжихъ Кабардинскихъ князей Казбулата Мусалова, Довея и Алдигирея Канбулатовыхъ, а по фамилии Идаровыхъ» разом подчеркивает, что «Идаровы (Айдаров-Х.Т.), они вовсе не сродственники  Атажукиным и Кайтукиным. Идаровы-Айдаровы, князья. Атажукины, Кайтукины владельцы (Владеют холопами, но не территорией). "Известия Кавказского Отдела Императорскаго Русскаго Географическаго Общества", Том IV. Тифлисъ, 1875-1877.
   «Российская  Родословная Книга» издаваемая Князем Петром Долгоруковымъ. Часть 2. САНКТПЕТЕРБУРГ. Печатано въ Типографии Эдуарда Веймара. 1855.
«Князья Черкасские. Князья Черксские были разнаго происхождения; собственно такъ называемые князья Черкасские – потомки  Кабардинского владетеля Инала…
Они никогда не признавали своими однородцами ни князей Ахамшуковыхъ-Черкасскихъ, ни князей Егуповыхъ-Черкасскихъ. Также и въ отношений къ князьям Бековичамъ-Черкасскимъ нетъ решительно никакого доказательства, чтобы они происходили от султана Инала…», сс.36-45.

1. Князья Бековичи-Черкасские с Идаровыми - Айдаровыми не родственники;
2. Князья Идаровы-Айдаровы с «Атажукиными, Кайтукиными» не родственники.
3. Кабардинскими владельцами считаются только «Атажукины и Кайтукины».
4. Адам Олеарий документально описывает тех, с кем он непосредственно встречался: «Мусал Сунчалеевич» язык у него татарский. Отметим, что балкарский князь Тазрит был женат на дочери Канбулата, брата Темрюка Айдарова. А если сравнить их фамилии: Тазрит Айдаболов и Темрюк Айдаров, то в этих фамилиях видна этническая близость.
5. Кабардинского владетеля Инала… В этом имени скрывается родословная тюркских князей.
Итого: Кабардинские владетели: Атажукины, Кайтукины – 1746 год, не отмечены, что они «Иналиды».

Наурузовы – ногайские князья, род Касая

Долгое время считались, что фамилия «Наурузовы» это кабардинская княжеская фамилия. Фактически «Наурузовы» это ногайская княжеская фамилия и на 1746 год, Наурузовы, не поименованы, как кабардинцы, вовсе. Другим заблуждением является, что «Мисостовы», также кабардинская фамилия. Тоже не верно. Мисостовы отошли от Наурузовых. Ногайская фамилия «Мисостов» берет свое начало от Мисоста Наурузова.
   Напомним, что в 1639 г., ногайский князь Урыстямбек отмечен на месте нахождения Наурузовского аула на левой стороне реки Баксан, напротив горы Кызбурун (Кыз-Курун), женатый на дочери Крымшамхаловых.
  Аристократические браки между  балкарцами и ногайскими князьями, чаще заключаются, чем с другими, чей статус ниже «княжеского статуса».
   Интересные сведения о брачных связях между ногайцами и балкарцами в исследованиях М. Барасбиева.
  К примеру,  князь Кучук Наурузов был женат на Бату Урусбиевне Урусбиевой, а князь Тархан Мисостов — на сестре Муссы Айдебулова — Минат.
Князья Наурузовы поддерживали родственные связи с таубиям и Суюнчевыми. Незадолго до своей смерти Касай Суюнчев, не имевший прямых наследников мужского пола, Назначил опекуном над своими дочерьми и имением  князя Мисоста Наурузова, которому завещал также и треть всего своего имущества. Как отмечает Б.И. Мусукаев, опекунами у балкарцев — «осуй» обычно назначались близкие родственники, чаще всего дядя по отцовской или материнской линии, что и позволило нам утверждать о родственных взаимоотношениях Касая Суюнчева и Мисоста Наурузова.

Исследовательница В. П. Невская отмечала, что карачаевские феодалы в XIX в. часто выдавали своих дочерей за ногайских мурз Карамурзиных и Тугановых и, в свою очередь, сами вступали в браки с представительницами высшего сословия ногайцев. Собранный нами полевой материал полностью подтверждает такое мнение В. П. Невской.

Более того, помимо вышеперечисленных знатных ногайских родов, с которыми вступали в родственные отношения карачаевские аристократы, мы можем добавить мурз Мансуровых и Ахловых, а также султанов Хановых.
Следует особо выделить, что эти знатные фамилии ногайцев являлись некогда наиболее знатными и почитаемы¬ми среди своих соплеменников.

 В частности, про них писалось следующее: «Из мурз пользовались некогда особым почетом род Касая, к которому принадлежат фамилии: Мансуровы, Тогановы (Тугановы. — М. Б.), Карамурзины, Наурузовы и Ахловы, мурзы и из других фамилий имели значительно больше прав пред прочими ногайскими сословиями, но значение их в народе уступало значению Касаевых;

Касаевы будучи богаче других и в родственных связях с знатными людьми соседних племен, имели и больше влияния в народе, вследствие чего лица этой фамилии всегда были предводителями ногайцев, как в военное гак и в мирное время»…М. Барасбиев. Некоторые сведения М. Барасбиева, уточнены.

Брачные контакты с ногайцами в этот период осуществляли и представители рода Атажукиных.

К примеру, мать ногайского князя Тугана Ахлова – Алийкопф – была дочерью князя Атажуко Атажукина, а в 1855 г. князь Туган Атажукин собирался переселиться в ногайский аул Найманов, в котором у своих родственников проживала его вдовая мать.

Родственными узами с ногайской аристократией был связан и балкарский таубий – Кучук Джанхотов. Известно, что его дочь Хамсад была женой князя Беслана (Бирислана) Туганова, а внучка Кудас, дочь его знаменитого сына Джамбулата, вышла замуж за ногайского султана, сына генерал-майора Менгли-Гирея…

Бековичи-Черкасские, сегодня документально, имеются источники, литература, что эта фамилия принадлежит к тюркам. Об этом у нас будет отдельная тема. Такая же тема отдельно об истории рода Айдаровых.

Хадис Тетуев,историк, 01. 10. 2022 г.


Рецензии
Спасибо за очень интересную информацию.
Жму на зеленую.
Творческих успехов и больше материалов по этому вопросу...
С уважением, -

Лев Смельчук   30.04.2025 10:42     Заявить о нарушении