Про девочку Лиду и её светлую душу

 Эта интерактивная повесть-квест, где много интересного и необычного найдут дети  и их родители.

ПРО ДЕВОЧКУ ЛИДУ   И ЕЁ СВЕТЛУЮ ДУШУ
               
  «Зорко одно лишь сердце.
 Самого главного глазами не увидишь.»
                А. Сент-Экзюпери


 Глава I    Выход в свет               
У Лидочки Сомовой сегодня день рождения.  Вместе с друзьями и подружками она уже задула  шесть нарядных свечек на торте. Ребята подарили Лидочке целую гору мягких игрушек и коробок с настольными играми и пазлами. Папа торжественно достал из глубин шкафа большую коробку и вручил Лидочке.
— Это роликовые коньки от нас с мамой.
Девочка давно просила родителей купить ролики и сразу узнала коробку. Лида уже подглядела эту коробку в шкафу. Потому что утаить от Лидочки обновку или сладости было невозможно. Она, как заправский разведчик постоянно проверяла все тайные места, куда мама прятала покупки.  Хитрой Лидочке не хотелось огорчать папу испортив его сюрприз, она захлопала в ладоши, запрыгала на одной ножке.
— Я буду учить тебя кататься. – Сказал папа приподнятым тоном.  Казалось он рад не меньше дочери.
Мама любила всё объяснять и потому добавила:
— Это не значит, что ты сегодня же начнёшь ездить на них по улице. Сначала мы подберём тебе шлем и наколенники и только тогда….
— Не порти ребёнку удовольствие, - легкомысленно заметил папа и поцеловал Лидочку в нос. Мягкие папаины усы щекотали лицо, и Лидочка всегда щурилась и смеялась. Она примерила ролики, и держась за папину руку, прокатилась несколько раз вокруг стола.
  А вечером в гости пришла любимая тётя Женя, мамина старшая сестра, со своим взрослым сыном Андреем. Он был высокий красивый и добрый.
Когда Лидочке было три года она заявила маме, что скоро обязательно женится на Андрюшке.
Мама терпеливо объясняла дочке, что девочки выходят замуж. А   Андрей приходится ей двоюродным братом. И вообще Лидочке ещё рано думать о замужестве. Нужно немного подрасти. 
— Ну, ладно, - после нравоучения согласилась девочка, - когда подрасту, я выйду замуж за папу. Он тоже красивый. Пока Лидочка замуж не собиралась.
Лида всегда с восторгом встречала тётю Женю. Та приходила нечасто, а Андрей и того реже. Андрей протянул Лидочке нарядный конверт, подмигнул и произнёс загадочную фразу:
 — Девочка подросла, пора выводить её в свет.
 Лидочка растерянно оглянулась на маму.
— Какой такой свет, разве мы живём в темноте?
На помощь пришла добрая тётя Женя.
 — «В свет» – это так говорят, когда выходят туда, где много интересных, даже знаменитых людей. Андрей принёс тебе билеты в театр на оперу.
— Опера — это где всё время поют? – проявила осведомлённость Лида. 
— Не рано ли ребёнку, поймёт ли? – засомневался папа.
— Пойму, я всё обязательно пойму. Театр – это же так прекрасно, - выдала она постоянное мнение тёти Жени. Лида знала, что тётя Женя работает в театре главной по костюмам. Она представляла, как тётя Женя учит артистов одеваться.
— Прости, Илья, - сказал папе Андрей, - пригласительных только два.
— Пусть девочки сходят, - снисходительно произнес папа. -  Лена тоже давно никуда не выходила. Я в воскресенье всё равно дежурю в больнице.
Илья Семёнович Сомов работал врачом-кардиологом, и Лидочка хорошо знала, что его дежурства часто выпадали на выходные.  Потому в парк или на мультфильмы Лида всегда ходила с мамой. Два раза в неделю после детского сада мама водила Лиду в спорткомплекс на плавание и два других дня Лида занималась спортивной гимнастикой. Мама говорила, что хочет вырастить физически крепкого гармоничного человека. Здоровье для неё был «пунктик», как она сам говорила. До Лидочкиного рождения мама тоже работала в больнице. Место называлось трудным словом – лаборатория. 
  — На первый театральный выход ребёнку потребуется платье, - серьёзно произнесла тётя. Она вынула из большого пакета на молнии чудесное, необыкновенной красоты синее бархатное плате. На ткани сверкали серебряные искорки. Украшал платье маленький воротничок из мелких блестящих камешков и тоненький серебряный поясок.
 У Лидочки, конечно, было много разных костюмчиков и платьиц, она любила наряжаться, но это не какое-нибудь розовое кружевное, как у всех девочек, а настоящее театральное платье. Лидочка задохнулась от восторга:
— Это мне? Подарок?
 Тётя Женя помогла ей примерить платье, расправила все складочки на нижней юбке. Застегнула поясок. И Лидочка ещё долго вертелась перед большим зеркалом, чувствуя себя сказочной принцессой. Платье затмило ролики. 
Лида была на Новогодней ёлке в цирке, где было весёлое представление и выдавали подарки в нарядном пакете с клоуном.  О театре она знала только по рассказам тёти Жени, и пока ей этого было достаточно. Теперь Лида могла думать только о походе в оперу.
Она безропотно легла спать, после переполненного впечатлениями дня, чтобы утром начать сборы в театр. Ей снился большой красивый дом с колоннами на широкой площади, весь серебряный, как на картинке с обёртки шоколада «Театральный».
  Утром мама искупала Лидочку и заплела мокрые волосы в тугие косички. Что было удивительно. Мама всегда говорила, что нельзя ходить с мокрыми волосами, можно простудиться.
Мама надела гладкое чёрное платье с вырезом и длинные жемчужные бусы. Волосы она подобрала высоко наверх и подвела глаза. Лидочка залюбовалась мамой и выдохнула:
— Какая же ты у меня красивая. Самая лучшая.
 Мама тихонько засмеялась, обняла Лидочку и поцеловала в нос, как папа. Она расплела Лидины косички, легонько расчесала волосы мягкой щёткой от чего они опали пышными светлыми локонами.
— Дочка, ты у нас красавица, - сказала мама и повернула девочку к зеркалу. Лида себе понравилась. Такой нарядной и взрослой она себя ещё никогда не видела.  А ещё они с мамой стали очень похожи.
Театр оказался ещё необычней, чем представляла девочка. Белое здание с колоннами украшали большие стеклянные фонари. Над тяжёлыми высокими дверями скульптура женщины с двумя белыми масками в руках. У одной из масок выражение серьёзное, уголки рта опущены.  А другая - весёлая, просто рот до ушей. Мама объяснила Лидочке:
— Это покровительница театра богиня Мельпомена.  Грустная маска – трагедия, другая – комедия.
Тех, у кого были пригласительные, встречала Людмила Сергеевна. Так звали женщину, которая повела их группу на экскурсию по театру.
В большом красивом зале с зеркалами прогуливались нарядные взрослые и дети. Экскурсовод сказала, что этот зал называется фойе. На стенах висели фотографии красивых людей. Людмила Сергеевна показывала на фото, называла фамилию артиста и объясняла каким голосом тот поёт.
— Этот артист – тенор, этот баритон, а этот - самый низкий мужской голос – бас. Высокий женский голос – называется сопрано, эта актриса поёт контральто. Сегодня вы услышите все эти голоса. Оперу Иоланта, которую вы увидите написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский, а либретто, то есть историю для оперы, по просьбе композитора написал его брат Модест Петрович Чайковский. Это последняя опера композитора. Кто из вас знает другие произведения Чайковского? — спросила Людмила Сергеевна.
Ребята стали наперебой выкрикивать: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
—  Какие вы молодцы, - похвалила ребят экскурсовод. – Но всё это балеты. Они тоже идут в нашем театре. Приходите, будем рады.
Лидочка огорчилась, потому что знала только «Щелкунчик».  Мама записала для неё на диск старый мультфильм с музыкой Чайковского. Лиде нравился вальс в этом мультике, она любила кружиться под эту воздушную музыку.
Дальше вверх вилась белая мраморная лестница, её широкие деревянные перила украшали фонари в виде ангелочков. Лидочке ужасно нравилась такая торжественность. Зрительный зал, в который их ввели сверкал огромной люстрой, украшенной множеством хрустальных подвесок. Мягкие кресла, обиты красным бархатом. Сцену закрывал тяжёлый, такой же, как кресла занавес. И вдруг Лидочка обнаружила перед самой сценой глубокий провал.  Внизу в полутьме сидели люди с музыкальными инструментами в руках. Лида в растерянности оглянулась на экскурсовода.
Та улыбнулась, видя Лидино удивление и объяснила, что это место называется оркестровая яма. Она стала рассказывать про инструменты.
— Это струнная группа: скрипки, альты, виолончель. Есть духовые: труба, кларнет, тромбон, а тот длинный чёрный инструмент называется фагот. В углу, обратите внимание, большая позолоченная, у которой много струн – это арфа. Некоторые музыканты уже играли, но музыка не получалась.
— Сейчас музыканты настраивают инструменты.  От того и звучит какофония – такое хаотическое и бессмысленное нагромождение звуков. Когда придёт дирижёр, все будут играть красиво и слаженно.
Их места были в отдельной маленькой комнатке выше зала. Мама сказала, что это называется ложа.
Лидочка с нетерпением стала ждать, когда придёт таинственный дирижёр.
Он оказался худым, кудрявым человеком в длинном чёрном пиджаке. Дирижёр взмахнул своей тонкой палочкой и зазвучала музыка, отрылся занавес.
Лида моментально забыла о нём, потому что на сцене появился цветущий сад у стен замка. В нём гуляют девушки.
Лида оглянулась на маму и прошептала: - Ничего мне не рассказывай, я хочу попробовать понять сама.
 Мама согласно кивнула.
Одна девушка в бледно-голубом платье стала петь красивым нежным голосом о том, что её волнует неведомая тоска.
Лидочка поняла, что это Иоланта и сочувствовала ей, потому что тоже сейчас испытывала новое для себя волнение.
— Но почему Иоланта так странно выставляет вперёд руки и всё трогает? – удивляется Лидочка.  И неожиданно девочку пронзает догадка: «она слепая!»
— Бедная Иоланта, - сочувствует красавице Лидочка.
Подружки пытаются Иоланту развеселить.  Но ту ничто не может утешить.
И тогда взрослая женщина зовёт Иоланту, укладывает её голову себе на колени, гладит по волосам. У неё мягкий низкий голос. Лида решила, что это и есть – контральто.  Женщина поёт колыбельную. Совсем, как мама, когда укладывает Лиду спать.
 — Какая добрая у неё мама, - шепчет Лида своей маме.
 — У Иоланты нет мамы — это Марта, её кормилица.
 — Кто такая кормилица? Наверное, няня, - догадалась она.
 — Какой ужас!  – взволнованно шепчет маме Лидочка. – Слепая и без мамы…
В горле у Лидочки вдруг образовался твёрдый комок, из глаз готовы пролиться слёзы.  Но тут музыка изменилась, слышны трубящие рога. События в замке отвлекли Лиду. Появились мужчины в необычных костюмах. Потом ещё двое: один пожилой, строгий и важный. Мама поясняет – это король Рене. Другой смуглый в чалме со сложенными на груди руками. Лиде он напомнил шаха из мультфильма про Синбада морехода. Это врач из дальних стран.  У короля Рене очень низкий, бархатный голос. 
 «Это, наверное, и есть бас. Как точно описала его Людмила Сергеевна», - успела подумать Лидочка. И вот что узнала девочка, внимательно слушая о чём он поёт: Иоланта, оказывается, слепая с детства. Но её все оберегают, не говорят об этом под страхом смерти. А ещё у девушки с детства есть жених – герцог Роберт, но он не знает, что его невеста слепая. Король просит врача вылечить его дочь до свадьбы. Доктор объясняет королю, что может вылечить Иоланту, только если она сама этого очень захочет.
В саду Иоланты появились два красивых юноши. У них разные волосы и разные голоса.  Лида поняла, что им нравится этот необычный сад. Высокий юноша с тёмными волосами красиво запел про какую-то Матильду, у которой необыкновенные глаза, и она пьянит, как вино. Лида поняла, что он и есть жених Иоланты, но не хочет на ней жениться. И тут рыцари видят Иоланту.  Она прелестна и добра к гостям.  Водемон, так зовут светловолосого рыцаря, остаётся вдвоём с Иолантой, он просит девушку подарить ему красную розу. Но она приносит ему белую. Для слепой Иоланты нет разницы в цвете. И снова, и снова на просьбу принести красную розу, она срывает для него белую. Тогда он сам срывает несколько роз и просит Иоланту сосчитать их. Но ей нужно для этого взять их в руки. Водемон понял, что девушка слепая.
Лидочка неотрывно смотрит на сцену, не замечая, что мнёт подол своего красивого платья. Она переживает за судьбу Иоланты. Лида почти не слышит о чём поёт юноша. Она больше не может крепиться. Спрятав лицо в ладонях, она смотрит на сцену краешком глаза. Слёзы сами катятся у неё из глаз, ей неимоверно жалко бедную Иоланту.
Но мама Лена не утешает её, не говорит, как обычно: «не пугайся – это понарошку, сказка». Мама молча легонько гладит Лиду по голове. Странным образом музыка помогает Лидочке собраться с силами, и она снова внимательно смотрит и слушает пение.
В замке короля Рене переполох. Все узнают, что рыцарь открыл Иоланте её несчастье. Но Иоланта не хочет видеть. И доктор говорит, что операция не поможет. Тогда король объявляет, что Водемон будет казнен, если Иоланта не прозреет. Испуганная Иоланта готова принять страдания, чтобы спасти Водемона, и умоляет врача вылечить ее.
 Лидочка больше не может терпеть, она бросается к маме ища у неё утешения.
 Но мама не утирает дочери слёзы, а глядя в её заплаканные глаза говорит:
— Я рада, моя девочка, что твоя душа способна болеть от чужого горя. И слёзы твои чистые и светлые, совсем взрослые. У тебя нежная, добрая душа.
 Лида знала, что у людей иногда болит сердце и тогда папа их лечит. Но где находится душа и как она болит? Лида хотела расспросить маму, но неожиданно догадалась, просто ощутила, что это что-то тёплое у неё внутри.  Это душа помогает ей чувствовать добро, любовь к маме и папе, переживать за Иоланту, жалеть котёночка, брошенного под дождём.  Лида сама всё поняла, ведь она уже взрослая.
 В опере всё кончилось хорошо. Операция помогла, Иоланта стала видеть. Роберт признался королю, что любит свою Матильду. И тогда король Рене согласился поженить Иоланту и Водемона. Все счастливы.
  Когда по окончании спектакля, все зрители стали аплодировать, Лида вдруг вспомнила: - А почему мы не видели тётю Женю?
— Она в другом театре, драматическом, - ответила мама не переставая хлопать. – А вот декорации к спектаклю рисовал наш Андрей. Видишь написано, - мама показала Лидочке программку, которую они купили перед спектаклем. -Художник – Андрей Фролов.
Лида обрадовалась так, словно это её рисунки одобрили все зрители спектакля. И сказала, подражая тёте Жене:
– Нужно будет обязательно ему позвонить, выразить восхищение и благодарность.

Мама засмеялась, поцеловала Лиду и сказала:
— Пошли домой, моя театралка.
Всю дорогу домой Лида щебетала без умолку. Ей очень понравилось в театре. Дома, когда мама позвала Лиду к столу, она решила испытать, что чувствуют слепые. Она крепко зажмурилась, выставила вперёд руки и двинулась на кухню. Сначала она чуть не разбила лоб, врезавшись в дверной косяк, потом обожгла руку о горячую кастрюлю на плите, ударилась коленкой о стул, когда хотела сесть.
Лида сегодня не узнавала свою маму. Она не спешила подсказывать Лидочке, а молча следила за её опытами. И только спросила:
 — Ну, как?
 — Ужасно трудно и даже немного страшно, - серьёзно ответила Лида.
Вечером вернулся с работы папа. От него, как всегда, пахло по-особому. Лидочка думала, что это грустный запах больных сердец из папиного отделения в больнице. Лидочке нравилось, как весело пахло от папы после душа: шампунем, одеколоном и от усов немножко табаком. Обычно папа выходил из душа с мокрыми блестящими волосам, надевал домашнюю одежду и закуривал на кухне. Он говорил, что в больнице целый день не курит. Вредно для пациентов.
Сегодня Лидочка с трудом дождалась пока папа выйдет из ванной. Она незамедлительно атаковала его своими впечатлениями о спектакле.
—Ты понимаешь, несчастная Иоланта была слепая, – захлёбываясь от спешки говорила Лидочка. - У меня душа за неё изболелась.  Потом она полюбила рыцаря и захотела его увидеть. Любовь её спасла, - с пафосом закончила она.
Папа внимательно выслушал дочку и сказал серьёзно:
— Знаешь, как написано в «Маленьком принце»? — это повесть французского писателя Экзюпери.  Мама тебе потом почитает. «Только настоящая любовь способна исцелить и телесную слепоту, и духовную». В нашем мире за повседневной суетой и блеском гаджетов слепыми стали миллионы. Оставаться человеком может только тот, кто сохранит зоркость сердца…, свою светлую душу.
Лидочка во все глаза смотрела на своего всегда ироничного шутливого папу и удивлялась. Сегодня все говорили с ней, как со взрослой. За один день она много узнала о себе и своих   родителях. На ночь Лида попросила маму ещё раз почитать ей либретто оперы из программки.
Во сне она видела себя в саду Иоланты.  Принц, похожий на Андрея, пел баритоном: «Кто может сравниться с Матильдой моей?» и подносил ей красные розы.

https://www.culture.ru/events/275395/opera-iolanta - Опера «Иоланта»
Саратовский оперный театр.

Глава II   Живопись и другие новости
 Утром, Лидочка услышала, что на кухне папа поёт красивым голосом «Кто может сравниться с Матильдой моей?» Девочка босая помчалась на кухню и увидела сквозь стекло двери, что папа жестикулирует одной рукой, как герцог в «Иоланте», а другой обнимает маму. Та шутливо вырывалась. Лидочка со смехом кинулась обниматься с родителями. Всем было весело и радостно.
— Папа, я не знала, что ты умеешь петь, - отсмеявшись сказала Лида.
 — Ты ещё много не знаешь о своём отце, - дурашливо сказал папа. Он поднял Лидочку на руки и поцеловал в щёку.
 — Папа, разве ты не идёшь сегодня на работу?
 — Я тебе больше скажу, - загадочно сказал папа, улыбаясь в усы. – Ты сегодня не идёшь в садик. Мы все вместе отправляемся к тёте Жене.
— Классно, я как раз хотела позвонить Андрею, теперь смогу лично поблагодарить его за отличные декорации к спектаклю.
 — Посмотри, мать какую формалистку ты воспитала, - окончательно развеселился папа. – Ни слова в простоте не скажет.
 Лида хотела обидеться на непонятное слово, но решила сначала выяснить:
— Кто такая «формалистка»?
— Бездушный человек, живущий по чужим правилам. - Коротко сказал папа, не дав маме пуститься в длинные пояснения.
Расспрашивать было некогда, они спешили выйти из дому. По дороге в гости Лида размышляла над тем, кто такие формалисты.  И как они могут жить без души.
Лида была у тёти Жени очень давно, когда ей ещё не было трёх лет и плохо это помнила. Она представляла дом тёти нарядным и светлым, как сама Женя. Квартира тёти и Андрея состояла из двух заставленных комнат и кухни с большим диваном. Лида помнила только этот диван, на который её тогда уложили спать. В первой комнате жил запах чего-то острого, напоминающего маникюрный лак, смешанный со сливочным маслом. Иногда так пахли руки Андрея. Лидочка решила, что это запах художников. Она с любопытством первооткрывателя рассматривала на застеклённом балконе, превращённом в мастерскую, стеллаж с баночками и тюбиками. Кисти разных размеров. На стене висели пустые рамы, стояла на деревянных ножках недорисованная картина. В комнате на полу, обращённые к стене были картины без рам и огромная стопка листов серой бумаги.
 — Вот наше поле деятельности, Илья, - сказал Андрей.  – Нужно подготовить эти работы к транспортировке. Поможешь?
— Для чего ж ещё нужны родственники?! - своим обычным шутливым тоном сказал папа. – Командуй, что будем делать?
 — Ой, чуть не забыла! - Всплеснула руками Лидочка, - Андрей, я хотела похвалить тебя за прекрасные декорации к спектаклю.  Так хорош замок и сад, розы, как живые.
Папа рассмеялся: – Ну, какова ценительница?
— Ради твоей благодарности, стоило постараться, - почти серьёзно сказал Андрей. – Ты поняла оперу?
 Лида смущённо кивнула, понимая, что сказала что-то не так.
— Вчера   весь вечер вздыхала: - Жаль слепую Иоланту. Только любовь спасла девушку… Какой добрый рыцарь, красивый Роберт, - вмешался папа. – Я сам к утру запел.
Не поддерживая папиных насмешек, Андрей предложил:
— Посмотри эти работы, возможно, тебе что-нибудь понравится, буду рад. - Он помог расставить небольшие картины на диване, чтобы Лиде было удобно их рассматривать. Андрей коротко пояснял:
- Та, где лес и озеро и эта с горами называется пейзаж. Фрукты с кувшином – это натюрморт. От французского - неживая природа. В натюрморт можно собрать любые неодушевлённые предметы.
— Неодушевлённые – это без души? - спросила Лидочка.
— Правильно, - подтвердил Андрей. - В русском языке всё живое считается одушевлённым. – Он продолжил пояснение: - где изображен один человек – портреты.
— Это Снежная королева, - узнала Лида голубую почти прозрачную девушку с большими глазами в сверкающей снежинками шапочке.
 Папа внимательно посмотрел на портрет и приблизив лицо к уху Андрея сказал тихонько: - На мою Ленку похожа.
— Ну, да, наверное, - неопределённо сказал Андрей. - Давай делом займёмся. У нас свои дела, у женщин свои.
 Лида тут же помчалась в другую комнату посмотреть, чем заняты мама и тётя.
 В этой комнате тоже был беспорядок. У швейной машинки, которая стояла на маленьком столике в углу валялись разные лоскутки и обрывки ниток.  Тётя Женя доставала из кладовки платья, костюмы и бросала на кровать, а мама аккуратно складывала и убирала в большие пакеты.
«Не зря тётя Женя позвала маму помогать», – подумала Лидочка. «Папа называет её «блюститель чистоты и порядка».  Мама самый лучший блеститель и чиститель. У нас в доме всегда порядок.»
— Можешь выбрать что-нибудь из нарядов, - сказала тётя.
Лиде понравился расшитый блестящим жгутом синий пиджак с золотыми пуговицами, который был надет на чёрный безголовый манекен на деревянной ноге.
  — Губа не дура, - засмеялась тётя Женя. – Это костюм к новому спектаклю «Гусар-девица». Закончат репетиции, приглашу тебя в наш театр.
 Лида не поняла про губу, но переспрашивать не стала.
— Зачем я затеяла перемены, сама не знаю? - говорила тётя Женя, - он уедет, а душа моя изведётся от волнения и тоски.... 
Лида подумала, что тоже будет скучать по Андрею. Он такой милый…
Занятие женщин скоро показалось ей скучным, и она ушла.
Мужчины тем временем оборачивали каждую картину в бумагу, а затем в грубую ткань и раскладывали по ящикам. В комнате стало будто светлей и просторней.
Лида замерла перед небольшой картиной. По тёмной зимней улице старинного города, где в окнах горел свет спешили прохожие в шубах. В самом тёмном углу между двух домов стояла закутанная только в клетчатый платок маленькая замёрзшая девочка. На голых ногах рванные башмаки. Бедная девочка пыталась согреться от огня большой спички, которая отбрасывала на глухую стену круг слабого света. Лида смотрела на картину и ей казалось, что у неё самой замёрзли руки и ноги. Лиде было так жаль девочку, что она готова была в голос разреветься. Что-то больно царапало в груди и мешало ей вдохнуть. Она непроизвольно попятилась, крепко прижалась к папе, ища у него защиты. 
Андрей первым заметил её состояние. Он присел перед Лидочкой на корточки, взял за руки и глядя в глаза сказал тепло и нежно:
— Илья, у твоей дочери добрая, светлая душа. Она в своём возрасте способна понимать искусство.
 — На том стоим, - вроде бы шутливо сказал папа, но голос у него был сдавленный, словно ему что-то мешало говорить.
 — Эта работа твоя. – протянул Андрей Лидочке картину. — Это иллюстрация к «Девочке со спичками» Ганса Христиана Андерсена.  Потом Андрей принёс стремянку, полез на антресоли и вынул несколько книг.
— Вот тебе «Сказки и истории». Здесь есть про девочку со спичками. Мне эта книжка досталась от отца.
 Тут появилась тётя Женя и мимоходом сказала:
— Книжка сказок и внешность.  Всё, что от отца досталось…
Лиде раньше не пришло в голову узнать кто отец Андрея.  И сейчас тётя не стала объяснять, а прошла на кухню на ходу набрасывая нарядный фартук.
— А про Снежную королеву здесь есть? – спросила Лидочка, бережно принимая книгу свободной рукой.
  — Спасибо. Отличный подарок, - вмешалась мама, принимая из рук девочки оба предмета. -  Нынешние детские книжки – тупые комиксы. Даже известные вещи дают в пересказе, как для дебилов.
 Андрей снова залез на стремянку и достал с антресолей ещё две книжки. Лида еле удержала их в руках такие они были большие и тяжёлые.
— Репродукции картин самых известных музеев мира. Тоже тебе. Жаль, уезжаю. Я бы сам показал и рассказал тебе о них.
 — Я займусь с ребёнком на досуге, спасибо, - растроганно сказал папа и пожал Андрею руку. – Ну, и повезло же тебе, дочка. Столько подарков, будто продолжение дня рождения.
 Сёстры ушли готовить прощальный обед. Лида рассматривала подаренные книжки.  Мужчины занимались картинами. Вдруг папа спросил Андрея:
 — Я правильно понял, это Ленкин первый муж?
 — Да, он позировал. Я было по глупости пристроил его натурщиком в училище, он вечно был безработный. Пустой самовлюблённый человек.
Лидочка будто не прислушивалась к разговору, но на эти слова мгновенно отреагировала и подошла ближе к картине. Стала внимательно её разглядывать. Почти голый мужчина с фигурой, как у Лидочкиного тренера по плаванию, лежит на маленьком диванчике. Он прикрыт только короткой блестящей простынкой. На светлой кудрявой голове венок из виноградных листьев и ягод. В руке бокал с красным вином.
— Этот дяденька был мамин муж? – удивлённо спросила Лидочка, - а где он?
 Мужчины растерянно переглянулись, а Андрей сказал:
— Муж - объелся груш, - и подмигнул папе.
— Что объелся и лопнул? - поразилась Лида. Мама говорила девочке, когда они с папой налегали на любимые пельмени: — Не ешь много, лопнешь.
—  Можно и так сказать, - неопределённо махнул рукой папа. Подхватил Лидочку и отнёс на кухню, где женщины готовили обед.
— Принимайте любопытную Варвару, - сказал папа и поспешно удалился.
— Никакая я не Варвара, - обиженно пробурчала Лида. –  И тут же тоном хозяйки модного бутика спросила, - чем могу вам помочь? 
–  Вот тебе работа. Жуй!  - Мама подвинула к Лиде тарелочку с дольками яблока.
Тётя Женя тем временем продолжала рассказывать маме про нового режиссёра оперного театра, который познакомил Андрея с каким-то галеристом. Тот попросил прислать несколько работ на конкурс. Андрей выиграл конкурс и теперь у него выставка в Петербурге. И ещё его пригласили оформить спектакль в Молодёжном театре. Потом набрав много воздуха, как ныряльщики в бассейне она с выдохом выбросила трудные для неё слова:
— Фомин, с тех пор как бросил Андрея в три года забыл о нём. А сейчас вдруг вспомнил про сына, пригласил у него пожить.  Боюсь, заморочит парню голову…, - и ещё более взволновано добавила. - Вдруг его там обманут. Сын у меня такой добрый, прямодушный…
Лидочка вдруг подумала, что ей стали часто встречаться слова про душу, раньше она их не замечала.
 — Да и красавец писанный, - сказала мама Лена, - девки такого на куски разорвут.
Лида не хотела, чтобы Андрея разорвали на куски. Но обдумывать новость не смогла, слишком утомили ребёнка свалившиеся на неё новости, взрослые разговоры.  Не дожевав яблоко, Лида уснула.
Проснулась она от щекотавших нос вкусных запахов еды.  Мама приткнулась на краешке дивана, чтобы не мешать спящей Лидочке.  А папа первым увидел, что дочка открыла глаза и сказал насмешливо:
— Проснулась, Соня? Сбегай в ванну, вымой руки и к столу.
 Папа, как доктор всегда следил, чтобы перед едой мыли руки.
— Забыл, чоли как дочь зовут?  - Пробурчала себе под Лида, направляясь в ванну. - То Варвара, то Соня. Лида я, Лида!
  Все дружно засмеялись. Девочке было приятно, что развесела родных, она чувствовала себя героиней момента.
 Мама наполнила тарелку Лидочки разными вкусностями. Она ела с аппетитом. Андрей между тем говорил маме: 
— Лена, дочка у тебя умница. Скажи мне, зачем ты ребёнка усиленно тренируешь? Хочешь вырастить из неё олимпийскую чемпионку?
— Нет, просто для здоровья.  Бассейн — это закаливание и выносливость, гимнастика развивает гибкость.
— Отставь в сторону спорт. Учи ребёнка музыке или пению. Танцам, если хочешь, чтобы она двигалась.
Тётя Женя добавила:
— Плаванье и гимнастика развивают плечевой пояс. Нарушение пропорций мешают подобрать изящное платье.
 Лидочка подошла к зеркалу в прихожей и стала разглядывать свои плечи. Андрей окликнул её.
— Лидочка, ты кем хотела бы стать?
— Певицей в опере, - твёрдо сказала Лида. Немного подумав, добавила, - или художником, как ты. Может доктором, как папа, буду лечить людям сердце.
— Вот вам определённое мнение, - улыбался папа. - Научись шить, как Евгения Николаевна и без куска хлеба никогда не останешься.
— Кто эта Евгения Николаевна? – удивилась Лида.
Тётя Женя встала, взялась за полы фартука и присев, шаркнула ножкой. – Евгения Николаевна Грабовская, прошу любить и жаловать. И мама была Грабовская пока не вышла замуж за твоего папу. Теперь она Елена Сомова и ты Сомова, как твой папа.
— А почему Андрей Фомин? – хотела досконально разобраться Лида.
 — У него папа Фомин, вот почему.
— Как у вас, у взрослых всё сложно, - развела руками Лида.
Все окончательно развеселились. А Лидочка смотрела на них счастливыми глазами, и в душе у неё тихонько и нежно вибрировала любовь к этим хорошим родным людям.
— Вы у меня такие прекрасные, я всех вас люблю, – сказала Лида и почему-то заплакала.
— Ну, что ты, глупенькая, - папа посадил Лидочку к себе на колени, обнял и произнес ласково: - Не расстраивайся, мы все тебя очень сильно любим.
— Ребёнка чувства переполняют, - со слезами на глазах сказала тётя Женя. – Ты наша самая любимая девочка. И мамина, и Андрюшина.
 Лида сама не понимала почему вдруг расплакалась. Ей было очень хорошо сейчас. Только одна мысль вдруг кольнула острой иглой. Лида обняла папу за шею и заглянув в его тёмные, как сливы глаза спросила тихо:
— Илюша, правда ты мой папа? - Сомнения заставили ребёнка впервые назвать отца по имени — Точно ты, а не тот голый дядька на картине?
— Конечно я, даже не сомневайся. Ты только моя дочка, - твердо подчёркивая каждое слово сказал Илья.
— А ты меня не бросишь, как Фомин бросил Андрюшу?
— Ни за что на свете.
— Никогда?
— Никогда, никогда! Клянусь! – неожиданно хрипло, словно кто-то сдавил ему горло сказал папа и уткнулся лицом в шею дочери. Папины усы щекотали ухо, но Лида не шелохнулась, прижимая к себе большую отцовскую голову.


Глава III Венера  Боттичелли
Сомовы вернулись домой поздним вечером.  Переступив порог, Илья произнёс свою любимую фразу:
— Сейчас чайку, и на боковую.
Но не успела мама поставить чайник, а уставшая Лидочка сбросить платье, как зазвонил домашний телефон, будто он притаившись ждал их возвращения. Папа взял трубку и сказал строго: - Сомов.
 В трубке звучал взволнованный женский голос. 
— Нет, звонка на мобильный не услышал, был за рулём. Спокойно. Объясните ещё раз. Какие меры приняли? – Он внимательно выслушал и стал надевать только что снятые ботинки. - Выезжаю, скоро буду.
Отец потёр лицо рукой, словно снимая усталость, подмигнул дочке и уже из прихожей крикнул:
— Лена, я в больницу. Не ждите, ложитесь спать.
Папу часто вызывали к тяжёлым пациентам. Лида представляла, что женщины врачи не могут поднять этих тяжёлых больных поэтому зовут папу. Он большой и сильный мужчина. Но сегодня Лида не размышляла на эту тему, она наспех поводила зубной щёткой во рту, и сама напялив пижаму наизнанку, улеглась спать.
Папа к утру не вернулся, и они с мамой пошли в садик пешком. Лиде не терпелось поделиться с друзьями новостями, рассказать о походе в театр. Похвастать полученными ко дню рождения роликовыми коньками, книгами и настоящей картиной.
Юрка Рыжиков, который не был приглашён в гости на день рождения Лиды, видимо из вредности, ехидно заметил про её новые ролики:
— Ерунда, мелочёвка. Мне на день рождения подарили планшет. Я теперь могу сам играть во что захочу и смотреть любые мультики.
— Ну и что…, - обиделась Лида. – Мама записала на диски кучу мультиков, я сама ставлю любой в компьютер, и могу смотреть до опупения. Зато я была в настоящем театре. Слушали «Иоланту», оперу Чайковского, - сказала Лида, подражая тону экскурсовода. - В театре так красиво и торжественно и живые люди поют чудными голосами.
— А в телевизоре или в планшете, что мёртвые выступают? – не сдавался Юрка.
— В планшете каждый дурак сможет смотреть, - безапелляционно прекратила спор Лида. Она не нашла более солидного довода. О том, что декорации нарисовал её любимый Андрей, она говорить не стала. Это было бы не честно по отношению к другим детям. Купить билет и пойти в театр может каждый, а родственник - художник театра только у неё.
Лида подробно рассказала ребятам о несчастье бедной Иоланты.  О том, как любовь заставила её прозреть. И спела совсем как папа про Матильду. Она прошла перед ребятами с закрытыми глазами, вытянув вперёд руки. Сорвала листик с куста, как Иоланта розу и ткнула Юрке. Она, правда, на одну маленькую секундочку незаметно приоткрыла один глаз, чтобы безошибочно попасть ему в руки.
Закончилось её выступление тем, что все дети вслед за Лидочкой пробовали сорвать листик с куста сирени с закрытыми глазами.
Про картину с замерзающей на улице девочкой, она по секрету рассказала только своей подружке Настеньке, доброй тихой девочке. Они вместе повздыхали над судьбой несчастной сиротки со спичками.
               
                ****
 
Вечером Лида пришла на кухню к маме с вопросом.
— Мама, где у нас этот самый досуг? Что-то я его нигде не обнаружила.   
 — А что именно ты ищешь? – вполне серьёзным тоном спросила мама, пряча хитрую улыбку.
— Такую штуку, куда кладут альбом. Ну, как у Андрея мольберт. Папа сказал, что покажет мне альбом на досуге.
— Досуг — это не место, а время. Свободное время для приятных занятий.
— Ну, тогда это будет не скоро, - рассудительно заметила Лидочка. - У папы никогда нет свободного времени.
— Тут ты права, - вздохнула мама. - Папа много работает. Вот и сейчас уже двое суток на ногах.
Илья вернулся домой поздним вечером. После душа он даже не стал закуривать свою обычную сигарету. Сказал маме:
— Лена, я полежу немного, ужин потом.
Лида поужинала с мамой на кухне, а после пришла в гостиную с альбомом репродукций в руках, намереваясь посмотреть его вместе с папой.
Папа спал на диване, запрокинув руки за голову, отчего на животе беспомощно задрался край белой футболки. Лицо его оставалось сосредоточенным, а между бровей легла усталая складка.  Сырые волосы падали прядями на лоб. От дыхания шевелилась волосинка в усах. Лида долго сидела неподвижно на кончике стула и с нежностью смотрела на спящего отца. Внутри у неё поднималась тёплая волна.
«Словно душа согрелась», - совсем по-взрослому подумала Лидочка. Она тихонько на цыпочках пошла в свою комнату, легла на край кровати, обхватив себя двумя руками, точно боялась расплескать тепло у себя внутри. Она тихо лежала в темноте и не заметила, как уснула. Лида не проснулась, когда мама переодела её в пижамку и уложила в постель. 
Проснувшись утром, она услышала с кухни голоса, приглушённые закрытой дверью.
«Папа, наверно, как всегда говорит что-то шутливое, а мама тихонько смеётся», – подумала Лидочка и ей захотелось к ним, чтобы обнять маму, прижаться к сильному папиному плечу. Она подкралась к кухонной двери и стала смотреть сквозь стекло. Папа уже готовый к выходу сидел на табурете боком к двери и смотрел на маму. А та в цветном домашнем сарафане стояла спиной к окну и чуть наклонив голову улыбалась, слушая папу. За окном голубело утреннее небо. В ярком солнечном свете золотились мамины распущенные волосы. Кожа на открытых руках казалась прозрачной.
 — Доброе утро! – громко сказала Лида, распахнув дверь.
 Родители вздрогнули от неожиданности.
 — Проснулась, соня, - весело сказал папа и тут же извинился. – Ой, прости, забыл не Соня, а Лида…
   Но Лидочка не отозвалась на папину шутку, а сказала мечтательно:
— Правда мамуля у нас красивая?  Совсем, как девушка в альбоме Андрея. У неё такие же немножко рыженькие волосы, похожие губы и глаза, как зелёный чай. Только та голая и почему-то стоит в ракушке.
— Подтверждаю. Однозначно, - засмеялся папа и привлёк к себе маму, заставив её смутиться. – Я знаю какая картина тебе понравилась. Это «Рождение Венеры», Боттичелли.
— У нас в садике одну девочку тоже зовут Венера. – Сразу переключилась Лидочка. – Она татарка. Волосы у неё тёмные, гладкие и такая чёлка. – Лида провела пальцем над бровями. — Вот Марсала, та кудрявая и совсем чёрненькая. Ну, не то, чтобы… Коричневая такая, как будто сильно, сильно загорела.
 Папа вопросительно посмотрел на маму, а она утвердительно кивнула.
— Ну, значит у вас в саду собрался интернационал, - пошутил папа. И предвидя дочкин вопрос добавил, - мама тебе потом объяснит.  А сейчас, марш умываться, одеваться, если хотите, чтобы я подвёз вас в сад.
 По дороге в сад мама серьёзно объясняла Лиде:
— Люди разных национальностей, даже с разным цветом кожи иногда объединяются вместе ведомые какой-то идеей. Про них говорят - «интернационал». Есть также гимн борцов за свободу, называется «Интернационал».  Лена даже напела:
               
                «Вставай, проклятьем заклеймённый,
                Весь мир голодных и рабов.
                Кипит наш разум возмущённый
                И смертный бой вести готов…»
Но спохватилась, поняв, что не закончит с пояснениями непонятного до самых ворот детсада и сменила тему. Она не сомневалась, что дочь продолжит разбираться в группе кто есть, кто. И решила предупредить воспитательницу.
Ирина Максимовна с пониманием отнеслась к её словам. 
— Спасибо, постараюсь избежать конфликтов.
После сада у Лиды была тренировка по гимнастике. Сегодня учились делать стойку на руках. Как только тренер, которая держала девочку за ноги, отпускала руки, Лида падала.
Мама утешала её:
— Ничего страшного, ты ещё маленькая и руки у тебя слабые. Будешь стараться и научишься.

 Балет и другие истории о любви
Домой Лидочка пришла усталая и немного расстроенная.  На удивление они застали дома папу. Это было редким радостным событием, а тут ещё он позвал Лиду и сказал:
— Знаешь, дочь я на нашем умном телевизоре нашёл балет «Лебединое озеро». Прекрасный старый фильм с молодой Майей Плисецкой. Это великая балерина. Давай скорей ужинать и будем все вместе смотреть спектакль.
После ужина Сомовы устроились на диване и включили кино. Играла музыка, показывали какую-то квартиру со старинной мебелью, большим роялем, ноты.
Папа пояснил, что в этом доме жил и творил композитор Пётр Ильич Чайковский, автор балета «Лебединое озеро».  Теперь это музей-квартира. А вот и его портрет. Очень приятный мужчина с короткой бородкой и усами, и добрым взглядом. Его Лида уже видела в местном театре.
Потом показался Большой театр. Зал, в несколько ярусов украшенный позолоченной лепниной, огромная люстра. Публика заполняла зал. У всех были одухотворённые лица, в которых сквозило ожидание встречи с прекрасным. Лида заметила, что одежда и причёски у женщин и мужчин отличаются от тех, что она видела в театре.
 — Глазастая моя, - засмеялась Лена. -   Так одевались в то время. Этот фильм сняли, когда ни твой папа, ни я ещё не родились. И танцовщики уже умерли, но благодаря фильму мы сможем посмотреть на их искусство.
И снова Лида увидела на сцене красивый парк, замок, а в замке идёт бал. Нарядные люди танцуют весело под восхитительную музыку. Все обращаются к красивому юноше в коротеньком плаще. Конечно, это принц понимает Лида.  Вдруг на сцену выскочил невысокий весёлый человек в красном колпачке с ушками. На каждом ушке по колокольчику. И штаны смешные: одна штанина красная, а другая в полоску. И прыгает он радостно и крутится на одной ноге, всех задевает, веселит. Клоун, наверное, догадалась Лидочка. И тут папа сказал: — Шут великолепный, какой у него прыжок высокий.
— И я так смогу, - тут же отозвалась Лида. Она вскочила с дивана и попыталась подпрыгнуть и повернуться в воздухе. Но не удержалась на ногах и повалилась на диван.
На сцене тем временем появилась мать принца. Все ей уважительно кланялись. Снова были красивые танцы. Неожиданно присутствующие заметили пролетающую стаю лебедей. Шут принёс принцу лук, и он отправился в лес на озеро, охотиться на лебедей.  Лида мысленно похвалила себя: «Мне всё ясно. А говорили, что балет сложно понять».
Пока сцена затемняется папа быстро объясняет Лидочке сюжет балета: — Зовут принца Зигфрид. Танцует его известный танцовщик – Гордеев. В поисках лебедей Зигфрид попадёт в глухую лесную чащу, к берегу темного озера, у развалин мрачного замка. И там принц увидит, как выйдя на берег, лебеди кружатся в медленном хороводе. Внимание Зигфрида привлечёт красивый белый лебедь, который станет прекрасной девушкой.  Она раскроет Зигфриду тайну чар Злого гения, который заколдовал их, превратив в лебедей. И лишь ночью, около этих развалин, могут они принимать свой человеческий облик.
Снова открывается занавес. По серебрящемуся от луны озеру плывут лебеди. В чарующей музыке солирующей арфы, Лидочке слышится, плеск воды в озере. Лебеди выходят на берег. И вдруг на сцене появляется огромный чёрный коршун. У него нос крючком и большие страшные глаза. От его взгляда Лиде становится жутко, и она прячется за папину спину. Но любопытство побеждает, и она сначала одним глазом, а потом смелее смотрит на сцену.
Появляется принц с луком в руках, который видит прекрасную девушку в образе лебедя.   
— Её зовут Одетта, - говорит папа, - танцует эту партию Майя Плисецкая.
Но Лида не замечает папиных пояснений, она увлечена плавными движениями танца лебедя. Руки её словно крылья. Она то складывает их за спиной, то машет так, словно сейчас улетит. Другие белые лебеди тоже восхищают Лиду.
— Сейчас будет «танец маленьких лебедей», - говорит мама.  Шесть девушек выходят, держа впереди себя переплетённые руки. Они беззаботно подпрыгивают, как будто им весело.  И музыка такая лёгкая, светлая, отличается от той, что была прежде.  Лиде тоже становиться весело, и после их поклона она снова сползает с дивана и кружится под прекрасную музыку, становится на цыпочки и, как лебеди поднимает одну ногу в позе «ласточка». Этому учили на гимнастике.
— Иди сюда, - зовёт папа - Сейчас будет самое известное балетное адажио.
— Что это такое? – не преминула поинтересоваться новоявленная балерина.
— Спокойный плавный танец вдвоём называется адажио.
Он усадил девочку рядом с собой.
— Слушай что будет дальше:  Чтобы спасти заколдованную Одетту принц Зигфрид захочет убить колдуна.  Но Одетта скажет, что этим он не рассеет чар. Только любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять с нее злое заклятие. Зигфрид, который полюбил Одетту, даст ей клятву вечной верности.
Адажио было прекрасно, Лида с восторгом смотрела на парный танец Одетты и Зигфрида. В конце танца он вскинул вверх руку с поднятыми двумя пальцами. Лида догадалась, что это Зигфрид так поклялся Одетте в любви.
Лебеди улетели. Занавес закрылся.
— Давайте отложим вторую часть на завтра, - предложила мама.  Растянем удовольствие.  Ребёнку слишком много впечатлений, да и пора спать.
—  И то правда, - завтра ещё раз посмотрим антре, - согласился папа, останавливая фильм.
— Это ещё что такое? Антре? – не смогла пропустить незнакомое слово всезнайка Лидочка.
— Антре – это выход артистов по нескольку человек или парами. Получше можно их разглядеть.
Два дня Папа был занят на дежурстве в больнице. У Лидочки были тренировки по плаванью и гимнастике. Посмотреть вместе продолжение балета удалось только в воскресенье. 
Они снова уселись рядком на диване и пока искали то место фильма, на котором остановились, папа рассказывал, что будет дальше.
— В замке снова будет бал, на котором принц Зигфрид должен будет выбирать себе невесту.
Звучит музыка. На балу гости из разных стран танцуют свои танцы. Вот сейчас зажигательный неаполитанский танец. Музыка кажется Лидочке знакомой, кажется в зале у девочек художественных гимнасток она слышала такую.
Потом под бравурную музыку пары дам и кавалеров танцуют польский танец. Снова всех веселит шут. На нём другой костюм. Но гости смущены. На балу нет Зигфрида.  Наконец он приходит. Шесть невест хотят обратить на себя внимание, принца, он танцует с каждой, но не выбирает ни одну. Принц увлечён только прекрасной милой Одеттой. Она чудится ему.
А сейчас на сцене страстный испанский танец. В руках у дам веера. Лида моментально кидается в мамину тумбочку, извлекает театральный веер и подражая танцорам, прогибается, машет воображаемой юбкой и веером, как испанки в танце.
Мама даже поаплодировала Лидочкиному исполнению.
Вдруг появляется незнакомый гость. Он привел на бал свою дочь Одиллию, похожую на Одетту как две капли воды.
Лида разглядела выразительные глаза Майи Плисецкой. Это она, только в чёрной пачке и чёрными перьями в волосах.
— Её отец - Злой гений? - снова испугалась его страшных глаз Лида. - Что он хочет?
— Волшебник приказывает дочери очаровать Зигфрида и вырвать у него признание в любви, - говорит папа и обнимает дрожащую девочку.
Принц танцует с гостьей, он принимает её за белого лебедя. Когда он сомневается, Одиллия делает движения руками, словно плывёт по озеру, складывает руки за спиной, как крылья лебедя и принц снова верит ей.   
— Смотри, сейчас будет па-де-де, - говорит Илья. Такое маленькое соревнование между двумя героями, кто кого перетанцует.  Здесь она исполнит фуэте, кульминационную точку. - И объясняет, не дожидаясь вопросов Лиды. - Фуэте — это когда балерина делает обороты вокруг себя, вращаясь на пуантах одной ноги.  Не все могут сделать тридцать два оборота. Это высший класс.
Но Лида не считает обороты фуэте. Она увлечена балетом. Всё! принц выбрал Одиллию. Он говорит матери, что хочет на ней жениться.
— Господи, - всплеснула руками Лидочка, - Он же поклялся белому лебедю. Он погубит Одетту!
— Не спеши, - успокаивает дочку папа.  - Ещё не конец.
Злой гений и Одиллия смеются над принцем. Указав на внезапно возникший вдали образ Одетты, колдун исчезает вместе с Одиллией.
Зигфрид понимает, что он обманут и спешит к озеру.
Берег Лебединого озера. Мрачная, тревожная ночь. Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида. Надежда девушек на освобождение потеряна.
Лида понимает их танец. Ей жаль заколдованных лебедей. Девочка готова расплакаться, она прижимается к маме и с надеждой смотрит на неё, будто она может всё изменить.
Но тут появляется Зигфрид, он объясняет девушке, что не нарушил свою клятву: в замке в образе Одиллии он видел Одетту, к ней была обращена любовная клятва.
Злой гений в ярости напускает на влюбленных бурю, сверкают молнии. Но ничто не может сломить юную, чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида.  И когда Злой гений в борьбе с принцем погибает, его чары рушатся.  Все спасены. Над озером появляются первые лучи солнца.
 Лида в восторге долго хлопает в ладоши.
— Я очень волновалась за влюблённых, - совсем по-взрослому сказала Лидочка.  - Хорошо, что всё так кончилось.  Прямо на душе легче стало. 
https://www.youtube.com/watch?v=bO2oBMcM8jA - фильм «Лебединое озеро»
— Вот видишь, - обнял Лидочку папа. –  Любовь всегда побеждает. На сей раз любовь спасла Одетту.  Как в опере «Иоланта» спасла слепую героиню. Кстати, обе вещи написал Чайковский. Великая музыка.  А этот фильм-балет дорог тем, что сохранена оригинальная хореография Мариуса Петипа. Хорошо бы тебе ещё «Спящую красавицу» показать. Тебе обязательно понравится. Оба балета впервые поставил великий балетмейстер, основатель современного русского балета Мариус Петипа.


Рецензии