05. Дорогу крылатому Эросу

Начало... http://proza.ru/2022/09/27/1057

05. Дорогу крылатому Эросу

На этот раз наша встреча с соседом началась с того, что решил он вначале зачитать мне кое-что из своих азиатских впечатлений. Взволнованным голосом заговорил он в предуведомлении к ним.

- Нет. Ты представляешь! Фрунзе, Душанбе, Бухара, Самарканд, Хива, Чита, Забайкальск, горы, горные реки! И небо – огромное и какое-то свободное!.. Особенно там, на высоте, скажем, 4 500 метров, вдали ото всего того, в чем мы здесь и живём! Ты представляешь, как все это там нам с Виолой виделось?!

А какие там фрукты и овощи на рынках! То, что мы едим здесь в Москве, все это силос! Сорванное там загодя недозрелыми, чтоб можно было довезти до Москвы, все это потом толи дозревает, толи загнивает в товарных вагонах, прежде чем доберётся до прилавка. 

 Геологическая партия, в которую я подрядился тогда на все лето водилой, была не поисковая, а оценочная, так что на месте долго не сидели, и повидать удалось много чего. ЭХ, все это описать бы во всех красках! Надо, надо будет как-нибудь собраться сделать это. Да и дневниковые записи у меня сохранились. Вот, давай я тебе кое-что из них сейчас! ...

Станция Потьма 22.00.
Из Москвы выехали рано утром.
3 рубля за помощь крепежа на платформе.
Крепёжник – мужик 33 года, женат, но с женой не живёт. Месяц как ушёл с завода. Работал там вальцовщиком. Получал 260-300 рублей в месяц. Здесь - 160-170 плюс левые. Говорит, здесь лучше. Высок, грязен, силен, добрые глаза, слегка поддат. Грязная, рваная, выцветшая рубашка. Взялся помогать без предварительной договорённости.


На платформе крепит две машины. Одна от института ВИМС, гружёная оборудованием и продуктами питания – крупа, макароны, картошка, тушёнка и прочее. Это наша. Другая машина от Академии Наук. Видно, при оплате платформы наши решили сэкономить и пустили их к нам. Мне как бы по барабану, но с той машиной едут какие-то неизвестные мне люди, а со мной всего лишь только пацан, устроившийся сезонным разнорабочим. Решил, видно, после окончания школы проветриться перед армией. Что он из себя представляет? Помощник ли он мне будет здесь на платформе? Черт ли его знает!

Перед Рязанью была одна остановка. Потом вторая в Сасово. После Сасова лес вплотную к железной дороге. Воздух отличный.

И вот теперь Потьма.  Ночь тёплая, ласковая.

Готовку взял на себя. Виолетта изъявила желание помогать. Несмотря на многие неудобства жизни на движущейся платформе ей здесь всё страшно нравится. Нет, ну даёт! Бросила работу и вслед за мной черт знает куда. Я ото всего этого буквально балдею, но делаю вид, что сержусь на неё.

- Да как она вообще-то там появилась?! – не выдержав, перебил я его.

- Так я тебе уже рассказывал.

- Нет, но все же!

- А так! Видать долго стояла где-то там за контейнерами и ждала, когда мы тронемся. А потом выбежала и прям через борт на движущуюся уже платформу. Я ей, ты что, совсем охренела?! А она: «Дорогу Крылатому Эросу»! И хохочет. Говорит, ладно. Шутка! Просто я не могу без тебя. И, пожалуйста, молчи, а то я сейчас расплачусь. Ну и вообще. И заплакала. Я был в отпаде. А поезд, вылезая из объятий сортировочной станции, уже набирал скорость.

- Во, дела! И в кино ходить не нужно!

- Да уж!.. Ну ладно. Слушай дальше.

Из Потьмы мы выехали в 22 00… 

И вот Куйбышевский район. Была станция "Ночка". А после неё «Свет". Нарочно не придумаешь. Завтрак готовлю на ходу бешено несущегося товарняка. В левой руке у меня примус, в правой кастрюлька с закипающим кофе, а рядом влюблённая в меня Виолетта!..

Пензенская область. Город Сурск. Стоим. Со станционной платформы просят продать что-нибудь из еды. С продуктами здесь плохо, даже при деньгах. На рынке пусто. Приезжают в Сурск из дальних деревень, ловят на улице поросёнка, ищут хозяина, и требуют у него продать. Цена за поросёнка 30-45 руб. Виолетта предложила продать им немного тушёнки из наших геологических запасов. «Ага, сейчас», - сказал я, и она тут же замолчала.

Поехали...

Ульяновская область. Где-то там позади осталась «Проня».

 Вдоль дороги женщины с ломами и лопатами в оранжевых безрукавка.  Работают. А командует ими полу трезвый мужик. И это повсюду.

В Сызрани стоим. Волга — это круто!

До Сызрани ехали плохо. Много стояли. Жарко, душно и пыльно.

Была станция «Базарная». Боже мой! Ну и посёлок! Вернее, было бы его назвать «Помойная». Чёрная пыль, гниющая в кучах бумага, какое-то тряпьё.

Была «Белошейка». Чистый аккуратный посёлок. Строится завод по обработке песка для формующих цехов Тольятти.

Ну и так далее. До самого города Фрунзе - пункта нашего назначения -. 

- Нет, обо всем этом надо рассказывать подробнее, - взволнованно проговорил он, прервав своё чтение. - Описать бы все это со всеми красотами. Собраться бы только с силами. А пока вот так. Слушай. В Сызрани наш поезд формировали. Выехали поздно. Мост через Волгу мы с Виолеттой проспали. Ты ж понимаешь! А проснулись только в Куйбышеве. Мой напарник мост видел и сказал, что это впечатляющее сооружение…

О, чего мы только ни увидели в этой Азии! Но всё, в общем-то, такое похожее на то, от чего и уехали. Вот, скажем, городишко на границе с Китаем под названием Абагайтуй. После войны, когда этот то ли город, то ли посёлок и был здесь построен ради добычи олова в военных целях, прошло уже тридцать с лишком лет, и люди должны были бы уже забыть о кошмарах тех лет, но бытие и быт у них здесь всё ещё такие же. Живут они там всё ещё в тех же бараках времён военного времени. В грязи, пьянстве и сплошной умственной зачумлённости.

И держит всё это их души, и сердца в тенётах кошмара все ещё военного времени. А ведь привезли их туда когда-то что б они ударно потрудились на Победу. О чем им частенько там показывают фильмы - «В 6 часов вечера после войны», «Взятие Берлина», про подвиги советских солдат и разведчиков, про полные прилавки Московских магазинов и документалистику про парады на Красной площади с довольными всем вождями на трибуне мавзолея.

Есть там у них и книжные магазины, которые, похоже, никого там не интересуют. Нет, понятно, думать им всем там приходилось в основном о том, где бы это им жратвы достать. А главное баранинки к столу, так как в магазинах, если что и было иногда, то только жирная свинина. А для мусульманина свинина это, знаете ли, нечто такое, чем питаться ему не к лицу как бы. Ведь свинья, по его понятию, настолько неразборчива в пище и нечистоплотна в целом, что есть её очень даже опасно. То есть отражается все это как-то на человеческом облике что ль? Или на его моральном здоровье? Не знаю. Но вполне может быть.

Ведь вот ты посмотри. В Киргизии я это видел. Завалило там обвалившейся скалой ущелье и перегородило тем самым горную реку. А в ущелье том стоял постоем киргиз со своим стадом овец, баранов и семьёй. И вот вода уже по колено, и того гляди киргиз этот начнёт тонуть вместе со своей семьёй и баранами. Но тут для того, чтоб их эвакуировать, прилетает вертолёт. Сбросили им верёвочную лестницу. Киргиз хватает барана и полез вверх. Пилот ему кричит, брось барана-то, мол, давай сюда жену и детей, а он ему: «Твоя моя не понимай! Баран главней!  А жена у меня ещё будет»!

Виолетта мне потом все говорила, а ты меня на баранов не выменяешь, не бросишь меня потом? А я прижимал её такую доверчиво и податливую к себе, и у меня щемило под сердцем, щипало глаза, и я думал: «Что-то теперь у нас с ней будет» ?..  Да, а вот книги там в таких районах пылились в магазинах возами на чердаках и складах. Дело в том, что издававшаяся у нас тогда литература распределялась по городам всего Союза как на автомате. Не сообразуясь с тем, кто и что там, где-то читает. Да и читают ли они там вообще. Но для меня это было как раз то, что и нужно! О сколько книг я привозил тогда оттуда! И все в основном дефицитные!..

Так наши мудрые правители лепили из нас советских людей. Но и не только. Интернационалистов ещё, конечно же, всяких. Но как? То-то я видел тогда, как в городе Фрунзе патрульные на ночные дежурства выходят – один милиционер всегда русский, а другой, - обязательно киргиз. И вот видел я как-то там такую сцену на бульваре. Какой-то нерусский бугай избивал русскую женщину. И как вы думаете повели себя эти два патрульных, два этих представителя советского закона и власти, 75 лет внушавшей нам, что нет русских, киргизов, таджиков и так далее, а есть просто советский человек? Наверное, вы уже догадались. Каждый из них стал защищать «своего». А самое-то интересное, что тот нерусский бугай оказался негром. Что не охладило пыла патрульного с киргизской внешностью, защищавшего его от русского патрульного. И это, не смотря даже на то, что негр этот, выкрикивая что-то там, на ломанном русском, бил женщину. А?! Как вам это?! Ещё одно “твоя моя не понимай”?

О, как мне смешно было там в Азии вспоминать все эти разговоры всех этих важных «Правдинских» шишек наших на заднем сиденье.

И интересно мне было понять. Им что, оттого так неймётся, что во Франции в магазинах все есть, а у нас хоть шаром покати? Или на международной арене они только так и умеют самоутверждаться?  Нет, и мы ещё удивляемся теперь появлению в Азии ваххабитов. Видно за семьдесят пять лет мы им со своими политическими прибамбасами и жирной свининой на прилавках так надоели, что они теперь не успокоятся до тех пор, пока их не отпустят жить по-своему. Но здесь я им не советчик и не помощник. Да и много что ещё помнят они о нас. “Хорошего”. Ещё со времён царского самодержавия, описанного у Лермонтова Ю. М.

Это ведь только в фильме у А. Тарковского в русскую церковь на лошади въезжает азиат. А мы чем лучше по отношению к человеку? Вожделение русского офицера из Петербурга к молоденькой черкешенке чем не то же самое? Выменял её на украденную лошадь, а потом, когда она ему надоела чуть ли ни отдал на растерзание головорезу Казбичу. Да и не только это. Про Чечню и Ельцина мы здесь лучше уж промолчим. Так что, проговорил сосед и, выпив, закурил. А я вспомнил строки из текста Нины Турицыной, что из интернета, где она говорит, что «сначала очерчивают границы, а уж потом обустраивают жизнь внутри них» и подумал: «Похоже с этим «потом» нам так и придется жить до самого-самого конца. Ну а пока имеем то, что и имеем.

Грустно все это как-то. Вот и сосед мой после рассказанного что-то примолк, а потом встал и собрался уходить. В прихожей уже он сказал только, пожимая мне руку.

- Одним словом: «Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем» … Вот только когда наступит это «затем»? И похоже волнует это только нас, «кто был ничем», а правителям нашим то ли и так все хорошо, то ли они все троечники и неумехи. Потому и имеем мы сегодня то, что имеем.

Продолжение следует... http://proza.ru/2022/10/01/1653


Рецензии