Очерки о тренере Викторе Тихонове

Хоккейный тренер Виктор Васильевич Тихонов был знаменитый во всем мире. Это именно при нем советскую сборную по хоккею с шайбой стали называть «Красной машиной».  За свою долгую тренерскую карьеру он, кроме сборной СССР, тренировал всего три команды – московское и рижское «Динамо» и ЦСКА, который при нем продолжил серию побед в чемпионате СССР.

Я помню Виктора Тихонова, которого пригласили на финальный матч сборной России на чемпионате мира 2014 года в Минск, где он увидел победу сборной и в её составе своего внука, хоккеиста Виктора Тихонова-младшего. 

Естественно, о таком успешном тренере много что писали и говорили. Я решил объединить эти высказывания в отдельной статье, которая покажет великого тренера с разных ракурсов.

- В нашем поколении был человек непьющий и некурящий – Витя Тихонов. Он и вкуса-то водки, кажется, не знает. Витька даже воды лишний раз себе не позволял, если не вписывался в режим. Играть хотел, а не было у него природной скорости. Маневренности. Поэтому в сборную не попадал. В ВВС взяли, когда в 1950-м самолет разбился с основным составом, - Виктор Шувалов (олимпийский чемпион 1956 года, двукратный чемпион мира).

Виктор Шилов, игрок московского «Динамо», вспоминал один случай, когда Тихонов уже работал тренером у Чернышева. Когда Шилов пришел в «Динамо» ему выдали новые коньки, и их надо было наточить. Как вспоминал Виктор Григорьевич, тогда это была весьма сложная технология. Стоит он с этими коньками, и не знает, что делать – как их наточить самостоятельно. Подходит к нему Тихонов: «В чем дело, молодой?»

Шилов объяснил ему свою непростую ситуацию. Тогда Тихонов сказал ему: «Иди в подвал, только никому не слова». Шилов вспоминал, что тогда в команде было не принято, чтобы ветеран точил коньки молодому. Шилов: «Если бы узнали, многие бы осудили». Виктор Васильевич наточил коньки молодому хоккеисту, причем, по словам Шилова, сделал это просто изумительно. Естественно, Шилов об этом никому не сказал.

- При Тарасове на сборах сидели меньше, чем при Тихонове. У него вообще хорошо, если один раз в месяц домой отпускал. Объяснял это так: пойдете домой, будете по магазинам бегать, где ничего нет, вместо того чтобы к играм готовиться. И все равно убегали. Через забор перелазили. Иногда ловили – и, как солдат, на гауптвахту, - Владимир Лутченко.

Евгений Зимин вспоминал, что однажды Тихонов вместе с Карповым повез сборную СССР-2 на две игры в Чехословакию. После первого матча хозяева позвали всех хоккеистов на банкет. Сливовица рекой. Многие хоккеисты не удержались от искушения «пригубить», а вот Зимин с Шалимовым не притронулись. Самого Тихонова на банкете не было, и о том, что происходило на банкете, он узнал от Карпова. Утром собрание, и «разборки». Зимин: «Тихонов стал выговаривать: «Зимин, капитан команды, затеял пьянку, товарищей спаивал. Вернемся в Москву – ставлю вопрос о снятие с него звания ЗМС».

Зимин вспоминал, что Карпов, который и «накрутил» Тихонова, на том собрании сидел и молчал, хотя знал, что Зимин не пил. Вечером игра – Зимин две шайбы забросил, и сделал две голевые передачи. После матча в раздевалке он подошел к Тихонову и сказал, чтобы все слышали: «Ну, Виктор Васильевич, пил я вчера или нет?» Зимин вспоминал, что Тихонов насупился, «закорежило» его и он выдавил из себя: «Жень, ну понимаешь… Я мог и ошибиться…».

- Брежнев любил хоккей. Не забыть момент, когда драка была команда на команду с канадцами. Все оцепенели. Смотрят на ложу: что Леонид Ильич? А тот вдруг начинает тихонько аплодировать. Зал подхватывает! Меня потом на пресс-конференции спросили, что думаю о драке. А я тоже за Брежневым следил – нашелся: «Игра была хорошая, зрителям понравилась. Драка только украсила»,- Виктор Тихонов.

Александр Гусев вспоминал, что когда Тихонов пришел в ЦСКА, то стал постепенно ветеранов «отцеплять». Александр Владимирович считал, что тренер тогда все правильно делал, и он на него не в обиде. Аргументировал он свои слова тем, что Тихонову с ветеранами было трудно – мол, они все грамотные и у каждого есть собственное мнение, а с молодыми было проще – они слушали Тихонова с открытым ртом и он мог диктовать им свои условия.

Журналист Евгений Рубин вспоминал, что Владимир Юрзинов побаивался говорить с ним на какие-то неудобные темы. А вот с Тихоновым у него таких проблем не было: «Я спрашивал: «Как ты не боишься?» - «Женя, я под такой защитой, что могу быть честным по отношению ко всему».

- Тихонов мне говорил: «Игроки в НХЛ прекрасные, а тренеры – паршивые. Я бы им показал, как надо работать». Его оптимизма я не разделял. Объяснял: «Витя, это в ЦСКА ты бегаешь с ними 10-километровые кроссы, устраиваешь по три тренировки в день, запираешь на базе. Здесь такие номера не пройдут. Тебе не позволят провести двухразовую тренировку или урезать кому-то зарплату. Контакт в Америке – святое», - Евгений Рубин.

Сам Тихонов вспоминал, что Андропов (председатель КГБ СССР) дал ему полный карт-бланш. Он сам решал, кого надо убрать, а кого оставить в ЦСКА или сборной СССР. Тихонов вспоминал, что когда он решил отчислить Гусева в 1978 году, то на партийном собрании на него «набросились» - мол, что вы себе позволяете, это же заслуженный человек, олимпийский чемпион, чемпион мира и т.п. Тогда Тихонов сказал своим оппонентам: «Сейчас наберу номер. Будете объясняться не со мной, а с Юрием Владимировичем». Все моментально замолчали, и прения закончились.

- Тихонову было очень сложно, когда он пришел в ЦСКА. Во-первых, он из «Динамо». Два главных конкурента, две системы. Во-вторых, он пришел в команду, которая была действующим чемпионом СССР при Локтеве. Он понимал: идет в коллектив, который выиграл, и который огорошили сменой тренера. Причем приходит динамовец. В-третьих, он работал на периферии. Было ясно, что идет к заслуженным людям, которые без восторга будут его встречать. Кто такие тогда были Михайлов, Петров, Харламов – и кем был Тихонов?– Алексей Касатонов.

- Люди меня по-прежнему узнают, иногда, правда, могут и Вячеславом назвать, как артиста Тихонова, и Тихоном Васильевичем. Привык. Когда в санатории отдыхал, далекие от спорта генералы меня изводили: «Скажите, где мы с вами служили? Лицо у вас знакомое!» Один случай меня удивил. Подходит мужик, хлопает по плечу. «Ну как там?» - спрашивает и показывает пальцем на небе. «Понятие не имею. Я там не был. И не особенно тороплюсь». Тот ничего не понимает. Оказалось, меня за космонавта принял, - Виктор Тихонов (интервью «Спорт-Экспрессу» в 2009 году).

У Вячеслава Фетисова, двукратного олимпийского чемпиона и многократного чемпиона мира, к Виктору Васильевичу в свое время было много претензий. Фетисов говорил, что устал от диктатуры Тихонова, который считает своих игроков ледовыми роботами, долго держал хоккеистов на сборах, мало им помогал в приобретении материальных благ, подчас жестко разговаривал со своими подопечными и т.п.

Да и победах Виктора Васильевича Фетисов выразился так: «Результаты у него отличные, но если бы любой тренер имел такие возможности – брать любого игрока в любое время в свою команду, то вряд ли Тихонов был заметен по сравнению с другими». Впрочем, гораздо позже Фетисов сказал, что все старое он забыл и к Тихонову никаких претензий не имеет. А после смерти Виктора Васильевича высказался о нем чрезвычайно положительно, в частности сказав: «Хоккей был для него смыслом жизни». Да и сам Тихонов, видимо, простил Фетисова за все нелицеприятные слова о нем, в отличие от Игоря Ларионова: «Я Ларионова не прощаю». Что косвенно подтвердила и жена Тихонова Татьяна Васильевна.

Виктор Васильевич на своем посту главного тренера сборной СССР и ЦСКА неоднократно, как сейчас говорят, «отмазывал» своих подопечных: драка Фетисова в Киеве, ДТП Ларионова и Жлуктова и т.п. Татьяна Тихонова (жена Виктора Васильевича) вспоминая слова некоторых игроков, о бесконечных сборах и тяжелых тренировках, в своей книге «Виктор Тихонов. Жизнь во имя хоккея», сказала так: «Благодаря именно этой «ломке» Тихонова они еще столько лет в НХЛ играли. И сколько там добились! А как же их не ломать, если пьянки регулярные – это чуть ли не норма жизни».

- Когда говорят о тихоновской диктатуре, о методах его воздействия на игроков, причем исключительно в негативном свете, то сильно упрощают. Прекрасно отдаю себе отчет в том, что, если бы нас тогда палкой по мягкому месту не били, мы бы не бегали, - Сергей Стариков.

В 1989 году у Старикова был конфликт с Тихоновым – жена Сергея написало письмо, в газету «Советская культура», в котором в крайне негативном свете рассказала о методах Виктора Васильевича. Впрочем, в начале 1990-х они помирились, причем инициатором примирения выступил Тихонов.

В 1968 году старший тренер сборной СССР и московского «Динамо» Аркадий Чернышев выхлопотал для Тихонова, работавшего у него ассистентом, должность старшего тренера рижского «Динамо». Причем для Тихонова на выбор предлагалась должность сразу в трех командах, естественно, не высшего дивизиона.

Олег Спасский (журналист): «Виктор так мне озвучил перевод в рижское «Динамо»: «По долгу службы в сборной Аркадий Иванович часто и на длительные сроки покидал «Динамо», а когда возвращался, приходил в хорошее расположение духа, если без него дела шли плохо. Если же все было в порядке, и команда набирала много очков, он мрачнел и находил поводы распекать своих ассистентов. Я был ближайшим, и он постарался от меня избавиться».

Когда Чернышев уезжал в сборную СССР, Тихонов давал игрокам повышенными нагрузки, и очень не многим это нравилось. Татьяна Васильевна вспоминая о том историческом назначении в рижское «Динамо», говорила, что, здесь возможно два варианта. Первый: Чернышев увидел, что его помощник готов к самостоятельной работе. Второй: если у главного тренера появился помощник с собственными идеями и перспективой, то его можно и не «остановить»: «Главный тренер должен думать о сохранении своих позиций, и чтобы никто не претендовал на его место».

Тем не менее, Тихонов всегда называл Чернышева своим учителем, и был благодарен ему за то, что тот взял его на работу тренером. Хотя поначалу и в московском «Динамо» ему было непросто – заслуженные игроки его за тренера не считали. Интересная подробность от Татьяны Васильевны – Виктор Васильевич был необыкновенным сладкоежкой, хотя в последние годы «притормозил».

Борис Михайлов, оценивая тренерские качества Тарасова и Тихонова, выразился так: «Есть великий тренер Тарасов, а есть выдающийся тренер Тихонов». В бытность Михайлова игроком они с Тихоновым расстались далеко не лучшим образом, и тем неожиданней для Бориса Петровича стало приглашение Виктора Васильевича на должность второго тренера в ЦСКА. Тогда Мосеев ушел в московское «Динамо» и Тихонову срочно понадобился помощник. Михайлов приехал к нему домой, и Тихонов предложил забыть старые обиды и начать работать «с чистого листа». Михайлов согласился.

- Первые три года никаких вопросов не было. А потом все началось по новой. Я хотел уйти. Он меня еще раз уговорил остаться. Прошло какое-то время, и я об этом пожалел. У нас были разные взгляды – и разное поведение в отношении игроков, - Борис Михайлов.

Александр Черных, игрок ЦСКА, вспоминал, что в бытность работы Михайлова вторым тренером у них с Тихоновым были плохие отношения. Тихонов во время игры говорил игрокам одно, а Михайлов - прямо противоположное. Да и во время тренировочного процесса все было далеко не просто.

- Когда Тихонов принял Ригу, мы с ним договорились, что не таскаем друг у друга игроков. А тут стою я в Саратове на остановке и вижу, как Витя идет по улице и разговаривает с Верижниковым – был у меня такой нападающий. Был да сплыл – в Ригу. То есть приехал Тихонов втихую в Саратов и даже меня не предупредил, - Роберт Черенков (в то время тренировал саратовский «Кристалл»).

20 октября 1980 года в Челябинске прошел матч «Трактор» - ЦСКА, который впоследствии был назван самым скандальным того сезона. При счете 2:2 за четыре минуты до окончания матча в ворота хозяев была заброшена шайба. Сначала арбитр Кузнецов (Рига) зафиксировал взятие ворот, но потом, посоветовавшись с судьей за воротами, отменил заброшенную шайбу, так как она влетела в ворота от конька армейца. Столичные хоккеисты окружили арбитра, пытаясь доказать, что тот не прав, но Кузнецов непреклонен – шайба не засчитывается. Споры длились около 10 минут, а потом арбитр назначил вбрасывание в средней зоне.

Геннадий Цыгуров (главный тренер «Трактора»): «Что тут началось! Как Тихон начал арбитра таскать! От судьи отвлечется – ко мне: «Гена, давай не будем будоражить, мы ж с тобой друзья!» - «Виктор Васильевич, ребята очко заслужили, а вы нас обираете!» Тихонов снова к судье. Договорились до такого: «Если хочешь жить в Риге, то засчитывай!» Мне ребята рассказывали, которые рядом были – у судьи слезы выступили». Шайба была засчитана.

Цыгуров стал стучать по борту клюшкой и кричать Кузнецову: «Подъедь ко мне!», но тут и не думал разговаривать с главным тренером «Трактора». Цыгуров, психанув, швырнул эту клюшку на лед. Игра продолжилась под дружное скандирование с трибун: «Позор! Позор!» ЦСКА победил со счетом 3:2, но этим все не закончилось. Болельщики, видя такую несправедливость, решили подождать армейскую команду у ресторана «Малахит», куда они думали, отправится команда ЦСКА после игры. Но Тихонов принял решение не ужинать в Челябинске, а отправиться сразу в аэропорт. Челябинские болельщики, увидев автобус ЦСКА, проезжающий мимо ресторана, закидали его камнями. Никто из армейцев не пострадал.

Выписка из Википедии: за серьезные ошибки и проявленную нерешительность Федерация хоккея СССР отстранила арбитра от судейства игр до конца года, а тренерам команд за оспаривание решение судьи, затягивания встречи и за вмешательство в действия арбитра были объявлены выговор и замечания соответственно.

Вот как Геннадий Федорович вспоминал все произошедшее после матча. Его и директора Дворца спорта Павла Ромаровского (один из инициаторов постройки ДС «Юность») вызвали на коллегию Спорткомитета. «Досталось» им обоим не слабо. В частности, Цыгурова вменили в вину, что бросил клюшку на лед. На что тот ответил: «Да я ей стучал, она и вырвалась». Начальник управления спортивных игр и заместитель председателя Спорткомитета СССР Валентин Сыч высказался достаточно резко: «Офицеры Советской Армии, заслуженные мастера спорта, лежали на вонючем полу, прикрываясь сумками!»

В конечном итоге постановили, что оба, и главный тренер, и директор Дворца спорта заслуживают по выговору. И тут высказал недоумение Аркадий Иванович Чернышев, сказав, что не понимает, почему по результатам конфликта двоим челябинцам объявят по выговору, а главный тренер ЦСКА и сборной СССР Виктор Тихонов его не получит. Цыгуров: «Тут Сыч опомнился: «Да-да, надо и Виктору Васильевичу указать!»

- В Риге мы дважды обыграли местное «Динамо», для которого это был первый сезон после возвращения в «вышку». После матча захожу в судейскую подписывать протокол, вдруг залетает Тихонов с перекошенным лицом – и на Наума Резникова, главного арбитра: «Я тебя здесь поил-кормил, а ты меня «плавишь»? Тот невозмутимо: «Я показал, как тебя будут дальше в высшей лиге судить. Привыкай». Тихонов выскочив из судейской, увидел Кулагина – и уже на него попер, тренера сборной! Матом! «Толстая рожа, да я тебя…». Я обалдел. Даже не знаю, от чего больше – от оскорблений Тихонова или выдержки Кулагина. Ни слова не произнес, ни один мускул на лице не дрогнул! – Виталий Ерфилов (в то время работал тренером в «Крыльях Советах»).

Олег Кученев в своем интервью рассказывал, что знает, почему Тихонов не взял защитника Валерия Васильева на Олимпийские игры 1984 года в Сараево. Причина банальна – нарушение режима. Мало того, Олег Васильевич вспоминал, что был кабинете Тихонова, когда тому позвонил Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов со словами: «Возьмите Васильева». Тихонов сказал, что не может этого сделать, но Андропов продолжал настаивать. Тогда Виктор Васильевич сказал: «Хорошо, я возьму Васильева в команду. Но тренером поедете вы», и повесил трубку.

Борис Шагас, тренер-селекционер в ЦСКА, вспоминал, что Виктор Васильевич большое значение уделял материальным стимулам для своих хоккеистов. После окончания каждого победного сезона он выбивал пять «Волг» для своих игроков. Было, правда, негласное положение – менять автомобиль можно было раз в три-четыре года. Также после окончания сезона он устраивал для своих хоккеистов выездную ярмарку. Их организовывали военторговские магазины. И там можно было отовариться тем, чего не было в обычных универмагах – дубленки, шубы, костюмы и т.п.

- Виктор Васильевич был отличным тренером. Можно говорить сколько угодно: «Я бы тоже с таким составом выиграл!» Но побеждал Тихонов, а не какой-нибудь там диванный аналитик Пупкин. И в истории Тихонов останется, как и все те сложные люди, с которыми было непросто. Они победители, поднимали советский флаг по всему миру и становились героями нации. И ради этого, согласитесь, стоило жить, - Всеволод Кукушкин (журналист).

В статье использованы публикации следующих изданий: Википедия, «Спорт-Экспресс», «Коммерсант», В. Фетисов «Овертайм», Т. Тихонова «Виктор Тихонов. Жизнь во имя хоккея», О. Спасский «Виктор Тихонов», журнал «Огонек».


Рецензии