Черный человек

       «Воспоминания  о  замечательных  людях  время  от  времени   порождает  в  нас   дух            размышления.   Они  возникают  перед  нами  как  заветы  всех  поколений».
               
                Гете.
                Я  хорошо  помню  одно  высказывание: «Что  бы  стать  писателем  -  надо  много  читать».    Сейчас  читаю  материалы  о  Сергее  Есенине.   Вышел,  он  из  народа.   Первый  великий  крестьянский   поэт.  Его  стихи  близки  мне  на  генетическом  уровне.   
       Окончил  читать.  Сижу,  думаю,  надо  и мне  высказать  свое  мнение  о  прочитанных  книгах.           Много мыслей,  спрессовалось  в  голове.  Ведь  жизнь  Сергея  Есенина  вместила  в   себя  столько  событий,  на  которые  он  отвечал   своими  чувствами.  У  меня  сложилось  впечатление,  что  за  период    с  1915   по  1925  годы,  он  прожил  не  одну  жизнь.  Каждый  листок  на  календаре  прошит  стихами,      на  каждое   событиями  тех  лет.  Он писал: « … Стихи  мои / Спокойно  расскажите/ про   жизнь  мою». 
         С  чего  начать?   От  прочитанных  произведений,   из  головы  не  выходит   одна  поэма,  у    нее     странное  название:  «Черный       человек».  Читаю:  Друг  мой,  друг  мой.  / Я  очень  болен. / Сам   не  знаю,  откуда  взялась    эта  боль.
     У  меня  мелькнула  мысль,   это  же  он  ко  мне  обращается!   Помню  его  высказывание  о  себе: «Осужден  я  на каторгу  чувств.  … /  Вертеть  жернова  поэм.   «Жернова»  странное  сравнение?
   Вернемся  к  «Черному  человеку».   Друзья  увидели  в  этом  корни  из  произведений  Пушкина: «Маленьких  поэм».  Читаю  дальше:  «Черный  человек» /  На  кровать  ко  мне  садится. / «Черный   человек»  спать  не дает  мне  всю  ночь. / …  У  меня  все  ярче  вырисовывается  образ  черта. 
       Читает   мне  жизнь. / Какого - то  прохвоста  и  забулдыги. / Нагоняя  на  меня  тоску  и  страх.  … «Черный  человек». / Бормочет  он  мне./ …
        Я  на  минуту  перестал  читать,  поднял  голову.  Меня поразили   окончательно  вот  какие  строки:  «Счастье, -  говорит  он, -  есть  ловкость  ума  и  рук.  …/  Глядит  на  меня  в  упор/   и  глаза,  …  словно   хочет  сказать  мне, / Что я  жулик  и  вор. /Так  бесстыдно    и  нагло  обокравший  кого – то.  …                Читаю  дальше: «Друг  мой / Друг  мой. / Я  очень  болен.   …
     Слово, «друг»?  Мне  показалось,  он  просит  меня  разобраться.   Согласен.  Зажжем   яркий   свет   его  души.   И что  мы  видим? Правильно!  На  кровати,  рядом,  на  стене  тень  его.  Она  с  детства  рядом  с  ним.   Идет,  бежит,   иногда  даже  обгоняет. Она все знает  о  нем.  Обращусь  к  ней,  а  сам  думаю, если он, смог  увидеть  что  то,  значит,  и я услышу.
      Тень шепчет,  а стихи его  кричат!  Внимательно,  «родился!» Не  перебивай   слушай: «Матушка  в Купальницу  по  лесу  ходила, / Босая,  с  подтыками,  по  росе  бродила. /…  Не  дознамо  печени  судорга  схватила, /  Охнула  кормилица,  тут  и  породила.  / Родился  я с  песнями  в   травном  одеяле./ Зори  меня  вешние  в  радугу  свивали/. ….  А  «Черный  человек»   говорит:  Не  знаю,  не  помню,/   В  одном  селе,/ Может  в  Калуге,/ А Может  в  Рязани. / Жил  мальчик,/  В  простой  крестьянской  семье. / Желтоволосый,  с  голубыми  глазами./   Точно  скажу  когда  и  где,  21  сентября     1895 году.  Село  Константиновка.  Запомните  в  Рязанской  губернии.  Читаю  дальше.   
    Опять   этот  «Черный  человек» на  кресло  мое  садится,/ Приподняв  свой  цилиндр, /  И  откинув  небрежно  сюртук «слушай, слушай!» – хрипит  он  мне  в  лицо, /  Сам  все  ближе/  и  ближе  клонится./     Я  не  видел,  чтоб  кто -  ни будь из  подлецов,/ Так нежно и  глупо  страдал    бессонницей./ 
     Подлец?  Это  уж  слишком!  Да  в  детстве  он  был  «забияка и сорванец».  Его,  трех  летнего  ребенка  сажали  на  коня,  пускали  в  галоп.  То  учили  плавать,  швыряли  как щенка,  с  лодки  в   широкую  Оку.  Деревня  Константиновка,  где  он  жил,  была  на берегу  Оки.  Конечно  сорванец.  Это он,  когда  после  пахоты  мужики  отдыхали.  Сергею  давали  по  гривеннику  за  штуку -  снимал  с   деревьев   грачиные  гнезда.  Все  знали,  среди  мальчишек  он всегда  герой!  С   детства  любил  Родину.  Понимал   ее. Знал,   что  природа  объясняется  с  ним  языком  звуков,  движений  и  красок.    Рано  начал  писать  стихи.   
      Советую,  в  тяжелую  минуту  читать:  «Вот  уж  вечер. Роса. / Блестит  на  крыше./ Я  стою  у  дороги, /  Прислонившись  к  иве.  / От луны  свет  большой,/  Прямо  на  нашу  крышу./ Где  то  песнь  соловья./  Вдалеке  я  слышу./  Хорошо  и  тепло,/  Как  зимой  у  печки./  И  березы  стоят,/ Как  большие  свечки».  …    
     Три  раза  прочитал,  успокоился,   спишь.  Помогает,  проверено  лично.  Отвлекся,  читаю  поэму  «Черный  человек»:  И вот  стал   он,   взрослый./  К  тому  же поэт,/ Хоть  с  небольшой,  но  ухватистой   силой. /   Смотрю  на  тень  его  души, она  шепчет,   в письме  к другу  сообщал:  Москва  не  есть    двигатель  литературного  развития,  а она всем  пользуется  готовым  из  Петербурга. 
         И  вот юный,  никому  не известный  поэт,  «неожиданно, - по  его  словам, - грянул  в  Петербург». 
       С вокзала  Есенин  отправился  прямиком к  самому  Александру  Блоку.  Блок  в  записной  книжке   от  9  марта 1915  года  отметил,  что  стихи  рязанского  парня  «свежие,  чистые,  голосистые».  У   Есенина    была  готова  книжка  «Радуница»  ( 60  стихов ).  Есенин  потом  вспоминал,   что  увидев  Блока  «живьем»,  вспотел  от  волнения.  Он  же  был  чудак,  пришёл  к  знаменитому  поэту  в  нагольном    тулупе  и  в  дедовских  валенках.  На  дворе весна!   Блок  понял - это  маскарад,  игра. 
     Блок  дал  Сергею  рекомендательное  письмо  к   Сергею  Городецкому.  Он  там  и  поселился.   Крестьянский  самородок произвел  в  литературной среде фурор.  Вот  и первые  отзывы:  Городецкий -  мне  было  ясно,  какая  радость  пришла  в  русскую  поэзию.  Горький   пишет  -  город  встретил  его с     тем  восхищением,  как  обжора  встречает  землянику  в  январе.
      А  выражение  «забулдыга»?   Да  он  любил  пошутить: Матвей  Ройзман  -  писал  в  своих  воспоминаниях  о  Есенине: … Мы  уговорили  Сергея  идти  домой.  Стали подниматься   по  лестнице. … Вдруг Сергей   сказал,  что  хочет  разыграть  буфетчицу.  Он  растрепал  свои  волосы,  притворился  пьяным,  я  поддерживал  его   под  руку,  повел  в  низ.  …  Увидя  буфетчицу  за  стойкой,   Есенин   рванулся  от  меня  и  хриплым  голосом  крикнул,  что  сейчас  перебьет  бутылки.  Е. О. Гортман  (буфетчица),  ахнула  и  нырнула  за  стойку.  Мы  засмеялись.  Сергей  спокойно  подошел  к  зеркалу,  расчесал  волосы,  надел  шляпу,  застегнул  шубу.  Заметил,  что буфетчица  испуганно  смотрит  на  него,     он  приподнял  шляпу  и  сказал «Гуд  бай!»  Буфетчица  развела  руками  и засмеялась. Это  была  шутка!
        Конечно,  все  знали,   он  способен  и  на серьёзный  поступок,  когда  он  взбешён.  Описывает  такой  случай  Гурий  Окский: В  клубе,  Сергей  опрокинул  тарелку  с  соусом  на  голову  нэпмана.    Отпускающего  хамские  реплики  по  адресу  читающих  стихи  молодых  поэтов. Гурий пишет – он   был  абсолютно  трезв.  Что,  однако,  не  помешало  возникнуть  на  другой  день  слухов,  о новом  пьяном  скандале,  затеянном   поэтом. 
       Его  спрашивали  зачем?  Он  честно  отвечал:  «От  того,  что  без  этих  чудачеств, я  прожить  на     земле не могу.  Улыбнись  читатель!  Ты спросишь  у  меня,  как  он  относился  революции?   Скажу  его  словами,  он  пишет: «Хотя  коммунистом  я  не  был,/  от  самых  младенческих   лет./  Но  все  же   под  северным    небом, / винтовку  держу  за  Совет!/          
       …   А  вот  итог  беседы  с  «Черным  человеком»:  «Я  взбешен,  разъярен, /  И летит  моя   трость,/  Прямо  к  морде  его,  в  переносицу  …/ Месяц  умер, / Синеет  в  окошке  рассвет. /  Ах  ты  ночь! /  Что  ты,  ночь,  наковеркала?/  В  цилиндре  стою,/ Ни кого  со  мной  нет./  Я  один …  /  И   разбитое    зеркало …/.       
      Читаю  строчки  поэмы,   на  душе,   как  сказал  один  человек  « что железом  по  стеклу».  Летит   трость,   в переносицу?   Читатель,  ведь  он  кого - то  увидел  в  зеркале?  И  разбитое  зеркало!       
    Ищу  в  книгах  другие  мнения  о  Есенине,  о его  поэме  « Черный  человек».  Нашел!  Вот  как  писал   критик   В.  Базанов: « …  это  не  бред  больного  воображения,  не  галлюцинации,  защитная  речь,  продуманный  ответ,  тем,  кто  пытался  скомпрометировать,  нравственно  уничтожить  поэта  …   В ней  слышится   бунт   против  тех,   кто  преследует  поэта.
      Хочу  в  конце  поставить  его  стихотворение .   Лучше  его  о  нашей  Родине не  скажешь:  «Гой ты,   Русь,   моя  родная,/  Хаты -  в  ризах  образа.  … / Не  видать конца  и  края  -/ Только  синь  сосет  глаза. 
        1925 год  -  дописана  поэма  «Черный  человек».  28  декабря  Есенин  трагически  погибает.                Через  год  после  смерти Есенина,  3  декабря 1926  года,  Галина  Бениславская  застрелилась  на  его  могиле.   Оставив  записку: «В  этой  могиле для  меня  все  самое   дорогое  …».   Есенин  говорил: «Галя  милая,  ты  мне   попрежнему  большой  друг  и  большая  заботница».  Она  любила  его,  служила  ему.                Револьвер  дал пять  осечек.  Видимо  Есенин  был  против  такого  поступка. А она  настояла.


Рецензии
Добрый день, Алексей! Есенина люблю еще со школы, но не фанатка его и про "Черного человека" не читала. В советское время отрицали и Бога и дьявола, но на самом деле ОНИ были. Вероятно, это демон в образе Черного человека приходил к нему, видимо, чтобы совершить с ним сделку, но поэт его прогоняет.
С уважением,

Людмила Каштанова   11.02.2023 03:24     Заявить о нарушении