Проблематика юношеского и пост юнош. возраста Ч. 1

    По мере взросления человека развиваются не только его способности к самовыражению и адаптации в обществе, но, одновременно, происходит и встречный процесс, увеличивается количество требований, как норм поведения, предъявляемых к нему обществом.
    Способность субъекта отвечать жизненным требованиям и адекватность его поведения - есть хороший показатель его приспособляемости в социуме.
В свою очередь, не соответствие требованиям, диктуемым жизнью, привносит в существование субъекта элементы ущербности его положения и чаще всего приводит к осложнениям различного рода жизненных обстоятельств.
    В таких ситуациях представляется актуальным проведение мероприятий психологического плана,  позволяющих предотвратить негативные тенденции и привести к полноценной адаптации человека в социуме.
Отправным пунктом к началу рассмотрения данной стороны проблемы могло бы послужить высказывание одного известного философа и экономиста своего времени, да, как ни странно, но это К. Маркс, шестой тезис «О Фейербахе» :
   «Сущность человека, рожденного в обществе, изначально уже заключается не в нем самом, а вне его – в системе общественных отношений, в которые он включен, и в своем индивидуальном развитии он должен присвоить себе эту сущность. Потому что сначала она выступает как система, а затем он ее присваивает, усваивает и она становиться содержанием его самого. На пути присвоения этой сущности и превращения ее в достояние личности происходит очень много сложных превращений, поэтому человек сплошь и рядом оказывается совсем не тем, чем он мог бы быть. Большей частью он значительно хуже, а изредка лучше того, чем это намечалось системой отношений».
    Будем исходить из того, что часть проблемы будет приоткрыта, если внести некоторую ясность в те обстоятельства, которые, по всей видимости, и послужили причиной для столь неоптимистической «концовки» высказывания.
То, что завышенных притязаний юношеского возраста добиваются не все – это понятно. Полезность же самих «притязаний» так же очевидна, поскольку только так субъектом  могут быть установлены долгосрочные личные планы.
    Жизненная «планка» юношеского возраста с течением времени корректируется самим субъектом и  жизненными обстоятельствами, поэтому человек часто приходит к мысли, что из него получилось «вовсе не  то», по сравнению с тем,  кем бы он хотел стать в юности. К тому же с возрастом у человека начинают оформляться такие ценности, как «любовь к семье, домашнему очагу», «привязанность к детям», которые все более, и более, начинают занимать жизненное пространство человека. И как ни странно, это природное предназначение человека, присовокупленное к его социальной роли, зачастую, дают человеку больше удовлетворения, чем процесс простого достижения, в ущерб появляющимся потребностям, когда-то им, еще в ранней юности, установленной «жизненной планки».
     Однако, при всем оптимистическом, на первый взгляд, положении дел, проблемным здесь видится тот случай, когда человек «добросовестно и со старанием» выполняя всю совокупность возложенных на него семейных и социальных обязанностей, не находит в этом всем удовлетворенности. Ожидания его романтического возраста, связанные с повышенной значимостью своей роли в социуме и семье, как правило, не совпадают с реальной ситуацией. Такого рода обстоятельства могут подвигнуть психику субъекта к началу кризисных явлений.
     Появившейся проблематике социального плана субъекта, как правило, предшествует проблематика внутренняя, психологическая.
     Само собой разумеется, проблемные явления самим субъектом, как правило, не замечаются, а осознаются им, преимущественно, уже как обратное воздействие социума.


Рецензии