Курган на Ловати

Туман уже почти в плотную подошел к нашей небольшой стоянке. Ярко горел костер, уютно потрескивали поленья и приятно пахло из походного котелка, подвешенного над огнем.

Я сидел в предвкушении ужина и наблюдал за неспешным течением Ловати. Течение в этом месте было несильное, порогов почти нет, поэтому река текла спокойно, умиротворенно и величественно.
Это было наше место, мы с дедом каждый год, когда я приезжал на каникулы, выбиралась на рыбалку и всегда останавливались здесь, недалеко от деревни Теребыни.

Меня всегда завораживала красота этих мест. Высокие берега, почти как скалы нависали над рекой, небольшой песчаный пляж и хвойные деревья вокруг, создавали неописуемый уют и уединение.

На противоположной стороне, высился большой холм, почему-то раньше я не обращал на него внимания, но сегодня мне вдруг подумалось, что этот холм слишком правильной формы, и очень выделяется среди окружающей его равнины.
Решив поделиться своими наблюдениями с дедом, повернулся к нему. Дед в этом время попыхивая своей самокруткой, возился с удочкой. Вид был у него сосредоточенный, серьезный, казалось, что важнее занятия быть не может и лучше его не трогать. Но я-то знал, что дед мой только с виду строгий, на самом деле он самый отзывчивый и добродушный человек, которого я знал, и при этом большой любитель рассказывать разные истории.  Поэтому не боясь наказания, я его спросил:
- деда, а мне кажется, или этот холм здесь как будто бы не на своем месте?
На что дед, не отрываясь от своего важного занятия ответил:
- А это внук, совсем и не холм, это курган. Древний курган, таких много в наших краях, но это самый главный!
- Курган, это что-то вроде древнего захоронения? Спросил я.
- Да, что-то вроде того. Но этот курган непростой, этот курган стоит на том месте, где когда-то стоял великий город, который спас всю Новгородскую землю от страшного разорения.
Это было для меня что-то совсем новое и неожиданное. И я продолжил расспрашивать деда:
- Как это спас Новгородскую землю? Когда это произошло?
- Эх, внук, вроде бы и родился ты у нас и образование какое-то в институтах городских получаешь, а истории мест родных совсем и не знаешь. Поучительно сказал мне дед и продолжил свой рассказ:
- Ловать наша, река древняя, путь по ней проходил из Варяг в Греки…
Тут я решил его прервать и сообщил, что эта информация мне прекрасно известна еще со школы, но он, не обращая на меня внимания рассказывал дальше:
- А что варяги и греки несли нам? Ведь они к нам шли не только с товарами, но и с войной. И целью их был Новгород, Новгород Великий. В те времена, на месте Москвы еще было болото, а Новгород уже был таким гордом, которому в Европе не было равных, это был город купцов, город торговли и богатства. И тянулись к этому богатству не только торговцы, но и грабители.
Чтобы защитить себя от врагов, и чтобы нападение не было неожиданным, поставили новгородцы небольшую крепость, ровно на том месте, где ты видишь этот курган. Крепость назвали Курско.

Я слушал деда и пытался представить, как когда-то давно, в древние времена, там, где я сижу стояла крепость, была пристань, на ней стояли ладьи, сновали туда судя служивые и торговые люди, слышался смех, разговоры, споры. Но это было таким поразительным, что я никак не мог в это поверить, ведь вокруг на несколько километров ни одной живой душу, нет дорог, нет пристаней, нет ничего кроме реки и леса и тумана, который окутал уже все вокруг.

Дед же продолжал свой рассказ:
Постепенно крепость становилась все больше, вокруг крепости стали появляться селенья. Торговля развивалась и стала эта крепость не просто сторожевой, а таможенной, стала округа богатеть. Строились церкви в местных селах, в Перегино, в Селеево, появились здесь и князья и не простые, а Рюрикова рода. Правили они разумно и бережливо и с защитой Новгорода справлялись.
Много веков стоял Курско над Ловатью давая врагам понять, что пропустит в Новгород гостей с миром, а если кто войной идет, тот здесь и поляжет.
Шли годы, шли столетия, мир менялся. На смену варягам пришли враги страшнее, враги, которых еще не видывала Русь. Это были монголо-татары.
Страшное воинство двинулось на Русь, грабя и сжигая все на своем пути. Пытались русские воины сопротивляться, но единства не было. Каждое княжество было по само по себе и не помогали они друг другу и погибали порознь. Захватчики не щадили никого, почти вся Русь была сожжена, пограблена, а люди или истреблены, или уведены в полон.

Шла орда ни перед чем не останавливаясь, на очереди был Новгород.
Новгород последнее русское княжество, которое еще сохраняло свою независимость.
Но и поход орде через Русь дался нелегко. От войска хана Батыя, возглавлявшего поход, оставалась едва десятая часть, но и десятая часть еще была грозным воинством, достаточным для взятия Новгорода.
И не известно, как бы повернулась история, если бы перед Батыем не встал город Курско.

Хан Батый понимал, что нужно сохранить свои силы для захвата Новгорода, и предложил отпустить всех жителей Курско, если они сдадутся. Но ворота города так и не открылись, жители понимали, что сдайся они сейчас, не сдобровать Новгороду. И бились татары и жители Курско не на жизнь, а на смерть.  Две недели осадные оружия Батыя били по стенам города, две недели зажигательные стрелы осыпали защитников. Но никто не сдавался. И держались бы еще дольше, не пробей татары огромную брешь в стене, на защиту которой уже не оставалось сил, женщины брали оружие и не давали татарам пробраться в город, но увы, все уже было безнадежно, силы были не равны. Татары ворвались в город, всех жителей убили, не пощадив никого. А сам город и всю округу сожгли до тла. С тех пор и не восстановился больше город Курско, остался лишь этот курган, но свой долг перед Господином Великим Новгородом город выполнил. Не пошли татары дальше, не было у них уже сил брать Новгород. Повернули назад и больше никогда не возвращались.
Заканчивая рассказ, дед закурил новую самокрутку, подкинул дров в костер, который уже начинал потухать и попробовал уху. Вроде готово, сказал он, давай ужинать.

И пока он разваливал по тарелкам наваристую уху, я пытался осознать все что услышал.
Сколько лет я прожил здесь, сколько раз проплывал мимо этих мест, но никогда не мог и представить, какие события происходили здесь много веков назад.



 


Рецензии