Участие южнодагестанцев в восстании Кайтаго-Табаса
В восстании в Кайтаго-Табасаранском округе 1866 года непосредственное участие принимали жители южнодагестанского/табасаранского сел. Гасик (таб. Гьесихъ — ныне, село в Табасаранском районе Дагестана), вследствие чего было принято решение об их наказании.
В Табасаран были отправлены два батальона пехоты со взводом горной артиллерии и местная милиция, которые расположились лагерем у сел. Верхний Гасик. 19 августа 1866 года в лагерь были вызваны жители всех близлежащих селений. Южнодагестанские табасаранцы прибыли, следуя указанию, без огнестрельного оружия и шашек. Военный начальник Южного Дагестана М.Г. Джемарджидзе (1822–1889) попытался арестовать отдельных жителей Нижнего Гасика, а, именно «шихов Мамая, Бая и Керима». Гасикцы с кинжалами напали на генерала и ранили его, также были ранены ещё 20 человек, пятеро были убиты. Нападавшие в очередь потеряли 28 человек убитыми и несколько ранеными. Среди убитых были и шайхи Мамай ал-Хасики и Карим ал-Хасики. В наказание за эти действия село Нижний Гасик колонизаторами было разрушено до основания.
В происшествии 19 августа 1866 года «никто из жителей Табасарани, кроме гасикцев, не принимал враждебного нам участия, а напротив, ... оказывало должное содействие в поимке их как в то время, так и после, когда гасикцам удалось убежать из аула и скрыться в лесах, где они после сопротивления были вынуждены сдаться».
Однако, отдельные повстанцы продолжали бои. Известно, что группа гасикцев напавших на генерала М.Г. Джемарджидзе, оказывала сопротивление вплоть до 1 февраля 1867 года, пока их предводитель Бай (Бек) ал-Хасики не был убит в перестрелке при попытке задержания в одной из пещер. Кайтагские жители, арестованные в результате карательных экспедиций, были собраны в г. Дербент, где производилось разбирательство их дел. Часть жителей признали невиновными и вернули по домам, часть подверглась наказанию.
Главные руководители восстания в Кайтаго-Табасаранском округе — Уса-Кади, Мирза-‘Али-Курбан и Маргу Мирза-бек, — 25 июля 1867 года были повешены в присутствии жителей Кайтага. Местные источники сообщают о казни Исы ал-Картали из села Карталай (кайт. Кьва;рталай, дарг. Кьярталай — ныне, село в Кайтагском районе Дагестана), Мирзы ал-Машадди из сел. Машаты (кайт. Машатте, дарг. Машатти — ныне, село в Кайтагском районе Дагестана) и Мирза-‘Али ал-Джибахни из села Джибахни (кайт. Ч;ибах;не, дарг. ЧIибяхIни — ныне, село в Кайтагском районе Дагестана).
В качестве наказания повстанцам назначили различные виды ссылки: в Сибирь; в арестантские роты от 2 до 5 лет; на поселение во внутренних губерниях России под надзор полиции на определённое время. На всех жителей Округа был наложен штраф. Подавляющее число ссылаемых составляли шилягинцы. После разрушения их селения, 38 семейств (всего 185 чел.) были конвоированы в Дешлагарское укрепление. Впоследствии их морем отправили в г. Астрахань. Оправдывая высылку шилягинцев, начальник Дагестанской области писал:
«Разрушение селения Шиляги, известного с давних времен своим мятежным духом — имели последствия: совершенную покорность и полное послушание местным властям бывших вольных кайтагских и табасаранских обществ, так недавно еще стремившихся к восстановлению прежней своей независимости».
Мало что известно о судьбе репрессированных гасикцев, и о том, как они были наказаны, кроме как уничтожения их селения. Можно лишь отметить, в одном из дагестанских арабоязычных источников указывается, что жителей Нижнего Гасик сослали, и, что к 1895 г. в Нижнем Гасик значилось 15 домов со 100 жителями; в Верхнем Гасик — 11 домов с 73 жителями.
Случай с гасикцами позволяет исследователям проследить, каким образом действовали русские войска при подавлении восстания. Оперируя крупными, кратно превосходящими силами, войска прибывали в различные части округа и требовали изъявления покорности от джамаатов, представители которых должны были явиться в военный лагерь без огнестрельного оружия. После чего арестовывались все лидеры и наиболее активные участники, которые были заранее известны через агентуру. Некоторые сёла, население которых было активно в своих действиях во время восстания, разорялись. В итоге жители оказывались перед сложным выбором — или изъявление покорности с выдачей участников восстания или неминуемые печальные последствия в виде гибели, выселения с семейством, конфискации всего имущества и разорения селения.
Из приведённого описания становится ясно, что гасикцев в восстании возглавляли суфийские шайхи: Мамай ал-Хасики ат-Табасарани ’ад-Дагистани (ум. 1866), Бай (Бек) ал-Хасики ат-Табасарани ’ад-Дагистани (ум. 1867), Карим ал-Хасики ат-Табасарани ’ад-Дагистани (ум. 1866). О последнем шайхе известно, что он упоминается в одной из силсил в качестве «шахида», и как получившего право на наставничество от шайха ‘Азиз-Баба ар-Рукали ат-Табасарани.
Вот эта линия шайхов Накшбандийа: Ахмад аш-Ширвани — Шайда-Баба ал-Микрахи (ум. ок. 1872) — ‘Азиз-Баба ар-Рукали — «шахид» шайх Карим ал-Хасики. Что касается шайхов Мамай ал-Хасики ат-Табасарани ’ад-Дагистани (ум. 1866) и Бай (Бек) ал-Хасики ат-Табасарани ’ад-Дагистани (ум. 1867), то о них нет никаких значимых данных, кроме тех что мы привели в данном материале.
Автор: ‘Али Албанви
На фото: Село Гасик Табасаранского района Дагестана.
’АД-ДАГИСТАНИ (тур. ed-Da;;st;n;) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к историческому Дагестану (ныне, земли частично современные Дагестан и Азербайджан). Нисба «ад-Дагистани» использовалась не только в отношении жителей собственно Дагестана, а выходила за его современные административные границы. Исторически в понятие «Дагестан» входила территория от Ширвана и до Ингушетии. В качестве примера можно привести нисбу известного в Чечне исламского учёного Шамс ад-дина сын Аута – аш-Шали ’ад-Дагистани («из сел. Шали из Дагестана»). При этом населенный пункт Шали расположен на территории современной Чеченской Республики. Нисбой «’ад-Дагистани» могли именоваться также жители северных районов современного Азербайджана. Эту нисбу носил широко известный всему исламскому миру шафиитский факих, учёный ‘Абд ал-Хамид ’аш-Ширвани ’ад-Дагистани («из Ширвана из Дагестана») и многие другие.
АР-РУКАЛИ (тур. er-R;kk;l;, R;kkal) — нисба указывающая на происхождение из южнодагестанского сел. Рюккал области Табасаран (сел. Рукель, ныне в Дербентском районе Дагестана). В XVII–XIX веке жители данного села говорили на татском наречии персидского языка, а также табасаранском языке. В настоящее время сельчане говорят на т. н. «азербайджанском языке», а местное население исходя из политических соображений чиновников, в переписях последних лет фиксируются как «азербайджанцы» (т. е. общегражданское определение граждан приграничного с Дагестаном, Азербайджана).
АТ-ТАБАСАРАНИ (тур. et-Teber;n;) — нисба указывающая на происхождение из исторической и географической области (провинции) Табасаран, к западу от Дербента, что в Южном Дагестане.
АЛ-ХАСИКИ, АЛ-ГАСИКИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Гасик (таб. Гьесихъ — ныне село в Табасаранском районе Дагестана).
Литература / источники
1. История Дагестанского конного полка / сост. Козубский Е.И. — Петровск, 1909. С. 256. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/yfNVt, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.09.2022). — Яз. рус.
2. Майсуров Н.А., Мусаев М.А. Запись о Кайтагском восстании 1866 года // Научное обозрение: Ежеквартальный сборник статей. Вып. №49. — Махачкала, 2010.
3. Мусаев М.А. Восстание в Кайтаго-Табасаранском округе в 1866 году: реконструкция истории // Вестник Института ИАЭ. 2011. №2. С. 17–21.
4. Мусаев М.А. Практика подавления локальных вооруженных выступлений на Северо-восточном Кавказе // Вестник Военного университета. 2011. №3 (27). С. 142–146.
Свидетельство о публикации №222100100767