От фотографии к живописи
Проживая в Иркутске, он снимал американской фотокамерой на стеклянные фото пластинки размером 9х12 см. Сам изготавливал диапозитивы, сам и показывал их на экран из двух сшитых простыней, собранным им же проектором. Помню большой коричневый кожаный чемодан - кофр в котором в ячейках хранились пластинки. Их было ровно 200 штук.
На снимках были изображены пейзажи Забайкалья, байкальские рыбаки на ловле омуля, баркас, полный рыбы, Байкал зимой и летом, местные жители - монголы и буряты, их юрты, стада оленей, охраняющие их сибирские волкодавы. В своих многочисленных походах дед часто останавливался на ночлег в юртах местных оленеводов.
Помню рассказ деда, пересказанный отцом, как в одном стойбище хозяин предложил деду переспать с его женой (таков был закон гостеприимства). Деду стоило трудов и две бутылки водки, что бы отказаться. Мы берегли эти диапозитивы. Однажды я, случайно, уронил один из них. Стекло разбилось, а я получил от отца нахлобучку.
Уезжая из Иркутска в Москву, мы взяли с собой лишь необходимое, остальные вещи подготовили для отправки багажом. Отец должен был приехать и отправить. Не получилось, и наши вещи утилизировали, а квартиру заселили другой семьёй. Так пропали, дедовские снимки, о чем мы до сих пор сожалеем.
Но труды моего деда не пропали даром, а передались мне. Насколько помню себя, всегда дружил с фотоаппаратом. Первый фотоаппарат «Любитель» с кадром 6х6 мне подарили родители в 11 лет, он служил довольно долго. Когда же я поступил в техникум, отец подарил мне фотокамеру «Зоркий» с 36 кадрами 35 мм. Это дало возможность оперативной съемки.
Учась в техникуме я стал сотрудничать с газетой Ростовский комсомолец. В ней печатались мои небольшие заметки и фотографии про спорт, про техникум и многое другое. Материалов было так много, и я так увлекся журналистикой, что стал подумывать о поступлении в Ростовский университет на факультет журналистики после техникума.
И в это же время я всерьез увлекся и фотографией. В кабинете физики был маленький закуток, где стоял старый фотоувеличитель и кюветы 24 х 30 см. Учитель физики, сам заядлый фотолюбитель, позволял мне работать в лаборатории, печатать фотографии. Фотоаппарат «Зоркий», что подарил мне отец, был всегда при мне, и я снимал везде, где можно, в спортзале, на воде, в аудиториях на лекциях и практических занятиях.
А однажды, после городских соревнований по гребле, напечатал фотографии 18х24 и 24х30 см. Физик помог оформить стенд и мой первый вернисаж из 30 снимков имел такой большой успех, что о нем написала газета Ростовский комсомолец и приходили посмотреть студенты и педагоги из других учебных заведений.
Думаю, что успех выставки был не в фиксации событий. Я снимал людей в моменты их реакции на события, снимал последние рывки перед финишем, снимал старт в заездах, снимал, когда лодки сталкивались на дистанции, и даже переворачивались и гребцы, толкая лодку плыли рядом, снимал реакцию зрителей на трибунах. А потом была еще одна выставка, уже о горах. И тоже был успех. С тех пор я не расстаюсь с фотокамерой.
Во время службы в Советской Армии в Питере, фотоаппарат был при мне. Каждый выход в город (Ленинград), я старался сфотографировать что либо оригинальное, присущее Питеру. Так в конце первого года службы в нашем солдатском клубе я организовал фотовыставку на тему «Мосты и каналы Ленинграда», всего 50 снимков. Это были черно белые снимки, напечатанные в небольшой фотолаборатории при части.
Затем была еще одна выставка «Памятники Питера», куда вошли снимки коней Клодта на Аничковом мосту, памятник "Медный всадник" - Петру первому , Адмиралтейство, Исаакиевский собор и многое другое, что трогало души солдат и они благодарили автора.
В институте я так же не расставался с фотокамерой, снимая студентов на лекциях, на стадионе, на водной станции на Дону, в горах при покорении вершин группой студентов – альпинистов РИИЖТа (Ростовского на Дону института инженеров жел.дор. транспорта)
Фотография пригодилась мне и на работе в ЦНИЛТЭ (Центральная научно – исследовательская лаборатория по туризму и экскурсиям при ВЦСПС), базировавшаяся в Сухуме, (Абхазия), и особенно в работе в Абхазском институте усовершенствования учителей (Абх.ИУУ), где я возглавлял кафедру ТСО (технических средств обучения в школе).
Материалы изучения передового педагогического опыта учителей школ Абхазии фиксировались на фото камеру и с подтекстами распространялись на курсах повышения квалификации и на стендах в институте. Эти же материалы были представлены в павильоне «Народное образование» на ВДНХ СССР в Москве, где экспонировались в течение полу - года.
Кроме этого я снимал исторические и природные объекты Абхазии, сделал три вернисажа в выставочном зале Союза художников Абхазии в разные годы.
Однажды зашел к моему другу – художнику В.В.Меликишвили. Он за мольбертом делает мазки краской. Говорю, тебе хорошо, мазком можешь закрыть любую часть рисунка, а мне приходится выискивать ракурс, что бы не попала ненужная в кадре деталь. А кто тебе мешает взять краску и мазнуть по фотографии, держи кисть и фотографию, пробуй.
Попробовал, масляная краска держится. Спасибо Вася, надоумил, пошел искать кисти и краски, где то в доме должны быть. Так с подачи великолепного художника, члена Российской академии художеств и моего хорошего друга Василия Меликишвили я стал раскрашивать черно - белые снимки в лёгкие цвета и оттенки, согласно природе.
Это дало возможность по новому осознать художественную фотографию, внести что - то новое, своё в сам процесс фотоискусства. Серию таких фотографий я представил на своей выставке в Сухуме, в выставочном зале Союза художников Абхазии. Были интересные отзывы. Эту выставку я подарил Абхазии. Кроме всего прочего вместе с Ю.Н.Вороновым мы оформляли открывшийся в 1986 году дом –музей «Ясочка» в Цебельде. Музей - усадьба семьи Вороновых, известная как «Дом отдыха революционеров» описана в книге профессора И.П. Лейберова «Цебельдинская находка», изданной в издательстве политической литературы в Москве в 1976 году.
В 1986 году правительство Абхазии выделило средства для реставрации усадьбы, строительство второго дома, подведение асфальтовой дороги на 2х км участке. Зав. музеем назначили меня. Всю экспозицию мы с Ю.Н.Вороновым, прямым потомком основателя усадьбы Н.И. Воронова – соратника Герцена, Огарева, Чернышевского делали сами. Юра собирал фотографии, я их переснимал, увеличивал или уменьшал до нужных размеров. Вместе размещали их на заказанных в «Синопе» (Институт ядерных исследований) стендах.
За несколько дней до открытия на помощь нам приехал министр культуры Абхазии Нугзар Нуриевич Ашуба. В этот вечер где-то на сельской электро подстанции произошло к.з. (короткое замыкание), погас свет. Пришлось работать до ночи при свечах. На другой день Нугзар привез электрогенератор на 5 квт. Я повозился с ним, протянул провода, подсоединил 8 лампочек с патронами и включил генератор. Весь музей ярко осветился. Теперь работа пошла веселее и к открытию успели оформить все стенды, расставить старинную мебель и прочие детали.
6 ноября 1986 года состоялось открытие музея. Присутствовало всё руководство Абхазии, репортеры, телевидение. Присутствовал и автор «Цебельдинской находки», ленинградец Игорь Павлович Лейберов. И всё это стало возможным благодаря фотографии. И еще… Каждое лето Ю.Н. Воронов – археолог, доктор исторических наук, профессор АГУ (Абхазского гос. Университета) проводил экспедиции по раскопкам древней крепости Цибилиум (Цабал). Я же был постоянным членом экспедиции и фиксировал на фото и кино все найденные артефакты. Все книги Юрия Николаевича оформлены по моим снимкам и моими снимками.
Двухтысячные годы ознаменовались переходом всей пленочной системы на числовую. Появились фотокамеры в телефонах, прекрасно передающих цвет и качество снимков. Теперь отпала необходимость фотолабораторий дома. Все можно рассмотреть на компьютере, отпечатать на принтере. Исходя из этого я решил заняться художественной живописью.
Закупил краски, кисти, растворители, сделал несколько небольших картин на картоне, и когда появилась уверенность, написал пару картин средних размеров 40х50 см. Пошло. И тогда стал писать картины на холсте, сделав подрамники и натянув холсты.
Свой первый вернисаж в Тверии (Израиль), куда пришлось семье переехать, на 30 работ я открыл в зале гостиницы Донна Грация 29 мая 2016 года. Выставка имела успех и продлилась пол - года. На ней я представил пейзажи гор, морские темы, реки и озера. Таким образом произошел у меня переход от художественной фотографии к художественному творчеству – пейзажной живописи.
Свидетельство о публикации №222100100853