О русской душе и отнятой у нас России. Гл. 1

         О русской душе и отнятой у нас России.
 Глава Первая «О любви и почитании Пречистой».
Двор и узнать нельзя; Лужу накрыли рамой из шестиков, зашили тесом, и по ней можно прыгать, как по полу, – только всхлипывает чуть-чуть. Нет и грязного сруба помойной ямы: одели ее шатерчиком, – и блестит она новыми досками, и пахнет елкой. Прибраны ящики и бочки в углах двора. Откатили задки и передки, на которых отвозят доски, отгребли мусорные кучи и посыпали красным песком – под елочку. Принакрыли рогожами навозню, перетаскали высокие штабеля досок, заслонявшие зазеленевший садик, и на месте их, под развесистыми березами, сколотили высокий помост с порогом. Новым кажется мне наш двор – светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво, и что для Нее все это. И все так думают. Стучат весело молотки, хряпают топоры, шипят и вывизгивают пилы. Бегает суетливо Горкин:
– Так, робятки, потрудимся для Матушки-Царицы Небесной… лучше здоровья пошлет, молодчики!..
Знаменитая повесть, ставшая итогом жизни писателя-эмигранта, незадолго до смерти им завершённая. Повесть, в которой все герои  - люди  реальные, оттого и особенно дороги – об этом несколько позже. Жизнь России, на примере благочестивой купеческой семьи                из Замоскворечья показанная, – семьи самого писателя, когда был он ребёнком.
   Многие, наверное, поняли уже, что писатель этот – Иван Сергеевич Шмелёв.                А повесть – и не только она, конечно, - отразила, по словам русского мыслителя И.А.Ильина, «вековечный ритм труда и молитвы России». И название её библейское – «Лето Господне».
Беседу нашу начнём не с Праздников Двунадесятых – о них  позже, хотя изображённое здесь происходит на Светлой Седмице. Название главы неисчерпаемое по сути своей - «Царица Небесная» - ведь Россия – Удел Ея.
    Образ Ея Чудотворный -  Иверский – один из дней памяти которого Вторник Светлой Седмицы. Впрочем, акцента на это Время для русского человека особенное,    нет - можно только догадаться по описанию  - и исходя из некоторых знаний. На Светлой Седмице вспоминается ещё и Живоносный Источник  - но тогда бы речь шла, конечно, о Малом Освящении воды.
 Итак, писатель не рассказывает о трагедии иконоборчества и никейской вдове,                об Афонском Чуде, даже о Часовне в самом центре России. (См. также «Матерь Пречистая Христа Воскресшего» и «Уголок Богородицы в Храме Пророка»). Предполагается, наверное, что все знают. И дело не только в этом.
Образ Иверский – один из самых на Руси почитаемых. Но если был бы Образ Казанский, Владимирский, Смоленский, Тихвинский и т.д. и  было другое время года, разве что-нибудь изменилось?! В сознании этих людей  русских. Вопрос риторический, конечно.
И вообще строки  о Матушке Божией, которой «будет приятно, что у нас стало чисто и красиво, и что для Нее все это», читаешь невольно со слезами умиления – особенно  - и все так думают».  Её «радует», конечно, искренняя, детская – в самом хорошем смысле вера этих людей – независимо от возраста и положения.
  «А народ всё больше русский, православный – с детской верой в Воскресение Христа», - напишет через несколько десятилетий  поэт и композитор В.Г.Волков, стихи которого  мы не раз  в беседах наших упоминали.  И вовсе не важно, что одни в глуши живут, а другие в Столице, пусть и на окраине.
«Не отыми Покрова, не отыми Покрова!»  - звучит в стихотворении. 
«Спаа-си от бед… рабы твоя, Богородице… к Тебе прибегаем… яко к Нерушимой Стене и предста-тель-ству-у… Призри благосе-рдием, всепетая Богоро-дице» - звучит из уст народа, собравшегося в доме родителей будущего писателя. Потому что это – Образ Святой Руси…

Здесь, в доме замоскворецком,  все воедино – и хозяева, и работники – не поворачивается язык сказать «слуги».  И пришедшие во двор соседи – как же можно пропустить явленную Благодать?! ...
А суетливо бегающий плотник – филенщик Михаил Панкратович Горкин, «божий старичок», как называл его  писатель, воспитывал  Ваню не меньше родителей. Впрочем, к этому мы ещё в других главах вернёмся... 
Пока же вновь возвратимся во двор купеческого дома в Замоскворечье – во Вторник Светлой Седмицы.
Вот едет наконец заветная повозка с Образом Пречистой, появление Которого «стерегут на крышах».
В повести много очень доброго юмора, идущего от детского восприятия будущего писателя, ничуть не нарушающего общего настроя. Но вот сменяется он в одночасье чувством благоговения перед Пречистой.
   «Вся Она – свет, и все изменилось с Нею, и стало храмом. Темное – головы и спины, множество рук молящих, весь забитый народом двор… – все под Ней. Она – Царица Небесная. Она – над всеми… Валятся, как трава, и Она тихо идет над всеми. И надо мной проходит, – и я замираю в трепете».
То, что Она над всеми, - звучит несколько раз.  И понимают это даже дети малые, благочестивыми родителями воспитанные – можно сказать, «с молоком впитавшие».                А Образ Пречистой  пронесут по всем комнатам…
Для всех собравшихся это – событие, с которым мало что сравниться может                по значимости – ведь все они  - истинно русские люди.
К сожалению, представить всё происходящее ныне очень сложно – даже при повсеместном возрождении Церкви – оттого и звучат в названии слова об отнятой России…
Впрочем, об этом после…
Россия – удел Пресвятой Богородицы – и это главное…
А потому завершим главу о Чудотворной  Иконе Матушки Божией этими замечательными строками не очень, к сожалению великому, известного поэта Е.Л.Милькеева.
 
 Источник отрады священной и чистой,
О жаркие слезы! Без звука, без слов
Я лил их пред образом Девы Пречистой,
Пред образом древним, что столько веков
Чудесно стоит у заветной твердыни,
И в светлых лампадах не гаснет елей,
И с верой, с молитвами, дивной святыни
Устами касаются роды людей.
И в радости сердца, в мечте непонятной,
Я долго пред образом древним стоял,
И рдел милосердием Лик Благодатной,
И трепетным людям покров обещал.
И внутренним голосом нес я моленья:
О, дай, Непорочная, жизни святой,
Дай чистых желаний, дай слез и терпенья
И дум исступленных мятеж успокой!
  Пред Главным в России Образом Иверским  - в Часовне, что в самом центре Отечества нашего, герои повести, конечно, тоже не раз молились. И не так уж важно, где совершается молитва, где именно поётся в умилении: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая». Молитва соединяет людей на земле  - и делает причастными Миру Духовному...
Пречистая Дева, дай нам понять хоть самую малость того, что сердцем ощущали наши благочестивые предки, живущие до прихода в Россию антихриста…
А о молитвенном обращении к Царице Небесной мы далее побеседуем…
(Продолжение следует)


Рецензии