Фридрих Ницше философ, критик, филолог, композитор

 Фри;дрих Вильгельм Ницше (1844-1900), родился в Германии в семье лютеранского пастора. Его день рождения совпал с днём рождения короля — Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь.
Свои первые стихи и сочинения Ницше написал в десятилетнем возрасте.
 В 1864-1868 годах изучал филологию в Бойне и Лейпциге.
В 1869 году в возрасте 24 лет, будучи ещё студентом, он был приглашён на должность профессора классической филологии в Базельский университет — беспрецедентный случай в истории университетов Европы.  С 1869 года по 1879 - профессор Базельского университета по классической филологии. Участвовал добровольцем в Франко-прусской войне (1870-1871), был санитаром.
Ницше ушёл в отставку в 1879 году из-за проблем со здоровьем, которые преследовали его большую часть жизни. Он завершил большую часть своих основных работ в следующем десятилетии. В 1889 году в возрасте 45 лет у него случился первый апоплексический удар, а затем он был помещён в психиатрическую больницу. Остальные годы он прожил на попечении матери до её смерти в 1897 году, а затем со своей сестрой Элизабет Фёрстер-Ницше.
25 августа 1900 года Ницше скончался в Веймаре (Германия).

Музыкант
Ницше учился музыке с 6 лет, когда мать подарила ему рояль, а в 10 лет уже пробовал сочинять. Он продолжал заниматься музыкой в школьные и студенческие годы. Ницше много сочинял в 1862—1865 годах — фортепьянные пьесы, вокальную лирику. В это время он работал, над симфонической поэмой «Эрманарих» (1862), которая была завершена лишь частично, в виде фортепьянной фантазии. Среди песен, сочинённых Ницше в эти годы: «Заклинание» на слова одноимённого стихотворения А. С. Пушкина; четыре песни на стихи Ш. Петёфи; «Из времён юности» на стихи Ф. Рюккерта и «Течёт ручей» на стихи К. Грота; «Буря», «Всё лучше и лучше» и «Дитя перед потухшей све Среди более поздних сочинений Ницше — «Отзвуки новогодней ночи» (первоначально написано для скрипки и фортепиано, переработано для фортепианного дуэта, 1871) и «Манфред. Медитация» (фортепианный дуэт, 1872). Первое из этих сочинений раскритиковал Р. Вагнер, а второе — Ганс фон Бюлов. Подавленный авторитетом фон Бюлова, после этого Ницше практически перестал заниматься музыкой. Последним его сочинением стал «Гимн дружбе» (1874 на стихи А. фон Шамиссо.
По мнению авторитетных музыкантов, в самой музыке Ницше есть весьма привлекательные образцы, из которых можно составить по меньшей мере две концертные программы.

Философ
В книге "Так говорил Заратустра" Ницше формулирует главную проблему всей его жизни и философии — как, каким путём создать такую культуру, подчиняясь которой человек мог бы облагородить свой внутренний мир и воспитать себя самого. В этой книге Ницше впервые выдвинул теорию сверхчеловека (;bermensch) и воли к власти. Сверхчеловек — это человек мощной жизненной силы, мощных инстинктов. В книге "Сумерки идолов" в качестве примера сверхчеловека выведен Гёте. Другим таким примером для Ницше был Леонардо да Винчи.
 Каждый обыкновенный человек, по мнению философа, должен смотреть на себя как на неудавшееся произведение природы и стараться воспитать в себе философа, художника или святого.
Сверхчеловек Ницше – это результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, намного превышающий современного, человека по своим интеллектуально-моральным качествам. Его сверхчеловек - это не фюрер и не дуче, а его аргументы – не пистолет и дубинка. Ницше мыслил появление сверхчеловека как долгий процесс самоопределений, как торжество духовной природы человека. Сверхчеловек Ницше - это «благороднейший интеллектуал, мыслитель, художник”.
Ницше пророчески предвещает своим современникам, приоткрывая завесу европейского будущего: распад европейской духовности и девальвация ее ценностей, "восстание масс", тоталитаризм и воцарение "грядущего хама" с его нивелировкой человека под флагом всеобщего равенства людей. 

Центральным понятием в философии позднего Ницше стало понятие "воля к власти". Согласно Ницше, воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; Ницше не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой и обращался к примерам "сверхчеловеческой" силы, воплощённой в таких людях, как Гёте и Леонардо, в противовес "человеческой, слишком человеческой" силе военных деспотов.

Идеи Ницше оказали огромное влияние на современную философию. Ни одного автора не цитировали так часто, как Ницше. Целые книги выдающихся философов посвящены анализу его наследия, полемике с его пророчествами, пронизаны неприятием его идей или восхищением ими.
Произведения Ницше помимо философии касались широкого круга тем, включая искусство, филологию, историю, музыку, религию, культуру, науку. Источниками его вдохновения были Сократ, Заратуштра, Артур Шопенгауэр, Рихард Вагнер и Иоганн Вольфганг фон Гёте.

Фашизм
Философия Фридриха Ницше, постулаты его теории, привели к порождению такого явления как фашизм. Ницше считал социализм, с его массовой культурой, нивелировкой личности, стадностью, катастрофой, которая станет концом культуры.
Философия Ницше- “реакционного антигуманистического теоретика” стала духовной основой германского фашизма.
Советские исследователи, считают Ницше “аморальным певцом насилия и жестокости”, проповедником войны, воспевающим “социальное неравенство и рабство, как двигателей культуры”.
В чем связь идеологии фашизма с философией Ницше.
Ницше его сверхчеловек - это тип, намного превышающий современного, человека по своим интеллектуально-моральным качествам. Ницше мыслил появление сверхчеловека как долгий процесс самоопределений, как торжество духовной природы человека, а не индульгенцию “буйствующему произволу хамов”.
Положение о морали господ, морали рабов и напрямую связанных с этих понятий сильной “расы” и слабой соответствовало теории фашизма.
Ницше считал народ “постаментом для избранных натур”, а также то, что по Ницше “сильная раса” должна быть господствующей. свою жестокость по отношению к другим нациям (расам). Ницше использует понятие “раса”, как интеллектуально-моральную. Сильная раса- это особая порода властвующих, высших людей, сверхлюдей с моралью господ, которой характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое состояние души ради которого можно пожертвовать своим богатством и жизнью. Слабая же раса - это жизненно слабые люди, живущие по принципу полезности. Малодушный, мелочный, унижающийся ради своей выгоды человек - вот представитель морали рабов. Рабская мораль жаждет мелкого счастья, строгость же и суровость по отношению к себе – основа морали господ.

Ницше в своем труде “Так говорил Заратустра” воспел войну как наивысшее проявление человеческого духа: “Вы должны возлюбить мир как средство к новым войнам… Мой совет Вам – не мир, а война”. Гитлер вычитал в “Заратустре” гимн войне. Но у Ницше речь идет, прежде всего, о войне духа.
Призывал он не к войне в обычном смысле этого слова, а к “войне за свои мысли”.
Большинство мыслей Ницше нацистские идеологи черпали, кроме “Заратустры”, из книги “Воля к власти”, хотя этой книги как таковой не существует. Есть лишь произвольная компоновка многочисленных заметок конца 80-х годов (через короткое время Ницше лишиться рассудка). Фальшивку подготовила сестра безумного философа, которая после смерти брата стала владелицей всего его архива. Сам Фридрих еще при жизни в одном их писем назвал ее “мстительной антисемитской дурой”. В 1956 году Карл Шлехта (философ; профессор Дармштадского университета) после работы в архиве Ницше, восстановил хронологию этих заметок под заглавием “Из наследия 80-х годов”. Издание произвело большой эффект, так как стало ясно, что речь идёт о грандиозном подлоге, о полном несоответствии заметок и сфабрикованной из них книги.
В своей книге «Воля к власти» Ницше писал-
«То, о чём я повествую, это история ближайших двух столетий. Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей из столетия в столетие, и как бы направляется к катастрофе».
Фридрих Ницше был мыслителем от рождения, именно благодаря этому ему удалось создать самобытное философское направление.
Выдвигаемые им идеи весьма противоречивы, но именно эти мысли смогли принести в философию то, чего ей так не хватало – свободу.
Ницше не побоялся бросить вызов Всевышнему, заявив, что Бог умер и поставив на его место сверхчеловека, который в итоге, как и все смертные, проиграл свое сражение со смертью.

; ЦИТАТЫ и АФОРИЗМЫ  НИЦШЕ
; Я смеюсь над всяким, кто неспособен посмеяться над собой.
; Как только благоразумие говорит: «Не делай этого, это будет дурно истолковано», я всегда поступаю вопреки ему.
; Лучше неуклюже танцевать, чем ходить хромая.
; Счастье мужчины зовется «Я хочу». Счастье женщины - «Он хочет».
; Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки.
; Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.
; Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком – канат над пропастью.
; Убивают не гневом, а смехом.
; В любви всегда есть немного безумия. Но и в безумии всегда есть немного разума.
; Любовь к жизни - это противоположность любви к долгожительству.
; Не путайте: актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди – от недолюбленности.
; Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно: "Я, государство, есмь народ".
; Государством зову я то, где все вместе пьют яд;  где все теряют самих себя
; Безумие единиц – исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен – правило.
; В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.
; В уединении человек грызет самого себя, в обществе его грызут многие. Выбирай.
; Заблистать через триста лет – моя жажда славы.
; Ещё ни один философ не оказывался правым. В том числе и я.


Цитаты Ницше о морали:
• «Моральность есть стадный инстинкт в отдельном человеке».
• «Мораль – это важничанье человека перед природой».
• «Следовать голосу своей совести удобнее, чем голосу рассудка, ведь при дурном исходе у совести найдётся всегда оправдание и утешение».

Цитаты Ницше о культуре
• «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом».
• «Культура – это, прежде всего, единство художественного стиля во всех жизненных проявлениях народа». ».

Цитаты Ницше о смерти
• «Есть два пути избавить вас от страдания – быстрая смерть и продолжительная любовь».
• «Препятствование самоубийству. Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть – это есть только жестокость».
• «Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни».


Произведения:

1. «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1872)
2. «Несвоевременные размышления» (1872—1876)
3. «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (1873)
4. «О пользе и вреде истории для жизни» (1874)
5. «Шопенгауэр как воспитатель» (1874)
6. «Рихард Вагнер в Байрейте» (1876)
7. «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (878).
8. «Смешанные мнения и изречения» (V1879)
9. «Странник и его тень» (D 1880)
10. «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (1881)
11. «Весёлая наука» (, 1882, 1887)
12. «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883—1885)
13. «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (J, 1886)
14. «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (1887)
15. «Казус Вагнер» (1888)
16. «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (1888),
17. «Антихрист. Проклятие христианству» (1888)
18. «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (1888)
19. «Воля к власти» (, 1886—1888, 1-е изд. 1901, 2-е изд. 1906), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом.
20. «Гомер и классическая филология» (1869)
21. «О будущности наших образовательных учреждений» (1871—1872)
22. «Соотношение между философией Шопенгауэра и немецкой культурой»
23. «Гомеровское соревнование» (Homers Wettkampf)
24. «Об истине и лжи во вненравственном смысле» (1873)
25. «Философия в трагическую эпоху Греции» (1873)
26. «Ницше против Вагнера» (1888)
27. «О музыке» (1858)
28. «Свободная воля и фатум» (1862)
29. «Может ли завистник быть действительно счастливым?» (1863)
30. «О настроениях» (1864)
31. «Моя жизнь» (1864)


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.