Кант. Штрихи к философскому портрету

"Не только в поэзии и музыке мы следуем нашим вкусам, но в не меньшей степени и в философии. Когда какой-то принцип убеждает меня, то это не более чем некая идея, которая воздействует на меня сильнее, чем другие. Когда я отдаю предпочтение тому или иному набору аргументов, я всего лишь решаю на основании собственного чувства, о большем или меньшим их влиянии на меня"
Считаю уместным добавить сюда психологические портреты некоторых философов, как они сложились в моей голове.

Например, Кант -- человек сухой, педантичный, самовлюбленный. Великолепный психологический портрет -- прямо вылитый Кант -- дал Блок в своем стихотворении, которое так и называется "Кант":

Сижу за ширмой. У меня
Такие крохотные ножки..
Такие ручки у меня,
Такое темное окошко...

Тепло и темно. Я гашу
Свечу, которую приносят,
Но благодарность приношу.
Меня давно развлечься просят.

Но эти ручки... Я влюблен
В мою морщинистую кожу..
Могу увидеть сладкий сон,
Но я себя не потревожу

Не потревожу забытья,
Вот этих бликов на окошке
И ручки скрещиваю я,
И также скрещиваю ножки.

Сижу за ширмой. Здесь тепло
Здесь кто то есть. Не надо свечки
Глаза бездонны, как стекло.
На ручке сморщенной колечки

Человек для него -- это некая машина, перерабатывающая внешние восприятия во внутренние знания. Поразительно, но Кант в своем анализе внутреннего чувства человека ограничился созерцаниями, упустив такой важный элемент, как аффекты: любовь, ненависть, раздражение, симпатия. Удивительно потому, что Юм от которого отталикивался немецкий философ, ставил их наравне с ощущениями внешних предметов. Да и с созерцаниями он ограничил себя лишь внешеней формой предметов, по большей части геометрическими фигурами: ни звуков тебе, ни красок, ни тем более запахов в арсенале чувственных восприятий Канта не значатся.

На всю жизнь высшей мудростью для него осталась школьная схоластика, которую он, похоже одолел с трудом, и, возможно, поэтому она так припала ему до сердца. В понимании фундаментальных законов человеческого мышления он не идет дальше категорий и силлогизмов, которые он почерпнул из того же школьного учебника логики, даже не удосужившись заглянуть в Аристотеля. Причем излагает он все это сбивчиво и путано. Впрочем, это касается в основном его главного труда "Критика чистого разума". В других случаях Кант умеет писать и остроумно и интересно, а главное доходчиво. Увы! это остальные случаи не более чем интересны и любопытны: тот Кант которого стоит не просто читать, а изучать -- это именно "Критика чистого разума".

Кант провинциально самонадеян: все-то он знает, везде побывал. Один мекленбургский дворянин, приглашенный к философу на обед, потом не без иронии писал, как Кант ему рассказывал про его родной Мекленбург, причем наставительно, по-профессорски, без какой-либо возможности пререкания или просто вставки замечания.

Советская история философии считала Канта типичным представителем немецкого буржуазного сознания XVIII века. Ограниченного, склонного к компромиссам, раболепного по отношению к господствующим классам. Трудно сказать, что в компромиссности Канта от его классового раболепия, а что от личности, но советская характеристика метит в бровь, а попадает в самый глаз. Обосновав своей философией невозможность обнаружения бога а каком-нибудь опыте, философ получил нагоняй от властей с запретом вообще высказываться о боге. И Кант тут же взял под козырек.

Когда король умер, Кант вернулся к старым песням, но ссориться на этот раз уже не с властями, а с недоуменной публикой не решился, и дополнил свой анализ тезисом о том, что человеческая мысль, следуя своим имманентным законам, обязательно приходит к идее бога. И дает практический совет: бога скорее всего нет, а может вдруг и есть. Поэтому человек должен вести себя так, как будто бы бог есть, и за плохое поведение его ждет неминуемое наказание.

МИНИАТЮРЫ О ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2024/01/16/250


Рецензии
Такую выволочку Канту никто не делал)

Андрей Макаров 9   02.10.2022 23:07     Заявить о нарушении
Делали, и многие. Неохота искать, но как его прокатил Гейне, мне вовек не удастся

Владимир Дмитриевич Соколов   03.10.2022 09:01   Заявить о нарушении
Так, теперь надо почитать Гейне, для сравнения!

Андрей Макаров 9   03.10.2022 10:22   Заявить о нарушении
Хотел вам помочь, но дерьмовый Яндекс, конечно же, вываливает всякую хрень, кроме того что нужно. Гейне о Канте писал очень много. В одном места он пишет, как Кант словно мясник разделался с Богом. Старый слуга философа Лямпе, человек богобоязненный, был этим очень опечален. Тогда Кант, пишет Гейне, подмигнул ему и утешил: "Не волнуйся, мы что-нибудь придумаем". И придумал о форме категорического суждения, которая неизбежно ведёт к идее бога.

Ну а что, говоря о разделке Канта, Блока вам недостаточно. Лессинга недостаточно ("Затея явно не под силу,
-- Кант учит целый свет;
Живые измеряет силы,
А собственные нет"), Достоевского (устами карамазовского черта) мало? Я думаю dies me deficiat, если бы я вознамерился найти всех, кто подкалывл кенингсбергца

Владимир Дмитриевич Соколов   03.10.2022 15:14   Заявить о нарушении
Тем не менее, "Критика чистого разума" мне понравилась))

Андрей Макаров 9   03.10.2022 15:47   Заявить о нарушении