Метафизика в экономике

            Размышления  о метафизических причинах трудности развития экономики
                в России по западному образцу.


     Сейчас, в начале 21-го века, в России идут реформы во всех областях, но особенно в области политики и экономики. За образец желательного развития в этих реформах взят образец экономики Запада. И это не вызывает явных возражений у большинства нашего населения, т.к. по плодам этого образца можно судить о его успешности.
   Но стоит задаться вопросом, первый ли раз в России пытаются проводить подобные реформы? Ответ хорошо известен. Конечно, не в первый. И раньше различные правители, цари и их министры пытались привить нашей стране западные образцы и идеи в политике, экономике, армии… Даже большевики взяли свои идеи именно с Запада, хотя там-то этот образец так и не был реализован. Многие из этих идей и образцов приживались и давали неплохие плоды. Но почему-то никогда не происходило полного и окончательного укоренения в нашей почве западного порядка. Приживаясь на нашей почве, эти образцы в конце концов как-то сильно видоизменялись, порой до полной неузнаваемости. Судя по всему, существует какая-то скрытая от официальной науки, но устойчивая причина, по которой наш народ в свой массе,  в подавляющем большинстве так и не принимает эти, казалось бы имеющие очевидные преимущества, образцы.
    Причина эта носит метафизический, а не физический характер, а потому и не принимается наукой во внимание. Попытаюсь объяснить, что значит «метафизический характер» и в чём я вижу эту причину. Но для этого придётся ввести необходимый минимум метафизических представлений.
   Начнём с известного выражения, очень любимого нашим народом: ЖИТЬ ДУША В ДУШУ. Это выражение воспринимается современными учёными-языковедами только метафорически, то есть в переносном смысле, ибо понятие «душа» всерьёз ими не воспринимается. Однако душа есть, она реальна, хотя физически и неощутима. И у каждого народа есть специфические национальные черты не только характера, но именно души. Есть они и у нашего народа, как есть и единая Соборная Душа народа (условное её имя Навна, см. «Розу Мира» Даниила Андреева).
   Язык наш в приведённом выше выражении весьма точно отражает метафизическую реальность. Если в нашем мире данное каждому человеку тело физически для другого тела непроницаемо, то с душой это не так. Жить «тело в тело» невозможно именно по причине их взаимной телесной непроницаемости. Плоть потому и названа плотью, что она настолько плотна, что взаимная проницаемость для неё невозможна в нынешнем непросветлённом её состоянии. Впервые проблему просветления плоти, при которой будет устранена исключительность положений тел в пространстве, поставил ещё Владимир Соловьёв (см. его статью «Смысл искусства»).
  Поясню сказанное выше:  Занимая определённое положение в пространстве, тело исключает для других тел возможность занимать то же положение. Однако различные газы и жидкости могут занимать в нашем пространстве одновременно одно и то же положение, правда, образуя при этом безразличную однородную смесь. Душа же – это иноматериальное образование, присущее каждому человеку и носящее черты его внутренней индивидуальности. Нормальное (просветлённое) состояние души таково, что несколько душ могут проникать друг в друга достаточно свободно, пронизывать друг друга, образуя, однако, при этом не безразличную однородную смесь, но оставаясь самостоятельными и глубоко индивидуальными. Такое метафизическое проникновение в нашем мире проявляется как глубокое внутреннее чувствование людьми друг друга, как особое взаимопонимание, как истинная любовь и дружба, как взаимная поддержка, энергообмен и прочее. С этой точки зрения для развитой души понятие «собственность» несколько противоестественно. Когда люди живут душа в душу, то всё, что принадлежит одному, принадлежит в равной мере и другому. Они не скрывают друг от друга, не таят, не растаскивают по углам, не «жмутся». Для тела же понятие «собственность» естественно, оно соответствует его природе.
 
    В нашем отечестве к понятию «собственность» у большей части народа, точнее, у его лучшей части, никогда не было и не будет священного и трепетного отношения. Имея что-то материальное, душа не должна быть слишком привязана к нему, иначе это будет мешать как раз тому состоянию, когда люди живут душа в душу. Собственность всегда подразумевает какие-то ограничения для другого человека, всегда какие-то необходимые меры её охранения от посягательств других, чужих. Собственность всегда делит людей на «чужих» и «своих». Это-то как раз менее всего присуще нашему национальному характеру. Если, например, к гостям другие народы тоже относятся обычно очень дружелюбно, то наш народ не просто гостеприимен, но всегда «бредил» идеей Братства. 
   Если мы возьмём такой элемент западных экономических отношений, без которых немыслима современная высокотехнологическая сфера, как интеллектуальная собственность, то для нашего народа это ещё более дикая форма присвоения, ещё сильнее удаляющая нас от идеалов Братства.
 Как это мысль может быть собственностью только одного человека? Это уже покушение на саму сферу метафизических отношений. Ну ладно, телега или автомобиль, их нельзя так просто размножить и передать другому, не отнимая при этом у хозяина, автора, потому они чаще всего и являются собственностью только одного человека, но мысль!?
   Для нашей национальной психики такая постановка вопроса просто равна национальному самоубийству. Значит ли это, что я как автор (например, данной статьи) вовсе против всякой формы защиты авторских прав? Нет, но я хочу, чтобы читающие ощутили, осознали веский и практически неустранимый факт нашего национального существования, нашей национальной психологии, нашей национальной души. Вообще, люди, слишком трепетно относящие к собственности, всегда были как бы не совсем русскими. Мы во все времена ставили выше ценности именно метафизические, а не физические. Даже при крепостном праве помещики говорили (хотя это как раз и не отражало действительности), что владели душами своих крестьян: "у меня столько-то душ." Или мы говорим: "В комнате ни души." Тогда как в английском языке эти же выражения относятся к телу.
   Почему идея коммунизма, в которой центральным звеном как раз является общая «коммунная» форма собственности на средства производства, так и не прижилась на родном Западе, но так легко овладела массовым сознанием именно у нас, в России?
  Если бы эта идея подсознательно была чужда нашему народу (как, например, европейцам или американцам), то никакая пропаганда не заставила бы подавляющую часть населения пойти за ней. Кучка большевиков никогда бы не оседлала наш народ, если бы они проповедовали все идеи, совершенно ему чуждые. Но значительная часть этих идей как раз соответствовала нашему национальному характеру, нашей народной душе. С этим историческим фактом нельзя не считаться и далее нашим реформаторам. Мы не сможем стать полностью западными, если, конечно, не перестанем быть русскими (не в этническом, а в психологическом смысле). Поэтому, когда нам предлагают исключительно западный путь, то не видят этого непреодолимого препятствия в виде неискоренимой черты национального характера, стоящей на данном пути. Наш истинный национальный интерес больше приковывает метафизика, чем исключительно физический мир. Наш народ в этом смысле, действительно - очарованный странник, очарованный идеалами метафизическими, мечтами о Братстве, о царствии Небесном, а не только земном, прикованный очами внутренними, внутренним взором к мирам горним, к свету метафизических высот.
    Для эволюции духа и души владение плотным непроницаемым телом на ранней стадии эволюции является очень полезным фактом развития индивидуальности. Сначала сотворённый дух, монада по своей природе едина со всем сущим, и являясь всем, в тоже время является практически ничем, не имея никакой реальной индивидуальности, имея только потенцию индивидуальности. На этом этапе прикрепление духа и души к жёсткой непроницаемой для других индивидуальной форме - физическому телу, помогает первичному самоопределению себя, как особого, неповторимого, отличающегося от других "Я", существующего пока лишь в форме жёсткой, непроницаемой, устойчивой телесности, управление которой, владение которой дано лишь данному духу и данной душе. Со временем, в ходе эволюции духу и душе снова предстоит стать всем во всём, но уже без потери своей неповторимой, приобретённой в ходе эволюции индивидуальности, без потери неповторимого "Я". Для этого нужно не быть слишком привязанным к одной жесткой индивидуальной непроницаемой форме, но напротив – стать проницаемым для других и научиться проникать в других (конечно, только не вопреки их желанию), то есть научиться жить со всем миром душа в душу, попытаться быть не только данным, жёстко ограниченным, неизменным "Я", но уметь быть другим, уметь быть всеми другими, быть постоянно новым, «свежим», живым, с помощью отождествления с другими, любя их по-настоящему. Для этого нужно уметь быть самоотверженным, то есть не слишком привязанным к так называемому «своему», к собственности, к «любимому и дорогому» "Я".  Ибо эта привязанность, проще говоря -  эгоизм, и есть одно из главных препятствий на пути к умению быть другим, на пути любви. Только преодолевая это препятствие, метафизически душа реально растёт, причём неограниченно, постепенно проникая в другие души и наполняя собой всю Вселенную без исключения кого-либо или чего-либо в Ней.  Но пока души земных людей выросли ещё не слишком значительно, хотя среди людей встречаются уже действительно великие и просветлённые души, вмещающие в себя боль и радость многих и многих людей, как и других существ и сущностей, а есть пока еще мелкие и тёмные душонки, непроницаемые для других и не умеющие проникнуть в других, впустить их в себя.
   Правда, бывают и не тёмные, но ещё молодые души, для них как раз характерно стремление «держаться» за своё тело как за единственный пока атрибут, позволяющий строить на нём основу самосознания. Молодая душа, испытывающая самое первое воплощение, ещё не натешилась с первой собственностью в виде физического тела. До этого сознание такой юной души пребывает ещё в непробуждённом состоянии, подобном состоянию транса. "Я" такой души ещё как бы растворено в окружающем мире. Одни видения сменяются другими, но нет в них ни понимания, ни смысла. Поэтому в нашем мире стремление владеть собственностью физической характерно лишь для молодых душ, так как оно близко к стремлению владеть физическим телом.
  Для зрелых душ главным пафосом становится стремление владеть лишь самим собой. Вообще слово «ВЛАДЕТЬ» на русском языке происходит от слов «БЫТЬ В ЛАДУ». То есть по-настоящему человек владеет лишь тем, с чем он находит общий язык, бывает в ладу, а вовсе не с тем, над кем или чем он тиранствует, и эти что-то или кто-то вынуждены, подчиняясь, такое тиранство терпеть. Например, если человек в ладу с собственным телом, это означает, что оно старается послушно выполнять его команды, любит своего хозяина, хорошо подчиняется его требованиям. Но и он   знает нужды тела и старается их выполнять, а так же не давать телу заданий чрезмерных, которые выше его сил, то есть по-хорошему любит своё тело, находится с ним в ладу – хорошо владеет им. Здесь главное, чтобы была соблюдена в отношениях правильная иерархия: тело дано для человека, для души, а не наоборот, человек первичнее тела, а оно создано позже для служения ему. Нужно чтобы тело не «село на шею» человеку, и не начало распоряжаться его судьбой. Если, например, человек владеет языком, значит он в ладу со своим языком, что язык его может точно и тонко выражать нужные ему мысли и чувства. Но бывает, что язык овладевает человеком, это ситуация, в которой стремление красиво говорить побеждает в человеке смысл произносимого. Его заносит, и он «готов ради красного словца и мать родную продать». И здесь также важна правильная иерархия ценностей…

2004 г.


Рецензии