Традиции рубцовской лирики
Основная информация о конференции размещена на сайте ИМЛИ РАН.
Традиции рубцовской лирики в творчестве современных вологодских поэтов и в документах эпохи.
Ключевые слова: Николай Рубцов, «тихая лирика», традиция, вологодские поэты, подражательство.
Для нас поэтическая традиция важная часть литературного процесса, в котором знаковый поэт оценивается в контексте его исторического периода, как творец, безусловно имеющий своих предшественников и взаимовлияние литературных современников. Он сознательно создаёт свой поэтический стиль, вызывающий интерес у последователей – поэтов, критиков и потомков. В нашей работе будет рассмотрено влияние зрелого творчества поэта Н.М.Рубцова, как мастера условной «тихой лирики» на последующие поколения стихотворцев, без особого разделения их по таланту или популярности в объёмах материала доступного на сегодняшний день. Возможная субъективная подача материала оправдывается явным и благотворным влиянием поэзии Николая Рубцова на продолжателей его поэтического кредо. Владимир Гусев, писал, что «для движения литературы нужны два – три гения, которых бы признали все». Но их нет и Николаю Рубцову, по нашему мнению, приходится сегодня выполнять эту миссию за одного из них. Насколько он справляется с ней, хотя трагически погиб 19 января 1971 года, это ещё одна задача нашей работы. Н.М.Рубцов как поэт вобрал в себя лучшие русские поэтические начала. Его часто сравнивают и ставят в один ряд с классиками русского стихосложения. Но было в творчестве поэта и следование новаторским путём стиха, созвучного оттепели 60 годов 20 века в ленинградский период жизни. Было и обращения к эпическим формам в последние годы жизни. Этот сплав поэтического таланта, упорства в работе, совершенствование выработанного стиля, употребление только простых, духовных, понятных всем слов и образов стал основой именно рубцовского лирического феномена, который громко заявил о себе ещё при жизни поэта. Под его влияние как поэта попали многие его литературные друзья, которые только в рубцовской стилистике создали те произведения, которые считаются теперь их золотым фондом. Кажущаяся простота рубцовских строк заставляет сотни и даже тысячи современных «поэтов» следовать в русле его поэтики. Но тут всё упирается в талант, чрезвычайно редкое явление. Талантливый поэт никогда не эпигон, он создаёт свой поэтический мир. А вот человека только «не без способностей», рубцовская лира завораживает и заставляет повторять приёмы поэта, рифмы, найденные образы. Но, как известно, повторение никогда не бывает лучше оригинала. Приведу одну свою строчку «Повторить Рубцова можно. Превзойти его нельзя!». Поэты современности не только беззастенчиво пользуются рубцовским багажом, но и порой панибратствуют, напрямую обращаясь к Николаю Рубцову как равному. Можно ли остановить этот поток подражательства, компиляции, плагиата? По – видимому пока нет, ибо рубцовская звезда только разгорается, растёт интерес к его поэзии и жизненному пути. Настанут спокойные времена, придут другие кумиры и иссякнет поток эпигонства. Но это потом, а пока пытаемся разобраться, чем же привлекает нас поэт и его творчество. Н.М.Рубцов прекрасно понимал, что по его выражению стихи настоящие «должны идти в народ», а не являться только предметом исследований узкопрофильных специалистов и разбирательств критиков. Очарованные известной рубцовской триадой «Лиризм, естественность, звучность» многие стихотворцы, которых сам поэт назвал «поэтами местного значения» прямо таки абсолютизировали его творчество. Но не только местные, вологодские поэты и литераторы большие рубцоволюбы. На презентации книги «Душа Вологды» Вологда, 2010 автор – составитель Л.Н.Васильева и многие выступающие говорили об истории, литературе, искусстве области, но речи выступающих неизменно возвращались к одному имени Николая Рубцова и создавалось впечатление, что именно он в большой степени и является «душой Вологды». Сам поэт считал именно вологодскую тотемскую землю своей духовной родиной и небезосновательно считается, что именно поэты Вологодчины первые эпигоны поэта. Андрей Сальников писал второго декабря 2017 года в заметках с конкурса «В начале было слово», что «Оказывается, в Вологде Рубцову не подражают! Больше всего меня поразило, - признался поэт Геннадий Иванов, - что на семинаре в Вологде не было ни одного подражателя Рубцову. И это очень хорошо! Честно говоря, гость ожидал, что чуть не половина участников поэтического семинара представит рукописи "под Рубцова". И был очень рад, что его опасения не подтвердились.
- Рубцов неповторим, он единственный; меня порадовало, что начинающие вологодские поэты самобытны, ищут своё слово. Это здорово, вы на самом правильном пути, - говорил Геннадий Иванов, подводя итоги работы семинара поэтов». Но это только единичное мнение и только одна сторона медали. Вот что писала вологодская газета «Премьер» 17 января 2017 года «В 2013 году в приёмную Заксобрания Вологодской области обратилась член Союза журналистов Ирина Котельникова с тем, что в интернете большое число фактов плагиата литературных произведений Н.М.Рубцова. Депутаты отправили материалы в прокуратуру и проработали поправки в действующее законодательство о защите интеллектуальной собственности». Нам кажется, это проблема всех творческих людей, а в отношении стихов Рубцова, используемых как чистый плагиат несколько надумана из- за их широкой популярности. Заимствование строчек, тем, образов в своих творениях некоторыми поэтами – это верно. На это обратил внимание ещё В.Н.Бараков, д.ф.н, автор книги «Отчизна и воля» Вологда, 2005. «Пример подобного рубцовского влияния (зеркальные мотивы, образы и так далее) – Элида Дубровина:
И однажды – тревожно, растерянно –
Я пойму, глядя вслед журавлям,
Что люблю эту пору осеннюю
За щемящую жалость к полям.
По проторенной дорожке идёт также Василий Мишенёв. Наиболее показательный пример – перепев рубцовских «Журавлей» на разные лады.
Вот уже развернулись широко
И с достоинством дальше летят,
Замирает душа одиноко,
Чтоб услышать, как крылья шумят
«Наши годы»
Но осень настала – они поднялись,
И вот уже нет мне покоя…
«Журавли»
Провожаю восторженным взглядом
Надо мной пролетающий клин,
Никого к сожаленью нет рядом,
Я стою среди поля один.
«Поднебесные птицы»
Вот рубцовская бессмертная поэтическая формула
Я слышу печальные звуки,
Которых не слышит никто…
«Прощальное»
А вот, как считает Виктор Бараков, корявый мишенёвский её вариант
Моя душа вдруг слышала такое,
Чего другим услышать не дано!..
«Слух души»
А вот перепев рубцовского шедевра «В минуты музыки»
Ещё не голос – шёпот дальний
Окрест блуждающей любви,
В душе он будит звук печальный,
А с ним – волнение в крови.
«Майский ветер»
Но это только внешнее сходство, пишет В.Н.Бараков. В стихах Николая Рубцова лиризм и образный ряд находятся в гармонии, у Василия Мишенёва – невнятность, «блуждающая любовь». А теперь о том, что подмечено нами. Виктор Коротаев, известный поэт, знаменит многими строчками, Одна из таких, давших название одной из последних его книг «Прекрасно однажды в России родиться». Однако в стихотворении «Я буду скакать по холмам» в сборнике «Звезда полей» 1967 года у Рубцова есть строки удивительно похожие «О, сельские виды! О, дивное счастье родиться в лугах, словно ангел, под куполом синих небес». Более того, в том же стихотворении напечатанном в журнале «Октябрь» № 8 за 1964 год эти строки почти предвосхищают сточку Виктора Коротаева «О дивное счастье родиться в бескрайней России, под куполом синих небес». По этому поводу приведём ещё некоторые наши соображения из книги «Искренность, помноженная на дружбу» о поэтах Николае Рубцове и Леониде Беляеве, Череповец, 2013. Рубцов оказывал мощнейшее влияние своей зрелой поэтикой, классически новаторской, возвращающейся к корням русской поэзии, почти на всех участников литературного процесса на Вологодчине. Вологодские поэты были более знакомы с поэзией Рубцова, чем поэты других регионов нашей страны.
Поэт Сергей Чухин пишет в рецензии на подборку стихов Александрова о влиянии на его поэзию рубцовских строк. Это был упрёк в несамостоятельности творчества Александрова. Но... и самого С.В. Чухина упрекали в подражательности Рубцову. Пусть не в прямом смысле, но по настроению, мотивам, интонациям. То есть Сергей Чухин испытывал мощный пресс рубцовской лирики. Это тем более важно, что ранний Чухин был поклонником Маяковского, Рождественского.
А вот отрывок из письма от 12. 10. 1983 года адресованного Сергею Чухину от поэта Александра Швецова из частного архива. Что это, если не влияние поэзии Рубцова «…И вспоминается «Песня» Рубцова, сколько раз читал её и слушал, сам напевал, а вот впервые только – только вдруг чему – то очень удивился (смена что – ли настроений?):
«Отцветёт, да поспеет
На болоте морошка, -
Вот и кончилось лето, мой друг…»
Отцветёт, конечно, грустно, но поспеет снова хорошо!
(А впрочем, без первого нет второго)
«И опять он мелькает
Листопад за окошком»
И опять… будто ничего до этого в природе: ни весны, ни зимы - он мелькает и тучи вьются: вновь движение, снова жизнь! Или настроение осеннее такое…»
Борис Чулков в своих рецензиях не раз отмечал влияние рубцовской лиры на творчество В.А. Иванова поэта из Бабаево. Н.А. Старичкова прямо в своих воспоминаниях пишет о всепоглощающей любви к рубцовским стихам и подчинённости своей музы рубцовской. В.В. Коротаев лучшие свои стихи создал именно в рубцовской стилистике. Даже А.А. Романов смягчал некоторые свои строки до рубцовских интонаций. То есть талант Рубцова явно и непосредственно влиял на творческую индивидуальность многих вологодских профессиональных поэтов. А случилось это по мысли В.В.Кожинова потому что, сам «Николай Рубцов стал истинным наследником великой русской поэзии не потому что прочитал и изучил её, но потому, что смог заново открыть её неиссякаемые истоки в самых недрах обычной повседневной жизни своего времени, в её тёмных глубинах… Конечно, это было не только личным завоеванием Рубцова, но и выражением самого хода времени, позволившего с нового рубежа воспринять, увидеть классическую поэзию как великое целое. Но всё же именно творчество Николая Рубцова стало первым осуществлением этого вИдения» [1]. Тенденция же влияния рубцовских стихов на творчество других поэтов была замечена не только в Вологде. Вот, например, что пишется в «Литературной России» почти сразу же после гибели поэта 19 сентября 1975 года о сборнике стихов В.Дронникова «Светотень»: Виктор Дронников во многих своих стихах не может вырваться из- под власти интонации, излюбленных приёмов и образов Николая Рубцова. Более того, возникает ощущение, что он сознательно стремиться к перекличке…
Некоторые поэты из Санкт – Петербурга, по своему обращаются к Рубцову и обращаются со стихами Рубцова даже явно шуточными.
Поэты-братья, нам ли унывать!
Нас не придушат бабы в пьяных драках.
Владимир Шемшученко. «Поэзию чувствуют кожей»
Довольно од, в конце концов!
Его стихи я твёрдо знаю:
«Я, Николай Михайлович Рубцов,
Возможность трезвой жизни отрицаю».
Татьяна Лестева. Певцам Николая Рубцова.
«Невский альманах» № 4-2012
Очень характерное произведение – обращение к поэту Рубцову, коих не счесть, возможно, это талантливее некоторых, поэтессы из Хабаровска Татьяны Мирчук
О, брате мой!
Николаю Рубцову
О, брате, брате! Бедный брате мой!
Бездомный, неприкаянный, голодный.
Как жаль, что в жизни крошечной земной,
Мы разминулись здесь под небом звёздным.
Но помни Там, что я тебе сестра
И за тебя молюсь зимой и летом...
И я люблю никольские ветра,
Никольские закаты и рассветы,
И шум реки, и звёзды в полынье,
И храм, уже встающий из развалин...
И недругам, погрязшим во вранье,
Я не отдам тебя для поруганий.
О если б время повернулось вспять!
Мы б встретились с тобой зимой иль летом...
Я б о тебе заботилась, как мать,
Как лучшая из всех сестёр на свете!
Я б отдала тебе свою избу,
Где лилии с сиренью в палисаде,
Чтоб мог ты изменить свою судьбу
И жил бы долго новых строчек ради.
Над ней летят всё те же журавли
На клюквенные щедрые болота,
О, брате мой, и мы б с тобой могли
Следить с родной земли за их полётом...
О, брате, брате, бедный брате мой,
Ты никогда не встретишься со мной!
Как – то несколько лет назад рассуждали о Рубцове с мурманским поэтом, которого называли Кольский Рубцов – Николаем Колычевым. Его рассуждения очень интересны и показательны.
Леонид Вересов 07.04.2011
«Николай, восхищён твоими стихами по – прежнему, но под влиянием сети уходишь от Рубцова. Даже не знаю ругать или хвалить за это. Может любому таланту надо меняться?
Николай Колычев 07.04.2011
Рубцов тоже порой экспериментировал.
Вчитайся в размер стиха. Чем не рэп?
Николай Рубцов
Помню, как тропкой,
едва заметной,
В густой осоке, где утки крякали,
Мы с острогой ходили летом
Ловить налимов
под речными корягами.
Поймать налима непросто было.
Мало одного желания.
Мы уставали, и нас знобило
От длительного купания,
Но мы храбрились: — Рыбак не плачет!
В воде плескались
до головокружения,
И наконец, на песок горячий
Дружно падали в изнеможении!
И долго после мечтали лежа
О чем-то очень большом и смелом,
Смотрели в небо, и небо тоже
Глазами звезд
на нас смотрело...
А поздний Есенин? "Исповедь хулигана", "Чёрный человек" "Пугачёв"?
Вообще - это Пушкин отточил и выкристаллизовал, "канонизировал" русскую стихотворную речь. По сути, до него - все Тредияковские, Сумароковы даже Ломоносов - это эксперименты, результатом которых явился Крылов.
Стих Крылова - это вовсе не пушкинский стих. Он - именно порождение русской сказительной традиции. И строки разновелики, и размеры - какие Бог на душу положит... Сплошная импровизация. Но наша, русская, (с некоторым влиянием латинян и греков, что присуще вообще для средневековых наук России) ещё не подверженная влиянию современной ему Европы.
Пушкин же - результат другого длительного эксперимента - синтеза европейской и русской культуры. Многие произведения того времени напрямую связаны с переводческой деятельностью.
Я последнее время занимался переводами финского поэта, общался с художником, который работает как угодно, но не в реализме... Конечно, влияние. И желание попробовать.
А почему бы нет?
Жму руку!
Николай Колычев 08.04.2011 07:07
Мои эксперименты - это ещё и ответ многим молодым, которые укоряли меня в кондовости и нападках на их творчество. Обычно они объясняли это тем, что я сам по-другому писать не могу, и потому нападаю на них. Но я нападал не на форму, а на бездарность. Это было не убедительно.
То, что сделал сейчас - многих убедило и больше не спорят.
Всё равно считаю, что подобными эксперементами можно заниматься лишь тогда, когда человек имеет хорошую "школу", достиг определённого уровня мастерства в классической версии того, чем он занимается. Будь он поэтом, музыкантом, художником - не важно.
Если человек не умеет нормально нарисовать портрет, пейзаж, графический рисунок, и берётся сразу за кубизм, сюрреализм и пр. - это сразу заметно. Но дело в том, что сам он даже разницы не видит между собой и Пикассо или Дали. А из традиции я ни куда не денусь. Книжечку "эксперементов" издам, пожалуй - и довольно.
Хотя... Кто знает, что с нами будет».
Вольно или невольно, но Н. М. Рубцов стал неким эталоном, мерилом, весами сделанного в поэзии. Вот запись в сети поэтессы из Великого Устюга Евленьи Виноградовой, которая отлично подчёркивает эту мысль, хотя можно и поспорить. Но Рубцов – то, как третейский судья, как авторитет неоспоримый.
Я сегодня ночью приехала из Вологды. Заходила в гости к своей подруге - Елене Саблиной. Великолепная поэтесса! Вот привезла специально для вас - друзья мои - её стих. Нахожу его выше, чем у Рубцова Николая....
Кто из нас не хаял Бога?
Кто из нас не клял судьбу,
по ухабистым дорогам
крест таская на горбу?!
Напрягаясь, что есть силы,
изнуряя животы,
на свои же на могилы
мы несём свои кресты.
Чтоб с надорванной утробой
завершая крестный путь,
под надёжной крышкой гроба,
наконец-то, отдохнуть…
Вот ещё одна интересная традиция, подмеченная поэтом из Санкт – Петербурга Борисом Красновым, когда он говорит о поэте Иване Стремякове «Стремякова частенько «подвёрстывают» к Рубцову. И совершенно напрасно… Есть сходство. Как есть сходство у двух рек, но другие деревни и города на берегах этих рек, и другие люди живут в них, хотя чем – то и похожие…» [2]. А вот ещё один термин «Для меня это безусловно «рубцовская музыка» - так пишет Олег Рябов о книге «Вязь» Владимира Решетникова, приводя следующии строчки
Топится по чёрному
Банька у пруда,
Девушка точёная
Бегает туда.
Правда больше тянет на пародию на стихи Рубцова, чем на «рубцовскую музыку», но мнение автором высказано [3].
Чем – то вроде моды становится писать посвящения Н.М.Рубцову, причём с беззастенчивым использованием его образов, иногда целых строчек, с панибратским обращением и слезами умиления или жалости. Вот далеко не полный список книг – венков, посвящённых поэту из нашей коллекции.
1. «Нижегородский венок Рубцову» Дзержинск, 1994.
2. «Незакатная наша звезда» М. Русский вестник, 1998.
3. «Венок Рубцову» Сургут, 2001.
4. «Неведомый отрок» Ростов на Дону, 2004.
5. «Букет Рубцову» Ростов на Дону, 2006.
6. «Приморские поэты о Николае Рубцове» Артём, 2006
7. «Поэту посвящается…» Тобольск, 2007.
8. «Душа, подобная звезде» Череповец, 2011.
9. «Пусть душа останется чиста» Княгинино, 2014.
Счёт стихотворных посвящений Николаю Рубцову пошёл на тысячи. Конечно, почти все стихи в рубцовской стилистике, в русле традиционной русской поэзии. Отметим ещё несколько тенденций, как традиции рубцовской лирики используют современные поэты, дорвавшиеся до интернетовских ресурсов. Так на сайте Ю.И.Кириенко – Малюгина «Звезда полей» прошли уже четыре поэтических интернет конкурса «Звезда полей» и название и номинации, которого позаимствованы из строчек Н.М.Рубцова. Автор конкурса превозносит своих, прикормленных дипломами поэтов, тех кто обратил на конкурс какое – то внимание, превозносит их народность, верность рубцовской традиции их творений, которые в большой степени серы и незамечены нигде более, которые больше чем на сочинения в рифму вряд ли могут претендовать. В многочисленных интернетовских группах воспевается своё «домашнее» творчество, а авторы без зазрения совести стремятся использовать рубцовские темы, строчки, образы и всё выдаётся за любовь к поэту. «Поэтические выжиги» не стесняясь цитируют без кавычек строфы Рубцова и здесь же клянутся в любви к нему. Зачем обретать свой поэтический голос, если так тепло и удобно быть на подпевках гениальности. Архангельское ЛИТО В 2018 году скромно так присвоило себе имя Н.М.Рубцова, как будто больше других имело на это право. Понятно, что в этом акте больше самопиара, но ящик пандоры открыт и ждём новых объединений им Н.М.Рубцова. Только просим не путать с традицией появления Рубцовских центров в России, которые занимаются реальной работой по пропаганде творчества поэта и изучения его творческого наследия. Но если вернуться к теме, заявленной в названии материала, то следует сказать, о целом срезе вологодской литературы, имеющем прямое рубцовское влияние. Многие поэты пишут стихи, следуя рубцовской традиции, и считают её единственно верным приемлемым способом говорить стихами. А с другой стороны наблюдается прямое неприятие поэзии Н.М.Рубцова, того факта, что на нём на сегодняшний день заканчивается классическая вологодская поэзия и альтернативы ему пока нет. Это ужасно расстраивает многих приверженцев новых ритмов и дольников в поэзии, которые себя выставляют таковыми. Как тут не рассуждай общее влияние поэзии Н.М.Рубцова на литературный процесс в области несомненно. Существует даже точка зрения, что поэт не знающий рубцовских стихов и не оценивший их значения никчемный пустой рифмоплёт, как и тот кто панибратски, снисходительно относится к поэзии и личности Рубцова. Считается, что тот кто ответственно подходит к своему творчеству должен избежать по крайней мере крайностей в оценке поэзии Н.М.Рубцова. Но куда там. Сайт «Культура в Вологодской области» разговор о выходе в свет очередного номера ЛМ (Литературного маяка) [4]. «В русле рубцовской традиции написаны стихи тарножанина Александра Силинского о природе, деревне, вере». Татьяна Соколова в сборнике «Золотые россыпи»
Луч рубцовского вдохновения
В каждом есть, коль ты творец…
Не счесть примеров подобных россыпей в современной вологодской поэзии. Но закончим ещё одним моментом, свежим примером о том, как Александр Бобров недоволен, что его отлучили от Рубцова, и считает, что это далеко не так. Публикация в Фейсбуке весны 2019 года.
"Литературная Россия" опубликовала мои заметки навстречу Всемирному дню поэзии.
https://litrossia.ru/item/o-ravenstve-i-pozicii/
Потрясли некоторые комменты. Авторы спятили? Так, Юрий Кириенко пеняет: «Странно, что А. Бобров в «столбовой» по теме статье ко Дню поэзии не упомянул ни Рубцова, ни Есенина — русских национальных поэтов ХХ века. И ведь недалеко Бобров ушёл по возрасту от Рубцова. У Боброва кумир Влад. Соколов с его кредо для «страусов»:
«Это – палец к губам. И ни слова.
Не маячить, не льстить, не сорить».
А вот Рубцов…»
Кириенко, который старше меня - инженер-механик по образованию, он, наверное, не знает элементарного: нельзя поучать автора, кого упоминать и цитировать, но главное: он не читал Боброва, который столько стихов, статей, телепрограмм, очерков и даже глав книг (например, в критической книге о Бродском) посвятил Рубцову, что из них многотомник можно составить. А потом обижаются, что какой-то сайт, какая-то редакция борется со вседозволенностью на сайте. Ведь если бы раньше пришло подобное письмо в редакцию ЛР, где я столько печатал Рубцова и о Рубцове, что мы посмеялись бы и пошли пить пиво. А сегодня – это выносится на публику. Бред просто!». Итак, традиции рубцовской лирики в творчестве современных вологодских, и не только, поэтов просматриваются явно и очевидно. Ибо по большому счёту традиции эти есть продолжение классической русской поэзии, которая не собирается сдавать своих позиций.
Примечания: 1. Из предисловия В.В.Кожинова к сборнику стихов Н.М.Рубцова в «Библиотеке советской поэзии» М, Художественная литература, 1986.
2.Борис Краснов «Поэт этой земли» газета «Литературный Санкт – Петербург» №1 (28), январь 2018, стр.8.
3.Олег Рябов о книге стихов «Вязь» Владимира Решетникова журнал «Нижний Новгород» №4, 2016.
4. Литературное приложения к газете «Маяк» Вологодского района, Вологодской области, сентябрь 2018. Редактор - писатель Дмитрий Ермаков.
Свидетельство о публикации №222100201341
Нинон Пручкина 06.12.2024 15:33 Заявить о нарушении