Искусство сквозящего мировосприятия
В современном искусстве начинают преобладать жанры, в которых интерес к отдельному человеку, как к существу исключительно земному, пропадает. Пик такого интереса пришёлся на вторую половину XIX века и на большую часть ХХ века. В это время образ «простого человека» потеснил образы правителей, иерархов, полководцев и прочих сильных мира сего, а события исторического масштаба: войны, политика, реформы и бунты – заменились событиями из жизни бытовой, семейной, хозяйственной. Обычный «маленький человек» с его простыми жизненными заботами и ценностями стал главной фигурой художественных произведений. Гуманистическая тенденция обрела в этом образе высшую точку своего развития. Интерес к просто человеку как таковому достиг своего апогея. Но оказалось, что ничего особенного, ничего сакрального и высшего в таком исключительном человеке душа читателя, зрителя, слушателя… в конце концов не находит. Термин «исключительный» употребляется здесь в его первоначальном смысле, т.е. в смысле "исключающий всё остальное".
В такой гуманистической исключительности нашли своё последнее выражение все тенденции западной мысли, особенно материализм и техницизм, т.е. такое мировоззрение, в котором исключалось наличие других миров и сознательных существ, кроме мира физического, кроме человека. Мир, наполненный ангелами, демонами, стихиалями, мир, созданный Творцом, бесконечно разнообразный и насыщенный, уступил место миру исключительно физическому, предметному и осязаемому. Человек оказался в нём возведённым на «божничку», т.е. стал высшим существом, предметом высшего интереса и поклонения. В этом и состоит суть гуманизма (от слова «homo» - человек).
В новых гуманистических и материалистических доктринах счастье человек должен строить исключительно своими руками, ни на кого в иных мирах не уповая, т.к. их просто нет. Человек сам себе хозяин, «человек по своей природе добр» – утверждал гуманизм, «человек – венец природы».
Отсюда и появилась доктрина коммунизма, т.е. поскольку плохим человека делает только окружающая среда, социум, то достаточно исправить социум (радикально и насильственно), как тут же и человек станет хорошим, исчезнут корни преступлений и ненависти, зависти и злости, и прочего «хлама» на пути к всеобщему счастью.
Всеобщее материальное благосостояние есть единственная надёжная основа этого всеобщего счастья. Это естественный и единственный вывод исключительного материализма. Вера, религия, Бог, ангелы, демоны… - всё это было объявлено опиумом для народа. Сам, исключительно сам человек - источник своих радостей и горестей.
Несмотря на то, что официальной доктриной государства материализм и безверие стали только в странах так называемого «социалистического лагеря», всё же материализмом пронизано всё мировоззрение ХХ века, гуманизм набирал силу и авторитет повсюду в мире. Это выразилось в гуманистической тенденции искусства.
Однако конец двадцатого века не принёс тех плодов, которые были обещаны, но принёс некоторое, пока ещё не очень резкое, разочарование в исключительном гуманизме (автор, снова употребляя термин «исключительный», имеет ввиду не отрицание ценности гуманизма, но отрицание его исключительности).
Наука не заменила религию и не может ответить на многие самые важные для человека и человечества вопросы. Философия, принявшая на вооружение гуманизм и «лёгшая» под материализм, стала очень блёклой и беспомощной, а потому практически невостребованной и ненужной. Искусство исключительного физического реализма исчерпало себя накануне XXI века.
Теперь снова именно искусство начинает медленно, но верно возвращаться к темам, где помимо человека и физического мира существуют иные миры и иные сущности, где человек может по-прежнему занимать центральное место в борьбе добра и зла, но является уже не исключительно единственным высшим и самым совершенным существом, единственным источником своих бед и радостей. Интерес к религии и философии начинает возрождаться, прежде всего, в виде новых жанров искусства, таких например, как «фэнтэзи». Не зря наиболее популярными фильмами и книгами уже в начале нового века и тысячелетия стали такие как «Гарри Поттер» и «Властелин колец», где наша реальность тесно переплетается с реальностью иных миров, где помимо человека действуют иные одушевлённые, разумные сущности и силы.
В искусстве, таким образом, намечается та тенденция, которую предсказал ещё в
50-х годах ХХ века в своей книге «РОЗА МИРА» ДАНИИЛ АНДРЕЕВ:
«Было бы наивно пытаться предугадать или очертить многообразие художественных направлений, жанров, школ, эстетических приёмов, которыми засверкает эта сфера культуры к концу текущего столетия. Но будет, мне кажется, определяться некий преобладающий стиль, не исчерпывающий, конечно, всех течений искусства (в условиях максимальной свободы это невозможно, да и не нужно по той же причине), но призванный стать в искусстве последней трети века некоторой, как говорят теперь, магистралью. В этом стиле найдет свое выражение присущее Розе Мира восприятие вещей: восприятие СКВОЗЯЩЕЕ, различающее через слой физической действительности другие, иноматериальные или духовные слои» (Д. Андреев «Роза Мира», изд-во «Прометей», Москва 1991 г, стр. 23).
Но это только первые «ласточки». На этом этапе искусство призвано разжечь ту духовную жажду, которая приведёт к настоятельной потребности обновить религию, философию, переосмыслить науку, переоценить то место, какое занимает человек в мироздании, понять его истинное предназначение, истинный смысл его существования, масштаб развития человечества и перспективы этого развития. Проще говоря, ПРЕДСТОИТ СОЗДАТЬ ОБНОВЛЁННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, которое будет соответствовать уровню развития человеческого сознания в XXI веке.
В этом проявляется всеобщий закон триединства:
1)на первом этапе развития любого явления преобладает обычно чувственное начало
(здесь, конкретно, возникает чувство духовной жажды, которую разжигает
преимущественно искусство);
2) затем начинается переосмысление – этап, на котором доминирует сознательное
начало, т.е. идет переосмысление того, что было дано преимущественно в виде
чувства;
3) наконец, настанет этап преображения – этап, на котором будет доминировать
волевое начало, т.е. на основе обновлённого мировоззрения, выразившего себя в
обновленных религии, философии и науке будет начинаться деятельное
преобразование человеческого социума и природы.
Сейчас мы живём в начале этапа «номер один», где постепенно изменяющееся
искусство будет разжигать чувство духовной жажды.
2004 г. Брисюк Сергей
Свидетельство о публикации №222100200310