Об отце Ории, о Кие, Щеке и Хориве, и о временах Т

Об отце Ории, о Кие, Щеке и Хориве, и о временах Трояновых
«На седьмомъ в;ц; Трояни връже Всеславъ жребій о д;вицю себ; любу. Тъй клюками подпръся о кони, и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола кіевскаго» - из Слова о полку Игореве. «Слово» было написано, предположительно, в последней четверти XII века, вскоре после 1185г
ТРОЯН В «СЛОВЕ». В С. четыре раза употреблено прил. «трояни» («трояня»), которое образовано, как полагает большинство ученых, от имени собств. «Троян»: «О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы!..» (С. 6); «Были в;чи Трояни, минула л;та Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя» (С. 14—15); «Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила д;вою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на син;мъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена» (С. 19); «На седьмомъ в;ц; Трояни връже Всеславъ жребій о д;вицю себ; любу. Тъй клюками подпръся о кони, и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола кіевскаго» (С. 35).
... «Трояны» (не Троян!) — общее, собират. прозвание трех рус. князей-братьев, княж. триумвират. Называются: Кий, Щек и Хорив (Н. Костомаров)
Костомаров Н. И. Слово о полку Игореве: Реферат лекции, прочит. 27 апр. 1870 г. // Голос. 1870. 29 апр. № 117. С. 2; Слово о полку Игореве / С предварительными замечаниями об этом памятнике и примечаниями А. Н. Майкова // Заря. 1870. № 1. С. 129—131
В 1870 К. прочел публичную лекцию по С., резюме которой было опубликовано анонимно в газ. «Голос». Согласно этой публикации, К. отстаивал в лекции подлинность С., высказывал предположение, что оно написано не позже чем через 8—9 лет после похода Игоря, К. выдвинул новую гипотезу по поводу Трояна в С. По его мнению, Трояном, а точнее, троянами (так в укр. сказках называются три брата) названы в С. основатели Киева: Кий, Щек и Хорив. В таком случае «земля Трояня» — это земля рус., земля троянов, трех братьев; «в;чи Трояни» — древняя священная старина нар. преданий, воспетая Бояном; «тропа Трояня» — ист. путь рус. жизни, начиная с трех братьев.
http://feb-web.ru/feb/sLovenc/es/es5/es5-1312.htm
Родословная Орея, первенца Белояра (годы от РХ)
Белояр (340, 76, 416)
От Белояра:
(15) Орей (361, 70, 431)
От Орея сыновья:
(30) Лаврикий (Кий) (395, 63, 458)
Пашек (Щек) (398)
Гороват (Хорив) (400)
От Орея дочь:
Лыбедь (404, 81, 485) - вышла замуж в 420г. за князя бужанского Волобуя (397, 24, 421 убит римлянами)
От Кия:
(14) Лебедян (Славер) (424, 51, 475);
Яромир (426) и Рус (428) - это князья русичей-словутичей
От Лебедяна:
(21) Верем (451, 45, 496)
От Верема:
(11) Сережень (475, 32, 507 - умер от болезни, бездетен)
Будинский изборник
И быша 3 брата А единому имя Кии а другому Щекъ а третьему Хоривъ и сестра ихъ ЛыбЪдь И сЪдяше Кии на горЪ кдЪ нынЪ оувозъ Боричевъ А Щекъ сЪдяше на горЪ кдЪ нынЪ зовется Щековица А Хоривъ на третьеи горЪ отнюд?же прозвася Хорив?ца Створиша городокъ во имя брата ихъ старЪишаго и наркоша ие Киевъ И бяше около города лЪсъ и боръ великъ И бяху ловяще звЪрь Бяхуть бо мудрЪ и смыслени и нарицихуся Поляне От нихъ же суть Поляне Кияне и до сего дни инии же не вЪдуще Ркоша яко Кии есть перевозникъ бысь Оу Киева бо перевозъ бяше тогда съ оноя страны Днепра ТЪмь глиаху на перевозъ на Киевъ аще бо былъ перевозникъ Кыи то не бы ходилъ къ Царюград но сии Кии княжаше в роду своем и приходившю ему къ царю не свЪмы но токмо о семъ вЪмы якоже сказають яко велику честь приялъ есть от царя которого не вЪмъ и при котором приходи цари Идущю же ему опять приде къ Дунаеви и възлюби мЪсто и сруби городокъ малъ и хотяше сЪсти с родомъ своимъ и не даша ему близъ живущии еже и доннЪ нарЪчють Дунаици городіще КиевЪць Киеви же прішедшю въ свои городъ Киевъ ту и сконча животъ свои И брата его Щекъ и Хоривъ и сестра ихъ ЛыбЪдь ту скончашася
И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: На перевоз на Киев. Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.
Повесть временных лет (по Лаврентьевскому списку 1377 года). Часть I (до н.э-852) - Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля. Так начнем повесть сию
http://www.zdravrussia.ru/literature/ixxiiivek/?nnew=1760
Славянская многонародность подчеркивается в Синопсисе 1674г. Иннокентия Гизеля:...на Горы Киевския, немалу времени прешедшу, приидоша от Дикихъ поль съ славяны, великими и зело храбрыми народы, трие братия родныи, князие Российския: первому имя Кий, второму - Щек, третьему - Хорив и сестра ихъ -.
Кто были эти великие и весьма храбрые народы, пришедшие на Средний Днепр - от Дикихъ поль -, из Великой Сарматии, необходимо уточнить. Это определенно хорпи, или карпы, они же васильки, жившие на северной стороне Карпатских гор. Затем это уличи и тиверцы, жившие в Приднестровье и по Южному Бугу и, наконец, чехи и хорваты из Прикарпатья. А на Среднем Днепре и южнее, в Русколани, и северо-восточнее ее встали и пришли помогать князю Кию поляне, боруски, северяне, древляне, дреговичи, а также кельты. А кто такие везунча, трудно сказать: может быть, венеды.
Хорваты и чехи в 430г. отделились от полян и ушли на запад, образовав там свои государства: Чехию и Восточную Хорватию, протянувшуюся узкой полосой от северных Карпат и Западного Буга до верховьев Лабы.
Князь Кий занял главную гору - Старокиевскую, или Андреевскую, а князь Щек обосновался на другой горе, прозванной Щековицей (она возносится над Подолом, севернее Старокиевской горы, между Замковой и Юрковиной горами). А князь Хорив облюбовал третью гору, которую прозвали Хоривицей. Последнюю некоторые историки отождествляют с городом Вышгородом, что в 20 км севернее Киева. По мнению исследователя В.Г. Ляскоронского, более вероятно отождествлять гору Хорива с Замковой (или Фроловской) горою, она же - Киселевка.
Городище располагалось внизу, на Подоле, который примыкал к Днепру. Князь Кий обнес Старокиевскую гору высокими дубовыми стенами, вокруг был выкопан глубокий ров, наполнявшийся водой. Зимой края рва поливали водой, чтобы была крепкая ледяная корка, а лед во рву пробивали, чтобы он всегда был тонким. Если враги кидались на стены города, то они гибли во рву. А те, кому удавалось перебраться через яр, скользили и падали вниз на тонкий лед и там погибали.
Свой двор Кий, по преданию, поставил на высоком берегу Днепра на урочище Угорском, где был Сборичев перевоз и где собирались лодьи для похода по Днепру на юг.
Факт основания Киева подтвержден многими источниками. Один из них - армянское сказание VI-VII вв. Зеноба Глака в Истории Тарона. Приводим этот текст в переводе на русский язык:
И дал (царь Валаршак) власть трем их (братьев Гисанея и Деметра, князей индов, изгнанных из своей страны царем Динаскеем, затем убитых в Армении Валаршаком) сыновьям - Куару, Мелтею и Хореану. Куар построил город Куары, и назван он был Куарами и по его имени, а Мелтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мелтей, а Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени, посоветовавшись, Куар и Мелтей и Хореан поднялись на гору Каркея и нашли там прекрасное место с благорастворением воздуха, так как были там просто для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев. И построили они там селение и поставили они двух идолов: одного по имени Гисанея, другого по имени Деметра -.
Подтверждает факт основания Киева польский хронист Ян Длугош, который в 1480г. писал следующее:
Киев был основан одним из князей племени поляков и получил свое название от имени одного из них. Это знаменитый город с богатыми церквами, в том числе кафедрального, расположенного на славной реке Борисфене-Днепре...Среди них было три мужа от одного отца и из того же самого племени - Киг, Щек, Корив и четвертая - сестра; лица эти настолько превосходили иных как мудростью, так и мужеством, отчего они легко достигали первенства над племенем, а также иных покорили своей власти и завоевали другие племена и включили в свое владение. Они построили три замка на Руси, назвав их своими именами, а именно: Киг построил замок над рекою Непром, названный Киевом, Щек - Щекачицу и Корев - Коревицу, и были они склонны к язычеству и другим предрассудкам: реки, озера, источники, воды почитали за богов -.
Подтверждение факта основания Киева тремя братьями и сестрой находится во многих источниках, например: в Повести временных лет (XII в.), Синопсисе Иннокентия Гизеля (1674г.), Летописи патриарха Константина (1674г.), Синопсисе 1735г., Российской Академии наук.
Наконец, Велесова книга также повествует о князе Кие и его делах. В Синопсисе 1735г. записано, что - старший брат Кий основал град на горе над рекою Днепром и нарек его от своего имени Киев, какого же лета, летописцы российские не пишут...Один только летописец...описал основание града Киева лета от Рождества Христова четыреста тридцатого -.
Множественность и разновременность не зависящих друг от друга источников, сообщающих об одном и том же событии согласно, позволяет прийти к окончательному выводу: перед нами не легенда, а исторический факт о строительстве города Киева тремя князьями и их сестрой, время которого также известно: 430 год.
Эту же дату указывает и Новгородская летопись XVII в. из собрания Е.В. Барсова (хранится в Государственном Историческом музее).
В том же 430 году, как полагает Велесова книга, было основано общеславянское государство Скуфь Киевская. В это государство, кроме русов, вошли многие восточно-славянские племена и другие народы.
430 год в Велесовой книге стал точкой отсчета событий - от прихода русских людей на Русь. Это был значительный этап в истории Руси и Русского народа, предвосхитивший их славное будущее.
Ю.К. Бегунов. История Руси. Том 1: с древнейших времен до Олега Вещего. СПб.: Политехника. 2007. 602с. Глава 12
https://begunov.spb.ru/indexa1cd.html
Се бо ОреОтець iде пренд ны
а Кiе венде за Рущь
i Щеко венде племы све
а Хоревь Хорвы све
А i земь бо граденць на тоа
якве семы внущатiе Бгве


Рецензии