Кто выиграет в третьей мировой войне?

В связи с терактом на газопроводе «Северный поток»  остро возник вопрос о надёжности работы подводных телекоммуникационных кабелей.

Хотя многие считают, что большая часть глобальных телекоммуникаций, включая Интернет, передается через спутник, реальность такова, что более 99% такой связи осуществляется по оптоволоконным кабелям.    На спутники приходится всего 1% обмена данными.  Причина проста: они стоят дороже кабелей и бесконечно медленнее.

Большая часть этих кабелей, на которые мы так сильно полагаемся, имеет размер всего лишь садового шланга  и просто лежит без присмотра на морском дне.
 Подсчитано, что 10 триллионов долларов США — примерно в четыре раза больше ВВП Соединенного Королевства, вдвое больше ВВП Японии и больше, чем ВВП Индии — экономической деятельности проходит по подводным кабелям каждый день.  Особенно это касается основной мировой системы финансового обмена SWIFT (Общества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций).

Безопасность этих транзакций является политической, экономической и социальной проблемой.  Это серьезная проблема, которая долгое время игнорировалась.  Крайняя географическая концентрация кабелей делает их особенно уязвимыми.  В мире насчитывается более 475 подводных линий общей протяженностью 1,3 миллиона километров, что в три раза превышает расстояние от Земли до Луны.  Рекорд: 39 000 километров кабеля SEA-ME-WE 3, соединяющего Юго-Восточную Азию с Западной Европой через Красное море.

Учитывая зависимость государств от таких кабелей во всем, от управления персоналом до связи, фискальных вопросов, военных операций и операций по обеспечению безопасности, для многих также является сюрпризом тот факт, что почти вся глобальная сеть подводных кабелей находится в частной собственности и обслуживается частными компаниями.

А что важно для частной компании? Это  получение максимальной  прибыли от своего проекта. А каким способом это можно достичь? Снижением производственных затрат. А в какой стране это легче осуществить? Конечно, в Китае. Также как ведущие производители электронной техники от Apple до Самсунга перенесли свое производство мобильных телефонов в Китай, то и прокладывание морских телекоммуникационных кабелей и их обслуживание поручили китайским предприятиям или тесно связанным с ними.

Huawei Marine, дочерняя компания Huawei, является крупным игроком в индустрии подводных кабелей.  Компания построила или отремонтировала почти четверть из 475 подводных кабелей в мире. В общей сложности китайские компании участвовали в построении или обслуживании более чем 80% подводных кабелей. Китайские официальные лица рассматривают контроль над подводной инфраструктурой как часть более широкой стратегической конкуренции за данные.  Одно официальное издание Коммунистической партии Китая объяснило, что «хотя прокладка подводного кабеля — это бизнес, это также поле битвы, где можно получить информацию».

 В 1858 году, когда был проложен первый подводный кабель, передача сообщения через Атлантику занимала почти 18 часов.  Сегодня самые быстрые подводные кабели могут передавать данные со скоростью до 25 терабайт в секунду, что более чем в два раза превышает объем данных, генерируемых космическим телескопом Хаббл каждый год.

Первые такие атаки на подводный кабель произошли в 1898 году, во время испано-американской войны.  В том же году в Манильском заливе (Филиппины) авианосец «Зафиро» перерезал кабель, соединяющий Манилу с азиатским континентом, чтобы изолировать Филиппины от остального мира, а также кабель, соединяющий Манилу с филиппинским городом Капис.  Другие очень эффективные атаки на кабели произошли в Карибском море, погрузив Испанию «во тьму» во время конфликта в Пуэрто-Рико и на Кубе, что во многом способствовало окончательной победе Соединенных Штатов.

Однако самый известный случай перерезания кабеля произошел в 1914 году, через несколько часов после того, как Великобритания объявила войну Германии.  Вскоре после полуночи истечения срока действия британского ультиматума Германии 5 августа CS Alert вышла из Дувра в Северное море.  К утру она выловила и перерезала пять подводных телеграфных кабелей, соединяющих Германию с внешним миром.  Отрезанная от своих колоний и от нейтралов за пределами Европы, Германия была вынуждена вместо этого полагаться на беспроводную связь для связи со своими военно-морскими и колониальными силами, дислоцированными за границей, а также со своими дипломатическими миссиями за границей. 

Эти передачи были перехвачены и расшифрованы Адмиралтейством в Лондоне, которое также направило крейсера, чтобы систематически выводить из строя немецкие передающие станции в Африке и Тихом океане и немецкие эскадрильи, пытающиеся атаковать британские бустерные станции. Но самое значительное достижение произошло в 1917 году, когда Адмиралтейство перехватило знаменитую телеграмму Циммермана, отправленную по радио из Берлина послу Германии в Мексике, с инструкциями убедить мексиканское правительство объявить войну Соединенным Штатам.  Расшифрованное сообщение было представлено американцам, и телеграмма Циммермана стала одним из ключевых факторов, подтолкнувших Конгресс США к объявлению войны Германии в апреле 1917 года.

Кабели также регулярно перерезали во время Второй мировой войны. В том числе с помощью подводных лодок. Еще в 1924 году Адмиралтейство США предупредило правительство, что подводные лодки способны перерезать даже кабели, проложенные по морскому дну. Хотя кабели союзников оставались относительно безопасными от атак в Атлантике во время войны, британские кабели и ретрансляционные станции подверглись атаке со стороны Императорского флота Японии в Индийском и Тихом океанах.  Британцы, в свою очередь, разработали сверхмалые подводные лодки, способные перерезать кабели связи.  XE4, например, успешно перерезал кабель, соединяющий Сайгон с Гонконгом, в июле 1945 года.

 Со времен Второй мировой войны не было преднамеренных случаев, когда военно-морские силы перерезали подводные кабели связи, хотя подводные лодки прослушивали кабели. Так, например, совершенно секретный советский кабель в Охотском море.   Как показали атаки в прошлом, небольшим судам относительно легко обнаружить и уничтожить подводные провода.  Даже сегодня кабели регулярно рвутся из-за стихийных бедствий и случайностей, включая инцидент в феврале 2012 года, когда гражданское судно бросило якорь в запретной зоне у гавани Момбасы, перерезав оптоволоконный кабель, обеспечивающий доступ в Интернет для всей Восточной Африки.   Хотя подводные кабели не подвергались нападениям с 1945 года, учитывая зависимость современного мира от подводных кабелей для передачи электронного трафика по всему миру, они могут оказаться чрезвычайно важными стратегическими целями в будущих вооружённых конфликтах.

Три основных риска информационной безопасности морских телекоммуникационных  кабелей.

 Первый фактор риска — растущий объем данных, передаваемых по кабелям, что побуждает третьи страны шпионить за трафиком или прерывать его.

 Второй фактор риска — возрастающая капиталоемкость этих объектов, что приводит к созданию международных консорциумов с участием до десятков собственников.  Эти владельцы отделены от организаций, производящих кабельные компоненты, и от тех, кто размещает кабели на дне океана.  Таймшер позволяет существенно сократить расходы, но в то же время допускает вхождение в эти консорциумы государственных организаций , которые могут использовать свое влияние, чтобы нарушить потоки данных или даже прервать их в конфликтном сценарии. 

На другом конце спектра GAFAM (Google, Apple, Facebook, Amazon и Microsoft) теперь имеют финансовые и технические возможности для создания собственных кабелей.  Хотя более 90% компонентов и субподрядных организаций в целях экономии при создании кабеля были привлечены в Китае.

Таким образом, кабель Дюнан, связывающий Францию с США, полностью принадлежит Google.  Хотя может контролировался Китаем. Китайские гиганты также приступили к стратегии завоевания подводных кабелей: это кабель Мира, соединяющего Китай с Марселем, принадлежащего компании Hengtong, которую китайское правительство считает образцом «военно-гражданского» сотрудничества.

 Другой угрозой является является шпионаж, для которого требуются специально оборудованные подводные лодки или подводные лодки, действующие с кораблей, способные перехватывать или даже фальсифицировать  данные, проходящие по оптоволоконным кабелям, не повреждая их.  Пока такие средства есть только у Китая, России и США.

 Однако самое уязвимое место подводных кабелей находится там, где они достигают суши: на посадочных станциях.  согласно информированным источникам, настоящее гнездо шпионов и хакеров, которые дистанционно их могут вывести полностью из строя с помощью программ шпионов типа Stuxnet.

 Но самая тревожная тенденция заключается в том, что 90% вновь создаваемых подводных кабелей используют системы удаленного управления для своих сетей.  Владельцы кабельных сетей хотят значительно сократить расходы на обслуживающий персонал.  Однако эти системы имеют низкую информационную безопасность, что подвергает подводные кабели значительны угрозам со стороны хакеров.

Поэтому можно прийти к выводу, что уязвимость подводной кабельной сети является не чем иным, как экзистенциальной.

Очевидно, что Китай имеет все технические возможности в случае своей или его партнёров военной угрозе почти мгновенно «вырубить» более чем 90% мирового телекоммуникационного трафика и погрузить его оппонентов в информационный апокалипсис. Скупой платит дважды. Запад в порыве получить супер прибыль поплатился своей информационной безопасностью, которая является в современном информационном мире важнейшим фактором в любых войнах.

Стараясь предупредить Правительства об этой неимоверной угрозе  адмирал Джеймс Ставридис, бывший верховный главнокомандующий союзными войсками НАТО написал захватывающий триллер:  «2034: Роман о следующей мировой войне», в котором спусковой крючок для катастрофы западного мира возникает тогда , когда обрезаются подводные кабеля.


Рецензии
Чётко

Описка:
"Хотя может контролировался Китаем"
Контролироваться?

Дарроддин   21.01.2023 10:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.