Горячее солнце. Горячий песок...

"Море-призрак, море, которого нет" - так говорят об Аральском море, расположенном на границе Казахстана с Узбекистаном. Его площадь сократилась почти в десять раз - с 66 тысяч квадратных километров до восьми, а обнажившееся дно превратилось в раскаленную пустыню Аралкум.


Так стоило ли ехать сюда из Краснодара, за две тысячи километров, чтобы взглянуть на столь масштабный пример экологической катастрофы? Отвечу - да. Это одна из тех редких поездок, где заведомое ожидание увидеть что-то конкретное не оправдывается. Даже в своих нынешних скромных размерах Арал продолжает жить, впечатляя внезапным сочетанием красок, и открывая взгляду свою сложную историю…

Бездорожье и Кублан

Если честно, до недавнего времени, я не задумывалась о "съежившемся" озере. На карте оно представляет собой отделившиеся крупные водоемы: Западный (большой) Арал (полностью изолированный) и Малый Арал, поддерживаемый стоком Сырдарьи. Отправиться к осушенному дну было инициативой моего коллеги Максима Куликова. Однажды он предложил: "Хочешь, поедем?". Идею своего путешествия он вынашивал еще со времен просмотра фильма "Игла", помните, где главный герой Виктора Цоя с мальчишеской ловкостью взбирается на мачту рыболовецкой баржи в песках? Съемки проходили в бывшем порту Муйнак, откуда вода уже отступила на десятки километров. Но хотелось взглянуть не просто на остовы судов, а именно на море, так быстро сбежавшее от людей. Места дикие, удаленные, но наш черный внедорожник Niva Bronto достойно преодолел все преграды пустыни. Впрочем, обо всем по порядку.

Никто из нас двоих до этого не бывал в той стороне и о местной туристической инфраструктуре знал лишь понаслышке. До пункта пропуска со стороны Астраханской области мы добрались только к ночи первого дня, оставив позади вполне удобоваримых 870 километров трассы Р-216. Пограничники с безусыми лицами, осматривая автомобиль, заметили в багажнике три канистры. "Кто же едет в Казахстан со своим топливом?", - усмехнулись они. Бензин в бывшей советской республике и вправду дешевый - АИ-95 на разнокалиберных бензоколонках в среднем стоит 203-209 тенге за литр, в переводе на наши деньги - чуть меньше 30 рублей. Но и запасы оказались впрок: наличность мы смогли обменять только в "нефтяной столице Казахстана" - Атырау (российские платежные карты "МИР", увы, уже в августе перестали быть в ходу), а до этого дозаправлялись собственным топливом.

Главное открытие - "убийственная трасса", начавшаяся сразу после границы. Сначала на графитовом полотне асфальта словно мираж, выросла строительная техника. Свернули на параллельную песчаную колею, чтобы объехать дорожников. На улице +40, по обе стороны раскинулась желтая равнина с выгоревшими кустами саксаула и встречавшиеся на обочинах верблюды, казались не всамделишными, застывшими под полуденным солнцем. Не упуская из вида шоссе, мы вскоре вернулись на него, однако затем уткнулись в насыпь. В итоге весь путь ехали не по дороге, а рядом с ней, волоча за собой шлейф пыли.

После распада СССР это единственное шоссе на северо-западе не ремонтировали, от слова совсем. Так что езда по песчаным колеям для водителя даже безопаснее. Впрочем, и она не спасает от разного рода происшествий: двигатели закипают, слетают колеса, а некоторые автомобили так и остаются лежать на обочине. Остается только надеяться, что всему этому скоро придет конец, власти республики планируют завершить строительные работы в 2023 году.

- Мало кто решается ехать сюда на собственном транспорте, - говорит казахстанец Кублан, которого мы взяли в попутчики.

- А как же вы добираетесь?

- На поезде, но сегодня не удалось. Спасибо, что взяли, - говорит он, вжавшись в сиденье при очередном прыжке над ямой.

Потихоньку разговорились. Кублан возвращается после рабочей вахты домой в Атырау, где его ждут жена и двое сыновей. Работает в нефтетранспортной компании, но признается, что даже по местным меркам его хорошей зарплаты едва хватает. Поэтому приобрел верблюдицу.

- Это выгодное инвестирование - животные неприхотливы, затраты минимальны. Живут в степи под присмотром пастуха. А недавно моя верблюдица принесла верблюжонка, - разъясняет он.

Кстати, говорят же, что всякая помощь хороша вовремя. В пути мы все-таки умудрились потерять передний бампер, не выдержавшего ухарской тряски по бездорожью, и если бы не Кублан, который в Атырау взял на себя функции проводника, мы бы долго плутали в поиске нужного специалиста автосервиса. Он не поленился обойти с нами четыре СТО, прежде чем нашелся человек, готовый взяться за починку нашего железного коня. И даже преподнес в подарок новую рамку для номерного знака.

Добро пожаловать в Узбекистан

Аральское озеро далеко не курорт, к нему не ведут дорожные указатели, а расспросы местных жителей не дают быстрого результата. Мы уже пересекли границу с Каракалпакстаном - внешне не самый зажиточный регион в Узбекистане. На русском языке здесь изъясняются слабо, так что в ход идут жесты, рисование схем на песке. Во избежание ошибок постоянно уточняешь информацию.

Добрались до поселка Жаслык, от него до моря уже рукой подать. Здесь есть аккуратная железнодорожная станция - в расписании с удивлением видим еженедельно курсирующий поезд из Волгограда. А еще до недавнего времени находилась колония строгого режима для заключенных, причастных к деятельности религиозных экстремистских группировок. Три года назад президент Узбекистана пообещал тюрьму закрыть. Выполнены ли его слова, никто из жителей так и не смог ничего сказать.

Зато все, кто бывал на озере, настойчиво рекомендовали нам поехать через Кунград, потому что туда ведет относительно существующая дорога Бейнеу-Нукус. А это внушительный крюк. С учетом дефицита горючего: в радиусе 200 километров АЗС просто нет, а в продаже один бензин АИ-80, который по выражению водителей "сжигает внутренности машины" (большинство в стране пользуются газом), мы отказались от такого варианта. Кстати, топливо нам все-таки пришлось взять - литр примерно за 65 рублей, дешевле ну никак не отдавали. В конце концов выяснили короткий путь. Звучит он так: при выезде из Жаслыка повернуть налево у линии ЛЭП, питающей маленькие поселки в пустыне, и все время двигаться вдоль нее.

Вдоль колеи с одной стороны возвышаются пеньки бетона с торчащими прутьями арматуры (один из них специально сфотографировала), по другой — неизвестные фундаменты под опоры. Определить назначение явно рукотворных остатков человеческой деятельности мы затруднились. И только уже оказавшись дома, я наткнулась в интернете на информацию о действовавшем в 80-е годы прошлого столетия в окрестностях Жаслыка военном полигоне «Восьмая станция химической защиты». На нем испытывали химическое оружие и средства защиты от него, причем основной участок размером примерно 30 на 40 километров, располагался как раз восточнее шоссе Бейнеу-Нукус, между шоссе и Аральским морем. Так что обветренные тумбы вполне могли относиться к нему.

…И вот, спустя четыре часа, блеснул Арал. С чинка Устюрт он походит на синий остров, обдуваемый прохладными ветрами. Вокруг знойные марсианские песчаники, причем при спуске к морю, они поменяли цвет - с зеленовато-золотистого на розово-белый. Эта смена красок, как я потом убедилась, происходит постоянно и зависит от времени суток.

Места безлюдные. Нет ни питьевой воды, ни жилья, кроме единственного юртового лагеря, где можно остановиться на ночлег за сущие копейки, в среднем - 650 рублей с человека. Заезжаем туда, чтобы разузнать о возможных маршрутах. Навстречу выходит молодой узбек в светлой рубашке. После первых же секунд общения, он растерянно закивал, а затем жестами попросил подождать и куда-то ушел. Вернулся со спутником. Знакомимся: Евгений из Санкт-Петербурга, путешествует с сыном Данилой.

- Как вы справляетесь в дороге? - интересуюсь я.

- Да мы уже опытные, пять лет назад самостоятельно путешествовали по Калифорнии. И к этой поездке тщательно готовились: взяли автохолодильник, солнечные батареи, а самое главное - 200 литров пресной воды, - признается он. - Но опять же, хоть и бывалые туристы, а вчера застряли на заболоченном берегу, утонули по самое брюхо. Поэтому близко к морю не подъезжайте.

Жизнь Арала

Берег, схваченный коркой соли, действительно мягкий, болотистый. Особенно непривычно заходить в воду: дно вязкое и проваливаешься по щиколотку в прохладную глину.

Эксперты отмечают, что обмеление Аральского моря сопровождалось постоянным ростом солености. Если изначально оно было лишь солоноватым - около 10 граммов на литр, то сейчас содержание минерала в западном бассейне достигает 200 граммов. Так что, всем кто решит искупаться, стоит забыть про ныряние, даже при попадании капли в глаза возникает острое жжение.

- Но несмотря на такую концентрацию солености и огромные потери видового разнообразия Арал нельзя сопоставить с Мертвым морем, где живут одни бактерии, - делится в беседе замдиректора института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Петр Завьялов. - В таких условиях активно функционируют специфические, но вполне жизнеспособные биологические сообщества - водоросли, фитопланктон, артемии (жаброногий рачок). Последний является потенциально ценным кормовым сырьем в аквакультуре, поскольку яйца артемий (цисты) увеличивают производительность рыбы в десять раз. На Арале пытаются наладить его добычу, но из-за отсутствия логистики, предприятия находятся на уровне рентабельности, не более.

Ученые института с 2002 года регулярно проводят экспедиции на Арале, исследуют его физическое состояние. Главной причиной высыхания моря принято считать человеческую деятельность - избыточный забор воды из рек Амударьи и Сырдарьи. Строительство каналов для орошения пахотных земель началось еще в 1930-е годы, но именно спустя тридцать лет зарегулирование стоков достигло своего апогея, нарушив природный баланс. Но все ли так однозначно? Геологические исследования дна показали, что Арал в своей непростой истории переживал четыре регрессии и сегодня - пятую, наиболее глубокую. Последняя дата обмеления по историческим меркам недавняя - период правления Ивана Грозного. Именно к этому времени относятся археологические находки - остатки небольшого поселения и предметы быта, найденные на дне там, где еще глубина моря достигала 15-20 метров. Связаны они с естественными климатическими циклами, поэтому даже если бы не было масштабного увеличения отборов вод рек, уровень моря все равно бы понизился, просто процесс этот протекал медленнее.

- В обозримом будущем Западный (большой) Арал, который наиболее пострадал, конечно, совсем не исчезнет, внушительная глубина около 20 метров не позволит. Но может сократиться в два-три раза, - добавляет Петр Завьялов. - Кроме того, его питают стоки подземных вод, в какой-то момент они сравняются с испарением, потому что со сжатием площади водного зеркала уменьшается и испарение. Плюс, вырастет соленость - до 300-400 грамм на литр, а скопление рассола также замедляет процесс.

На всех уровнях власти не раз обсуждали проекты по восстановлению моря. Петр Завьялов подчеркивает: чтобы наполнить Арал до прежнего объема, надо дать ему столько воды, сколько попадало в него до катастрофы, то есть около 56 кубических километров в год - это суммарный сток Амударьи и Сырдарьи. Рассматривался вопрос переброски недостающих вод из Иртыша. Но без экономических и политических предпосылок, данный проект имеет больше теоретическое наполнение. Другое дело если воду отдавать не безвозмездно, а продавать или обменивать по бартеру, к примеру, на сельхозпродукцию.

- Вообще я давно говорю, если наша страна торгует нефтью, газом, лесом, то логично и торговать пресной водой, которой у нас очень много и в отличие от нефти и газа она является возобновляемым ресурсом. Но это дорогостоящий проект и в ближайшие годы вряд ли что-нибудь будет реализовано, - заключает ученый. - Что касается локальных проектов, то в Узбекистане, например, создают систему польдеров. Идея в том, чтобы подстоки в бывший Арал локализовать определенными гидротехническими сооружениями, это помогло бы улучшить экологическую ситуацию.

Несомненно, образовавшаяся пустыня на дне озера негативно повлияла на качество жизни 35 миллионов жителей Приаралья. В дни нашего отдыха мы стали свидетелями разыгравшейся небольшой солепылевой бури - солнце и стену плато Устюрт на горизонте закрыла песчаная занавесь, к ночи ветер настолько усилился, что пришлось свернуть нашу палатку и перебраться в брезентовую юрту с дастарханом. Но и там ветер не давал покоя, с неистовством трепля полог, будто желая его сорвать. Это лишь веселые проделки. В регионе регулярно свирепствуют куда более сильные бури. Последняя пронеслась в 2018 году, тогда столица Каракалпакии - город Нукус - погрузилась в густой смог, а осевшая на зданиях и деревьях соль достигала толщиной с палец.

И все же прогуливаясь вдоль моря сложно назвать его только зоной экологического бедствия. Природа специфическая, но очень красивая. Даже в каком-то смысле чистая. Здесь практически нет людей, только ветер, степь и солнце, а соль дезинфицирует все вокруг.

Кладбище кораблей

Бывший порт Муйнак и Аральское море теперь разделяет 100 километров суши. Молодым поколениям, думаю, сложно представить, что после Великой Отечественной войны промысловые артели здесь ежегодно добывали 25 тысяч тонн ценных пород рыб, а Муйнакский рыбоконсервный комбинат выпускал до 20 миллионов банок различной продукции - от котлет из океанических рыб до переработанного филе сома и сазана. Сейчас все градообразующие предприятия умерли, многие семьи разъехались в поисках лучшей доли. Но как ни парадоксально звучит, именно ржавеющие останки флота дают жителям надежду на возрождение. В песках создан живописный музейный комплекс "Кладбище кораблей", привлекающий туристов большей частью из Европы. Благодаря этому жители открывают гостевые дома, кафе и фирмы, предлагая поездки к живому Аралу. Кроме того, не так давно в город наконец-таки провели новый водопровод (правда, питьевая вода подается строго по графику) и реконструировали аэропорт.

Четвертое по величине

Аральское море считалось четвертым по своему объему озером в мире, после Каспийского моря, озера Верхнее в США и озера Виктория-Пьяиц в Африке. Сейчас море распалось как минимум на четыре "лужи". Больше всего повезло Малому Аралу в Казахстане. Благодаря возведенной в нулевые годы Кокаральской плотине, в нем по-прежнему добывают рыбу.

Цифра

Путь от Краснодара к Аральскому морю занял 12 дней, и составил 4250 километров. По дороге сначала пересекли границу с Казахстаном в городе Караозек, а затем с Узбекистаном - в Бейнеу и таким же образом вернулись обратно.


Рецензии
Очень интересный материал, Анна! В 1993 году, во время службы в Генеральном штабе ВС Республики Казахстан, принимал участие в проведении международной конференции по Аральскому морю. И о многом том, что Вы пишете, на конференции говорилось... Удачи!

Александр Муровицкий   18.04.2023 09:45     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Александр! Это было одно из ярких моих путешествий и вдобавок, сумбурных, потому как все сложилось как-то внезапно. Мне сложно представить Аральское море полноводным, со снующими баржами, но и в таком "урезанном" виде он сильно впечатлил...

Анна Юркова   18.04.2023 20:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.