Ява, вперед! 21 глава

http://proza.ru/2022/10/02/679


21

          Покусанный комарами взвод вернулся в казарму и принялся за наведение порядка в спальном расположении… по команде в туалет, умывальник… и одеваться.

- Рота, на утреннюю поверку! Становись! – возвестил дневальный.

- Алёхин! – старшина Жеволудов зачитывает список личного состава.

- Я!

- Барабанов!

- Я!

- Яванский!

- Я!

- Первая шеренга два шага вперёд, вторая на месте. Шагом, марш!

- Первая шеренга! Кру-гом!

- Правый сапог снять! Надеть! Левый снять! Надеть! Крючок расстегнуть, подворотничок к осмотру! Застегнуть китель, поправиться! Ремни снять, бляхи вперёд на вытянутой руке! Чистить! Вычищать! Ремни надеть! Носовые платки, расчески, документы! Номер военного билета!

- 2452…88… Э-э-э-э!

- Выучить!

- Когда?

- Сей-ча-ас! – голос Серова срывается на крик. – Упор лёжа принять! Десять отжиманий! Номер военного билета!

- 245…288... Э-э-э!

- Отставить! Упор лежа..! Отжаться! Встать!

- 24 52 883 – чётко отрапортовал Панов Олег.

- Пилотки снять! Швейные принадлежности предъявить! Где иголка и зелёная нитка? Десять секунд времени на устранение.

          Рулов Игорь срывается с места, бежит в бытовую комнату.

- Раз! Два! – считает командир. – Не уложился! Двадцать отжиманий! Устранить недостаток! Время прежнее! Приступить к исполнению! Отставить! Бегом! Марш! Взвод, заправиться. Смирно! Первая шеренга! Кру-гом!

- Рота! Смирно! – закричал дневальный.

          В расположение прибыл комроты. Сержант с красной повязкой подскочил с докладом:

- Товарищ майор! За время вашего отсутствия происшествий не случилось! Весь личный состав в наличии. Наряд три человека. Личный состав на утреннем осмотре. Дежурный по роте старший сержант Дольский.

- Вольно! Ну что, боец, последний наряд? Завтра домой?

- Так точно!

- Молодец! Какого орла воспитали, – взгляд офицера сместился на прибывшее пополнение, – учитесь, берите пример. Каков воин!

         Ротный крепко пожал руку подчинённому.

- Завтра обязательно зайду проводить. Дождись. Сегодня вечером чтобы порядок… в казарме.

          Майор прошёл в кабинет в сопровождении старшины.

- Первая шеренга! Встать в строй! Кру-гом! Смирно! Вольно! Разойдись!

- Александр! – обратился к улыбчивому старлей, вышедший из канцелярии. – Постройте водителей.

- Становись! Равняйсь! Смирно! Равнение на-право! Товарищ старший лейтенант! Взвод водителей учебной роты по вашему приказанию построен. Докладывал заместитель командира третьего взвода младший сержант Серов!

- Вольно!

          Офицер прошел вдоль строя из девяти новобранцев.

- Я заместитель командира по политической части. Прошу не стесняться. Если есть вопросы, пожелания, подходите прямо ко мне. Примем соответствующие меры. Сейчас есть таковые?

- Никак нет! – грохнул строй.

- Отлично! После приёма пищи у нас с вами первое занятие. Серов, обеспечьте явку взвода к восьми двадцати в ленинскую комнату.

- Рота! Для следования в столовую… Строиться! – закричал дневальный.

- Приятного аппетита! – офицер прошёл в кабинет.

          Это было первое знакомство Валерия с замполитом. Оно ничего плохого не обещало, но со временем он узнал всю полноту подлой натуры этого человека по фамилии Дёмин. После завтрака водители разместились в курилке. Площадка напротив казармы в углублении зелёной зоны, на которой размещались лавки буквой «П», а в центре стояло ведро с небольшим количеством воды для окурков. Первая минута лёгкого отдыха. Яванский прохаживался рядом, стараясь держаться немного на расстоянии от табачного дыма.

- У нас кто не курит, тот работает, – улыбаясь, сказал Александр. – Подумай, солдат, что лучше.

- Я работы не боюсь, а здоровье гробить нет желания.

- Дело твоё, боец. Закончили перекур. В казарму шагом марш.

          Взвод построился перед дверью, над которой висела табличка «Ленинская комната».

- Справа по одному в помещение для занятий по политической подготовке... Шагом! Марш! Заходим и рассаживаемся на передние парты.

- Встать! Смирно!

- Вольно! – сказал вошедший офицер.

- Вольно! Разрешите идти?

- Разрешаю. Через два часа я закончу. По расписанию у вас потом строевая подготовка.

          Серов покинул помещение, оставив подчинённых с замполитом. Тот долго смотрел на молодых ребят. Всматривался в их глаза. Бойцы, убедившиеся за короткое время, что лишнее слово может навредить, молчали и следили за старшим.

- Для начала мне бы хотелось рассказать вам о нашей части. Как вы уже знаете…  служи мы в ОСНАЗе – это войска особого назначения… другими словами радиотехническая разведка. Мы – элита и входим в состав восьмого разведуправления КГБ СССР. Это очень почётно. О целях и задачах вы узнаете на специальных занятиях по боевой подготовке. Цель же моей сегодняшней лекции, упредить вас от поступков, которые могут навредить. Вы не должны никому, ни в письмах, ни в разговорах обозначаться о том, где вы служите…

          Из всего сказанного следовало, что практически всё нельзя: говорить, где служишь, откуда прибыл, где располагается часть и чем она занимается, об офицерах, прапорщиках, сержантах и рядовых.

- Товарищ старший лейтенант! Мы здесь второй день и, честно говоря, вообще не представляем, где мы находимся.

- Фамилия?

- Яванский.

- Встать, когда со старшим по званию разговариваешь. Тебя что, твой командир не научил, как правильно обращаться к офицеру? – Дёмин повысил голос.

- Никак нет! Ещё не научил.

- А-а-а?! Хорошо. Ну, тогда я объясню. Прежде чем задать вопрос, необходимо поднять руку. Затем встать и спросить разрешение: «Товарищ старший лейтенант! Разрешите обратиться? Рядовой Яванский!», и можете излагать суть. Вам ясно?

- Так точно! – Валерка подскочил и вытянулся во фронт.

- Присаживайтесь. Ваше замечание правильное. Но если бы вы внимательно меня слушали, то поняли, что я имел в виду. Я говорил, что всё мной обозначенное нельзя описывать в письмах на Родину близким и знакомым. Возможно, что вы когда-нибудь получите увольнительную. Так вот, всё обозначенное запрещено упоминать в разговорах с незнакомыми людьми, а также необходимо немедленно по прибытии в расположение доложить старшему офицеру о попытках посторонних лиц выяснить ваше место службы и задачи вашей части. Теперь все усвоили?

- Так точно! – хором отчеканили ребята, вскакивая с мест.

- Присаживайтесь, – Дёмин расплылся в улыбке. – Яванский. О том, что вы невнимательны на политзанятиях, я доведу до вашего командира. Доложите ему сами о полученном замечании.

- Есть! – вытянулся, вставший солдат.

- Присаживайся… Сейчас я раздам вам листочки с вопросами. Прошу внимательно их прочитать и напротив, написать искренние и правдивые ответы. Если вы затрудняетесь, так и обозначьте: вопрос не ясен или я не знаю, как ответить. Контрольное время исполнения задания двадцать минут. Приступить к исполнению.

          Вопросы разные: биографические, интеллектуальные, из мира увлечений и хобби. Валерий принялся отвечать по порядку. Справившись с заданием, передал листочек замполиту. Пока остальные выполняли задание, офицер изучал бланк Яванского. Наконец-то все работы были сданы. Дёмин сложил листики стопочкой на краю стола.

- А сейчас время для написания писем. Вот вам чистые тетрадные листы. Кому будет надо ещё, подходите, берите. Вот каждому по почтовому конверту, которые не надо запечатывать. У вас есть тридцать минут. Обратный адрес я продиктую. Приступайте.

          Переполненным событиями и впечатлениями ребятам хотелось многим поделиться со своими семьями. Они резво принялись за дело, но остановились. Вспомнили родителей и любимых. Их сердца сжимались от нахлынувших воспоминаний, что происходящее вокруг потеряло смысл.

          Валерий заполнил ровно три строчки. Про то, как он всех любит. Про то, как у него всё складывается хорошо и какие замечательные у него командиры. Спрашивал, как дела у родных. Он решил: «А зачем их расстраивать? У меня всё в порядке и им от этого будет хорошо». Сложил листочек вдвое и вложил в конверт. Подписал домашний адрес и стал тихо ждать, смотря в окно.

- Заканчиваем, – воспоминания были прерваны замполитом. – Так. Записываем обратный адрес.

          Дёмин начал диктовать, а ребята аккуратно заполнять свободные строчки:

- Хабаровский край, Хабаровский район, село Сер… Написали? Хорошо! Сдаём. Вот, два дела сегодня сделали. Теперь вернёмся к вопросам и пожеланиям. Если есть, прошу.

- А когда у нас будет присяга? – это Сашка Бадиков.

- Через неделю прибудет основное пополнение. Вот с этого момента отсчитывайте один месяц. Пройдёте «курс молодого бойца» и присягнёте на верность Родине. Ещё?

- А когда за нами машины закрепят? – Ромка Баринов встал.

- Не скоро. Вначале пройдёте автомарши. Где-то месяца через три перейдёте в боевые роты и получите свою технику. Следующий.

- Товарищ старший лейтенант! Меня волнует один вопрос, но я не знаю, к кому можно обратиться, – заговорил Яванский.

- Обращайтесь ко мне. Постараюсь помочь. Всё, что в моих силах.

- Понимаете, я женат. И супруге скоро рожать. Я хотел бы написать заявление о переводе на новое место службы ближе к дому.

- О том, что у вас семья, мы знаем из вашего личного дела. Наперёд запомните все, в армии документа с заголовком «Заявление» нет. Только – рапорт. Теперь о вашем переводе. Чем вам не нравится наша часть?

- Она не может мне нравиться или не нравиться. Я здесь второй день.

- Правильно. Послужите. Присмотритесь. Притрётесь. Я думаю, вы её полюбите со временем.

- Я хотел бы обратиться с заявлением. Простите, рапортом о переводе в другую часть, ближе к дому, по простой причине, у меня скоро будет ребёнок.

- Хорошо. Вы можете подать его прямо сейчас и передать мне. Я по команде доведу информацию выше. Вот вам бумага. Приступайте. В верхнем правом углу: «Командиру войсковой…». Написали? Посередине: «Рапорт». Излагайте суть кратко и по существу. Так. Вот. В нижнем левом углу ставьте сегодняшнюю дату. Далее подпись и расшифруйте фамилию. Всё? Готово? Давайте!


http://proza.ru/2022/10/03/666


Рецензии
Добрый вечер Володя!
Ведь иногда хочется вернуться в то время что-то поменять или просто побыть молодым. Но не салагой...
Всего доброго
Нравиться как вы пишите Володя!
С уважением

Владимир Деменин   02.05.2024 19:02     Заявить о нарушении
Да Вы правы - много желаний, которые, увы, никогда не сбудутся и вернуться в прошлое можно только в наших воспоминаниях.
Владимир, благодарю Вас за приятные слова отзыва!

С уважением,

Владимир Войновский   04.05.2024 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.