Частушки

               
       Это событие произошло в 1968 году. За год до этого я женился. Так получилось, что мои многочисленные друзья тоже в приблизительно в тот же период перестали быть холостяками. Естественно, эти события сопровождались свадьбами. В то время свадьбы были очень скромными. В основном отмечали этот праздник дома. Лишь изредка это событие отмечалось в кафе или уж совсем редко в ресторане. Примерно все эти события проводились по одному сценарию.
      И вдруг у меня появилась возможность побывать на деревенской свадьбе. Дело в том, что у моей жены вся родня из Владимирской области. У неё в то время проживало там большое количество родственников, в том числе двоюродных братьев и сестёр, которых я до этого никогда не видел. Очень хотелось с ними познакомиться и посмотреть, как они там живут.  Поэтому я с удовольствием принял приглашение на свадьбу двоюродного брата жены и приехал в посёлок Великодворье, где в основном в то время жили родственники жены, и где намечалась свадьба. Приехало много гостей из Владимира, Гусь Хрустального и других городов и посёлков Владимирской области. На свадьбе было, наверно, человек шестьдесят. Свадьба проходила в большой избе, где была разобрана внутренняя стенка. Я приехал на свадьбу без своей жены, которая осталась в Москве с маленьким ребёнком. Приняли меня замечательно. Меня проводили в деревню Малышкино, которая находилась в трёх километрах от посёлка. В этой деревне в разгар войны 30 января 1942 года родилась моя жена.В этой когда-то зажиточной деревне жил дед моей жены, который в тридцатые годы вместе с четырьмя сыновьями владел там большим хозяйством и за свою деятельность был раскулачен.  В момент моего посещения деревни в ней оставалось несколько заброшенных домов, и вокруг простирались заросшие молодым лесом поля, на которых когда-то выращивали всё, начиная от пшеницы и кончая гречихой. Хотя вокруг природа было потрясающая, зрелище было очень унылое.
     Жители посёлка жили очень тяжело. В магазине не было никаких мясных продуктов, раньше в посёлке почти все держали скот, но незадолго до этого был ведён в стране налог на содержание скота, и его в посёлке почти не осталось. Фактически работа была только на стекольном заводе, на котором делали молочные бутылки. Дополнительным доходом была сдача бутылок, но, чтобы их не воровали, местные пункты приёма стеклотары не принимали бутылки из местного завода. Но в двадцати километров от посёлка был небольшой городок Тума. Это была уже Рязанская область, и там тоже был такой же стекольный завод. Поэтому из посёлка Великодворье везли ворованные бутылки сдавать в Туму, а из Тумы бутылки везли сдавать в Великодворье. Но главным источником пропитания жителей посёлка был сбор ягод и грибов, которых в окрестных местах было огромное количество. Поэтому в посёлке были пункты по приёму грибов и ягод.
      Всё это я узнал в первые дни моего пребывания у новых родственников. На свадьбе было весело и вкусно. Невесту с женихом встречали на пороге дома с хлебом и солью.  Для меня, как уважаемого гостя из Москвы, купили бутылку водки и поставили рюмку, все остальные пили из стаканов самогонку. На столе стояли солёные огурцы и помидоры, квашенная капуста, холодец, солёные грибы, был зажарен поросёнок, пироги с ягодами. Было всё очень вкусно и весело. Но самое веселье началось на следующий день. Такого зрелища я не видел ни до, ни после этого случая. Все гости оделись во всякое тряпьё, и большой разноцветной толпой с гармонистом впереди пошли гулять по улицам посёлка. И начались песни с танцами. Это называлось шли ряженные.
      Здесь надо немного отвлечься. Я ранее уже писал, что жители посёлка и мои новые родственники жили очень нелегко. Но они не жаловались, никуда не обращались за помощью, не выходили с протестами. Они просто приспосабливались к жизни. И, оказалось, всё своё недовольство условиями жизнью они выплёскивали песней.  Они пели частушки. До этого я никогда не слышал таких частушек. Темы были разные, начиная о жизни в посёлке и кончая строительством Бама. Я думаю, что в Москве за такие частушки в те года можно было серьёзно пострадать. С тех пор прошло пятьдесят четыре года, но одну частушку я помню до сих пор. Она звучала так.
                Деда Ленин открой глазки,
                В магазине нет колбаски.
                Яйца видим только в бане,
                Между ног у дяди Вани!!!
И, конечно, такой народ никакими трудностями сломать нельзя.


Рецензии