Призма и зеркало моральной Благодати

«Благодать» антиутопия фарс с антрактом по пьесе Артура Соломонова.
Режиссёр – Ярослав Морозов.
Художник сценография, костюмы, свет – Наталья Кузнецова.
Видеохудожники: Artvrasov, Габор Локкер.
Хореограф-постановщик – Леся Гура.
Музыкальное оформление, звуковое проведение спектакля – Артём Аретов.
Световое проведение спектакля – Денис Завьялов.
Помощник режиссёра – Наталья Сереброва.
Роли и исполнители:
Ирина - Валентина Шумеева, Александр - Александр Шаманиди,
Сергей – Владислав Алтайский. Тамара – Анна Бухарская. Николай Сергеевич – Арсений Бородин, Маврик Паравозов – Ранис Ахметгареев. Благодать – Ирина Горкунова.
Камерный драматический театр «Левендаль», премьера спектакля - 17 сентября 2022.
В спектакле «Благодать» Ярослав Морозов фокусирует наше внимание на теме тенденций и факторов, управляющих человеческим обществом, плоскость для изучения этой сложной многовековой темы создаётся им в сценическом воплощении одноименной пьесы Артура Соломонова. В сценической проекции этого произведения местом действия является сюрреалистическое пространство будущего под названием «Благодать», в этой истории - это благозвучное имя объект собирательный. В сюжетном пространстве спектакля благодать - это особая точка на пересечении осей времени и пространства, сложное метафизическое явление, проецирующее состояние общества, парадигму существования человеческого общества и факторы влияния, определяющие его. В спектакле наше изучение этого сложного, многомерного объекта начинается с наблюдения визуальной проекции некого пространства человеческой жизни, временная диспозиция которого можно определить полумифическим будущим. Метафизический контент этого пространства воплощён в мульти-временном формате, с помощью инструментариев драматургического синтеза, соединяющих различные временные плоскости. В рамках этого синтеза происходит совмещение различных временных плоскостей реальных и сюрреалистических, соединение которых создаёт некое футуристическое пространства под названием «Благодать».
В одной из синтезируемых плоскостей события нашего недавнего прошлого, влияние которых давно вышло за временные границы и проецируется на людей нашего времени. Они совмещаются с плоскостью настоящего проецирующей реалии нашего времени, различные тенденции, определяющие наше сегодня. В визуальной проекции этого будущего эти временные проекции окружены аурой средневекового мистицизма, окутывающим всё происходящее неким сюрреалистическим флёром, загадочной таинственностью глубины готических времен, мраком неизвестности.
В этом футуристическом пространстве благодать - это метафизический фактор, который одновременно персонализирован и концептуализирован, здесь он определяет концепцию человеческое существования, объект человек человеческих устремлений, прямое олицетворение благополучия и счастья. Характер этого идеала человеческих устремлений универсален, определёнными свыше путями также, как и тропы, ведущие к нему. В этой истории главные компоненты благодати: счастье и благополучие не индивидуальны для каждого члена сообщества Благодати и не могут быть иными или чем-то отличатся, так как их параметры и шаблоны инвариантны, для персонажей этой истории они предопределены и сформулированы неким высшим правителем, витающим на всеми и олицетворяющим само это понятие.
Морозов в сценической проекции пьесы Артура Соломонова фокусирует внимание зрителя на людях небольшого сообщества, их видение жизни, взаимоотношения с окружающими их людьми полностью соответствуют шаблону благодати. Эта форма унификации человеческих стремлений в ней читается одна из основных стремлений властных кругов человеческого общества для которых формирования единомыслия – это один из инструментов управления человеческим обществом. В этой истории единомыслие и единая концепция счастья и благоденствия создаёт эффект утопического существования человека в равновесной, сбалансированной системе, который здесь имеет знак минус или антиутопии. Сценическая проекция этой фантасмагорической идиллии в спектакле является плоскостью нашего изучения человеческого общества, различных факторов и тенденций, управляющих им. В этом изучении наш путь познания начинается с наблюдения благодатного существования небольшого сообщества в зоне эмоционального комфорта по шаблону благодати.
Изучение этой формы существования в спектакле осуществляется методом оценки устойчивости системы, реализующийся посредством введения в неё внешних факторов, обладающих потенциалом выведения её из равновесного состояния. Достижение этой цели осуществляется Морозовым через анализ эмоционального состояния членов общества, который выполняется по следующему алгоритму:
1. Изучение системы в точке равновесия;
2. Вторжение в неё внешнего фактора-раздражителя;
3. Наблюдение и анализ процессов, спровоцированных этим вторжением;
4. Анализ состояния системы в её финальной точке воздействия процессов на систему.
  В сюжетном пространстве этой истории фактором влияния выступает некий человек, чьи взгляды на взаимоотношения людей диаметрально противоположны обществу благодати. В начальной точке этой истории он возникает в этом сообществе, его диаметрально-противоположные взгляды превращают его в глазах общества в некое подобие белой вороны, возмутителя спокойствия, нарушающего однородность среды благодатного существования. Его вторжение в эту равновесную систему создаёт эффект диффузии системы, выход её из состоянии покоя, в ней контрадикция взглядов и пониманий человеческих отношений, диаметральные различия во взглядах становятся первопричиной для возникновения и развития кризиса когнитивного диссонанса в людях этого сообщества.
Когнитивный диссонанс прекрасно иллюстрируется в точках столкновения различных концепций, он порождает в персонажах этой истории неуверенность в правильности шаблонов и паттернов, определявших их взгляды и понимания ранее. Расширение пространства взаимоотношений с человеком иных воззрений увеличивает количество точке контрадикции взглядов и создаёт ситуацию дилеммы выбора у персонажей. В этих точках у персонажей возникает любопытство к иному видению благодати человеческой жизни и человеческим отношениям, расширение пространства познания начинает расшатывать сваи их морально-этических устоев прежней концепции. Этот процесс достигает своей максимальной, пиковой точки в сознании персонажей и это приводит их к попыткам инсталлировать это новое видение в прежнюю оболочку благодати и вернуть систему в равновесие и спокойствие.
Тенденции, прогрессирующие в намерениях и действиях персонажей, облачают сценическое действие в одежды, расцвеченные краска и оттенками мелодрамы, с тональностями трагикомедии, главной компонентой которой является одна из наиболее болевых точек человеческого общества, его мораль. Эта главная скрепа поведенческих стандартов и мировоззрений с незапамятных времён является камнем преткновения на пути человеческих отношений. Бутафорские стены бастионов морали всегда были под осадой, так как табу и клише, созданные для поддержания её высокого уровня, всегда подвергались сомнениям и регулярно опрокидывались человечеством. В спектакле «Благодать этот вечный камень преткновения человеческого общества проявляется у персонажей сообщества благодати с появлением в нём постороннего, человека иных воззрений. В этой истории мы видим членов сообщества прокладывающим свой путь иному видению по установленными ими граблям морали.
Эта своеобразное путешествие персонажей в поисках ответов на сомнения и вопросы воплощён в сценическом действе, воплощённом в ярких гротесковых тонах фарса и сатиры. Эта яркая эмоциональная картина помогает зрителю узнать в персонажах этой истории лики людей, окружающих их и зеркальное изображение, которое смотрит на каждого из них с утра до позднего вечера.
Футуристическое жизненное пространство человечества в своём сценическом решении соединяет в себе сюрреализм полумифического будущего и мрачные картины средневековья периода костров инквизиции и охоты на ведьм. Эта особый синтез эпох в сценическом пространстве позволяет открыть зрителю историческое видение морально-этических камней преткновения человечества, которое столетиями боролась сама с собой во имя «высоких морально-этических идеалов. Сценическая проекция этой борьбы в историях персонажей это яркий, гротескный фарс, воплощение которого это соединение эксцентричного водевиля с трагикомедией и фрагментами классического оперного искусства. Сценическое полотно, изображающее душевные метания и поступки персонажей, спровоцированные кризисом когнитивного диссонанса – это процесс в который похож на качели на детской площадке. На них персонажи в своих душевных метаниях колеблются в амплитуде от одной пиковой точке к другой. Визуальная проекция образа персонажей в этих пиковых точках, их психоэмоциональное состояние воплощается путём гротескового тандема приёмов драматического театра и классического оперного искусства. Подобная палитра средств воплощение образа позволяет подчеркнуть абсурдность морально-этических дилемм персонажей, фарсовый характер сюжетообразующей истории.
В спектакле «Благодать» Ярослав Морозов в сценическом воплощении пьесы Артура Соломонова решает двунаправленную задачу, в одной части которой взор зрителя направлен через призму антиутопии и фарса на различные парадоксальные явления и концепции, оказывающие на взаимоотношения людей. В другой части решения этой задачи сценическое воплощение этой истории инсталлирует особое зеркало, в котором каждый может увидеть в персонажах этой истории самого себя и собственную проекцию благодати.   
Видеофрагмент спектакля и его краткий разбор вы можете увидеть на моём авторском канале «Мой Не_Критический Взгляд»: https://youtu.be/HXJ84zF2q3E


Рецензии