Иконопись. печальным униженным плачущим радоваться

Серж Лебедянский попросил меня пособить с прочтением семейной реликвии иконы:

«ПЕЧАЛЬНЫМ УНИЖЕННЫМ ПЛАЧУЩИМ РАДОВАТЬСЯ»  (1608 года)

После реанимации некоторых знаний о канонах иконописи вообще и  о об иконах Богородицы я пришел к следующим выводам:

1) Икона по школам иконописи не относится  к  трем основным типам икон Богородицы Марии и одному дополнительному =

Оранта = Знамение
Елеуса  = Милующая (Умиления)
Одигитрия = Путеводительница
Акафистный (гимнографический) \ = комбинированный

2) Икона не относится к иконам молящейся Марии, т.к., на этом типе икон Она изображается с воздетыми к небу руками в молитвенной позе Оранты (в переводе с греческого - «молящейся»), на Ее груди — образ Младенца Христа, которого она и молит за все людство

3) Икона не относится к типу икон Богородицы Милующей, ибо на них лики Матери и Сына должны соприкасаться в умилении (елеусе), а Мать должна обнять того, кому предстоит стать жертвой во спасение грешников

4) Икона не относится к классу изображения Богоматери как путеводительницы = на таких иконах она изображается с младенцем Иешуа на одной руке и с рукой на Него указывающей, Который и есть Путь, Истина и Жизнь … Сын при этом по канону иконописи должен одной рукой благославлять Мать, а в другой держать свиток (образ Евангелия)

5) На исследуемой иконе Мать подстраховывает Сына той рукой, которой могла указать бы на Тог, кто вместо свитка держит сизаря (а не белого голубя Мира)

6) При этом Мать не смотрит на молящегося как на большинстве икон…  и не мимо или сквозь взор или глаза оного … Она откровенно занята своими мыслями и будто где-то на горизонте событий пытается увидеть скорый конец Его …

7) В итоге по изографике и фабуле мы  имеем некий вариант акафистной иконы

8) Об этом говорит и надпись под полотном иконы: 
ПЕЧАЛЬНЫМ УНИЖЕННЫМ ПЛАЧУЩИМ РАДОВАТЬСЯ
со следующим толкованием (версия):
печальные и плачущие  отсылают нас к словам евангелиста- синоптика Матфея:
Блаженны плачущие, ибо они утешатся : Мф: 5: 4-4
унижены своим грехом  = унижены утратой дарованного образа (разума) и подобия ( духа)
осознавшим утрату и опечаленным этим даруется благая весть = в утешение и в радость

19)   Антропоморфные черты лица Богородицы на иконы отсылают нас к классическим образцам арт-искусства живописи :
 на иконе Богоматерь изображена иконописцем гречанкой = ее профиль соответствует тому, что искусствоведы называют «греческим профилем» (для которого характерна прямая линия лба и носа в отличие от «римской» - с горбинкой лии «орлиного»)

20) Было искушение назвать изображенную еврейкой… Но еврейки Израиля, ашкенази Германии и  сефардки Испании  сильно отличаются антропологически … хотя много среди них «прекрасных евреек», воспетых Пушкиным в адской  Гавриилиаде

***
Вот стоит эта женщина, на лице которой отражается божественная красота, внушающая священный восторг. Сколько тысячелетий её народ должен был ни с кем не смешиваться, чтобы сохранить эти изумительные библейские черты. С тем же гладким платком на голове, с теми же глубокими глазами и скорбной складкой около губ рисуют матерь Иисуса Христа. Той же самой безукоризненной чистой прелестью сияли и мрачная Юдифь, и кроткая Руфь, и нежная Лия, и прекрасная Рахиль, и Агарь, и Сарра.
А. И. Куприн, «Жидовка»


Рецензии