Бегство от реальности

Реальность 21 века совсем не соответствует, к нашему глубокому сожалению, гуманистическим ценностям и здоровому обществу без эксплуатации, насилия, предрассудков. Даже западное общество, несмотря на достигнутый там уровень благосостояния и борьбу с расовыми предрассудками, отнюдь не является свободным и нравственным. А уж про страны 3-го мира  с их дичайшим социально-кастовым расслоением и экологическими проблемами я вообще молчу, настолько все плохо. В общем, где бы ни жил человек, будь то Африка, Латинская Америка, Азия, Европа, Россия или США – везде он столкнется с несправедливостью, государственным принуждением, экономическими кризисами, проблемами мигрантов и столкновениями разных культур, озлобленностью нищих на богатых, религиозным фанатизмом и терроризмом. Не всех устраивает существующий порядок вещей, часть людей уже озабочено глобальными проблемами, особенно экологией и борьбой за равноправие, справедливость, достойную оплату труда. Создаются многочисленные партии, движения, сообщества и союзы для отстаивания своих прав, борьбе с глобальными климатическими изменениями и загрязнением природы, а также волонтерские организации бескорыстно отдают себя, помогая бедным, голодным, больным и нуждающимся в образовании. Все это, конечно же, не может не радовать гуманистически настроенного человека. Однако, есть и такие, которые  сбегают от невыносимой для них жесткой реальности, выбирая вместо активной борьбы молчаливый уход от агрессивной среды, как бы давящей на них. Это могут быть как те, кто уходит жить от цивилизации в глухие места природы, так и те, которые просто погружаются в виртуальный мир. Правда, есть и совсем ужасные крайности, говорящие скорее о болезненности человека, вроде тех же наркотиков и алкоголизма. Также есть и те, кто не выдерживает давления внешнего мира с его информационной нагрузкой и  стрессами, наживая  себе психологические болячки, депрессию, фобии, нервные срывы и прочее. Самоубийство как добровольный уход от тяжести проблем также может являться своеобразным бегством, но это тоже как болезненное состояние психики, нуждающееся в своевременном вмешательстве специалиста. Мы же хотим рассмотреть безобидные и неопасные формы бегства от реальности.

В 60-70-е годы в Америке были распространены субкультурные движения, выступающие как бы некой контркультурой, оппозицией существующему миропорядку. Ярким примером этого были хиппи, они выступали против империализма, войн, расизма и патриархальных ценностей старшего поколения (их родителей, бабушек и дедушек). Молодежь ударилась в рок-музыку и джаз, пробовали ЛСД и всякие «расширяющие сознание» вещества, жили в сквотах и коммунах, палаточных лагерях и вагончиках, перемещаясь и как бы кочуя по американским просторам, параллельно отрываясь на рок-фестивалях. Хиппи отрицали моногамность и буржуазно-патриархальные семейные отношения, еще столько характерные для американского общества. Тогда произошла «сексуальная революция», молодежь ударилась в «свободную любовь», беспорядочные связи, романтизируя вольную жизнь в общинах как некий возврат к первобытности. Это был как бы некий бунт против давления цивилизации, долго сдерживающей инстинкты и чувства, своеобразный протест против ханжеско-протестантской культуры, пуританства и чрезмерного родительского контроля. Хиппи также продвигали вначале вполне гуманистические идеи пацифизма, заботы о бедных, борьбе с расизмом и ксенофобией, отказ от гонки вооружений во благо человечества и зеленые идеи о гармонии человека с природой. К сожалению, все это вскоре очень быстро заглохло, не столько даже из-за противодействия государства и консервативного большинства общества, сколько из-за окончательного эскапизма, бегства этих самых молодых ребят в мир грез и иллюзий, которые вызывали эти самые «расширяющие сознание» вещества. Наглядный пример этого ухода от реальности показано в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», где герои окончательно встали на путь саморазрушения себя, теряя связь с реальностью, слабо отличая иллюзорные видения и реальные вещи. Таким образом, дух протестного 1968 года утонул и захлебнулся в наркотическом угаре, алкоголе, концертном бесновании, беспорядочном сексе (приведшим к распространению ВИЧ). Таков был печальный конец этого движения.

Что ж, вернемся в современность и посмотрим на то, как люди сейчас бегут от реальности. Субкультуры есть и сейчас, но стали заметно слабее. Всякие панки, рокеры, эмо, готы и прочие были скорее характерны для конца 90-х –начала 2000-х годов, если говорить о России. Также следует упомянуть всякие секты и эзотерические кружки, возникшие в 90-х сразу после развала СССР, когда часть людей захотела скорее заполнить образовавшийся идеологический вакуум хоть чем-нибудь. Достаточно вспомнить всяких неоязычников-родноверов с их идеями «возрождения Руси», созданием славянских общин в деревнях. Можно также упомянуть и анастасиевцев, поверивших в красивую сказку из книг Мегре и ринувшихся жить в гармонии с природой, ожидая скорого «перехода планеты на новый космический уровень» и «радикальную трансформацию душ». В общем, после тяжелого удара в виде краха великой державы и объединяющей идеологии, все стали сходить с ума по-своему. Доверившись всяким шарлатанам вроде Кашпировского или Мавроди, люди заряжали воду у телевизора и отдавали последние сбережения в финансовую пирамиду МММ, как бы наивно веря в чудодейственное решение всех своих проблем, все также уходя от неприятной для них суровой реальности. Хотя, есть и те, кто сознательно решили убежать из крупных городов в сельскую местность или экопоселения, зачастую продавая свой бизнес или расставаясь с хорошей работой. При чем эти люди были вполне состоятельные и целыми семьями решались уйти жить в глушь, создав там себе фермерское хозяйство или работая удаленно. И здесь я не вижу ничего плохого, тем более это даже как-то косвенно может немножко поспособствовать где-то возрождению сельской жизни. Городские жители, имеющие определенные знания, могут принести пользу российской глубинке, да и в Америке, кстати, тоже есть похожие движения «из городов к природе». То есть дауншифтинг как идея жизни в гармонии с природой, отказ от суеты  и бешенного темпа жизни городов, нежелание гнаться заработать как можно больше денег – все это характерно стало в наше время как в России, так и западных странах. Правда, это пока лишь очень узкая кучка людей на фоне все более растущего урбанизма. Хотя, если смотреть с другой стороны, этот подход не меняет мир, система никуда не денется, по-прежнему существует эксплуатация и чудовищное социальное расслоение, экологические и межнациональные проблемы. Просто эти люди как бы хотят устроить свою жизнь по-другому, живя вне основных центров цивилизации и предпочитая спокойное уединение с природой. Дауншифтеры не ставят цель радикально изменить мир, попытаться хотя бы побороться с несправедливостью и отстаивая свои права через политику, общественные движения и СМИ. Осуждать эту категорию людей мы не должны, но и искать в этом некий выход из кризиса и панацею от всех зол мы тоже не будем.

Есть же и другое направление бегства от общества, а именно уход в виртуальную реальность, сопровождающееся замыканием в своем узком личном пространстве, отгораживаясь от социума. Хикикомори в японском обществе яркий тому пример, так как они не хотят взаимодействовать в обществе, работать и учиться, заводить друзей и создавать семьи. При этом если вначале это была изоляция в виде уединенности в маленькой квартирке, в которой можно как смотреть мультики, так и читать книги, заниматься каким-нибудь творчеством, то с появлением интернета все эти одиночки окончательно ушли в виртуальный мир. Живя за счет подачек родственников на пропитание, хиккикомори живут как бы за счет все того же общества, но игнорируя его и уходя в мир иллюзий в виде компьютерных игр, аниме-сериалов. Но даже если не брать такой крайний пример, то даже возьмем всех нас с вами, которые погружаются в социальные сети, зачастую удовлетворяясь виртуальным общением вместо живого. Проблема лежит гораздо ближе, чем вы думаете, как бы вы ни пытались открещиваться от всяких этих «чудиков» и «фриков». Согласитесь, что даже многие протестные настроения переходят в виртуальное пространство, а реально происходящие события в мире мы получаем из уст журналистов и блоггеров все в той же глобальной сети. При чем этот поток информации бесконечен, он никогда не останавливается, мы как бы привыкаем к тому, что все важное нам расскажут и покажут, поэтому почти не уделяем внимание живой реальности с ее проблемами. Мы даже становимся, не побоюсь этого слова, безразличными к реальному окружающему миру, а также равнодушными друг к другу в жизни. Переписка в телефоне о каком-то инфоповоде в сети стала более интересной, чем красота дерева или сумеречного неба. Страшно то, что человек превращается в бездушного биоробота, в простой придаток электронных устройств, внутри которых и кипит как раз «самое важное» для него. Пожалуй, это гораздо более острая проблема, чем все описанные выше. Надеюсь, мы сможем все-таки найти выход из этого гуманистического кризиса, столько характерного для нашего современного технократического мира.


Рецензии