Бегство от реальности
В 60-70-е годы в Америке были распространены субкультурные движения, выступающие как бы некой контркультурой, оппозицией существующему миропорядку. Ярким примером этого были хиппи, они выступали против империализма, войн, расизма и патриархальных ценностей старшего поколения (их родителей, бабушек и дедушек). Молодежь ударилась в рок-музыку и джаз, пробовали ЛСД и всякие «расширяющие сознание» вещества, жили в сквотах и коммунах, палаточных лагерях и вагончиках, перемещаясь и как бы кочуя по американским просторам, параллельно отрываясь на рок-фестивалях. Хиппи отрицали моногамность и буржуазно-патриархальные семейные отношения, еще столько характерные для американского общества. Тогда произошла «сексуальная революция», молодежь ударилась в «свободную любовь», беспорядочные связи, романтизируя вольную жизнь в общинах как некий возврат к первобытности. Это был как бы некий бунт против давления цивилизации, долго сдерживающей инстинкты и чувства, своеобразный протест против ханжеско-протестантской культуры, пуританства и чрезмерного родительского контроля. Хиппи также продвигали вначале вполне гуманистические идеи пацифизма, заботы о бедных, борьбе с расизмом и ксенофобией, отказ от гонки вооружений во благо человечества и зеленые идеи о гармонии человека с природой. К сожалению, все это вскоре очень быстро заглохло, не столько даже из-за противодействия государства и консервативного большинства общества, сколько из-за окончательного эскапизма, бегства этих самых молодых ребят в мир грез и иллюзий, которые вызывали эти самые «расширяющие сознание» вещества. Наглядный пример этого ухода от реальности показано в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», где герои окончательно встали на путь саморазрушения себя, теряя связь с реальностью, слабо отличая иллюзорные видения и реальные вещи. Таким образом, дух протестного 1968 года утонул и захлебнулся в наркотическом угаре, алкоголе, концертном бесновании, беспорядочном сексе (приведшим к распространению ВИЧ). Таков был печальный конец этого движения.
Что ж, вернемся в современность и посмотрим на то, как люди сейчас бегут от реальности. Субкультуры есть и сейчас, но стали заметно слабее. Всякие панки, рокеры, эмо, готы и прочие были скорее характерны для конца 90-х –начала 2000-х годов, если говорить о России. Также следует упомянуть всякие секты и эзотерические кружки, возникшие в 90-х сразу после развала СССР, когда часть людей захотела скорее заполнить образовавшийся идеологический вакуум хоть чем-нибудь. Достаточно вспомнить всяких неоязычников-родноверов с их идеями «возрождения Руси», созданием славянских общин в деревнях. Можно также упомянуть и анастасиевцев, поверивших в красивую сказку из книг Мегре и ринувшихся жить в гармонии с природой, ожидая скорого «перехода планеты на новый космический уровень» и «радикальную трансформацию душ». В общем, после тяжелого удара в виде краха великой державы и объединяющей идеологии, все стали сходить с ума по-своему. Доверившись всяким шарлатанам вроде Кашпировского или Мавроди, люди заряжали воду у телевизора и отдавали последние сбережения в финансовую пирамиду МММ, как бы наивно веря в чудодейственное решение всех своих проблем, все также уходя от неприятной для них суровой реальности. Хотя, есть и те, кто сознательно решили убежать из крупных городов в сельскую местность или экопоселения, зачастую продавая свой бизнес или расставаясь с хорошей работой. При чем эти люди были вполне состоятельные и целыми семьями решались уйти жить в глушь, создав там себе фермерское хозяйство или работая удаленно. И здесь я не вижу ничего плохого, тем более это даже как-то косвенно может немножко поспособствовать где-то возрождению сельской жизни. Городские жители, имеющие определенные знания, могут принести пользу российской глубинке, да и в Америке, кстати, тоже есть похожие движения «из городов к природе». То есть дауншифтинг как идея жизни в гармонии с природой, отказ от суеты и бешенного темпа жизни городов, нежелание гнаться заработать как можно больше денег – все это характерно стало в наше время как в России, так и западных странах. Правда, это пока лишь очень узкая кучка людей на фоне все более растущего урбанизма. Хотя, если смотреть с другой стороны, этот подход не меняет мир, система никуда не денется, по-прежнему существует эксплуатация и чудовищное социальное расслоение, экологические и межнациональные проблемы. Просто эти люди как бы хотят устроить свою жизнь по-другому, живя вне основных центров цивилизации и предпочитая спокойное уединение с природой. Дауншифтеры не ставят цель радикально изменить мир, попытаться хотя бы побороться с несправедливостью и отстаивая свои права через политику, общественные движения и СМИ. Осуждать эту категорию людей мы не должны, но и искать в этом некий выход из кризиса и панацею от всех зол мы тоже не будем.
Есть же и другое направление бегства от общества, а именно уход в виртуальную реальность, сопровождающееся замыканием в своем узком личном пространстве, отгораживаясь от социума. Хикикомори в японском обществе яркий тому пример, так как они не хотят взаимодействовать в обществе, работать и учиться, заводить друзей и создавать семьи. При этом если вначале это была изоляция в виде уединенности в маленькой квартирке, в которой можно как смотреть мультики, так и читать книги, заниматься каким-нибудь творчеством, то с появлением интернета все эти одиночки окончательно ушли в виртуальный мир. Живя за счет подачек родственников на пропитание, хиккикомори живут как бы за счет все того же общества, но игнорируя его и уходя в мир иллюзий в виде компьютерных игр, аниме-сериалов. Но даже если не брать такой крайний пример, то даже возьмем всех нас с вами, которые погружаются в социальные сети, зачастую удовлетворяясь виртуальным общением вместо живого. Проблема лежит гораздо ближе, чем вы думаете, как бы вы ни пытались открещиваться от всяких этих «чудиков» и «фриков». Согласитесь, что даже многие протестные настроения переходят в виртуальное пространство, а реально происходящие события в мире мы получаем из уст журналистов и блоггеров все в той же глобальной сети. При чем этот поток информации бесконечен, он никогда не останавливается, мы как бы привыкаем к тому, что все важное нам расскажут и покажут, поэтому почти не уделяем внимание живой реальности с ее проблемами. Мы даже становимся, не побоюсь этого слова, безразличными к реальному окружающему миру, а также равнодушными друг к другу в жизни. Переписка в телефоне о каком-то инфоповоде в сети стала более интересной, чем красота дерева или сумеречного неба. Страшно то, что человек превращается в бездушного биоробота, в простой придаток электронных устройств, внутри которых и кипит как раз «самое важное» для него. Пожалуй, это гораздо более острая проблема, чем все описанные выше. Надеюсь, мы сможем все-таки найти выход из этого гуманистического кризиса, столько характерного для нашего современного технократического мира.
Свидетельство о публикации №222100300123