Двор детства моего

                ОЧЕРКИ О ДНЯХ МОЕГО ДЕТСТВА И ЮНОСТИ.
               
                Ремарка
                Это произведение не для широкого читателя. Оно
                создается по просьбе близких мне людей, которые
                имеют непосредственное отношение к предмету
                содержания данного произведения.



Глава 1                Исторические зарисовки

        Наш двор когда то был большим и просторным,  что не свойственно большинству дворов  старого Баку. По окраинам нашего города, как и во всех старых городах, застройки жилья в далеком прошлом велись не организовано, а по принципу, «кто какой участок себе выбрал». Об истории создания нашего двора я понаслышке узнал еще в детстве, что и наш двор создавался так же, почти дикой организацией застройки, но узаконенной и учтенной властями города. Двор наш изначально пристраивался ко двору Мельничной 77 в сторону в прошлом пустырю, от того то новый двор образовался просторным.
        Я опишу свой двор с момента, доступного моей памяти. Изначально вход в наш двор спускался по узкому коридору с параллельной Тургеневой улице, улицы Мельничной, которая отстояла от нашего двора несколько выше. Вход в наш двор с улицы Мельничной значился под номером семьдесят семь. Этот номер был дан ранее не большому дворику, со входом через двухстворчатую дверь в правой стене узкого, слегка наклонного коридора - прохода в наш двор. В этом дворике мне довелось быть всего дважды еще в раннем детстве. Дворик сам, хотя и маленький, но по внутреннему периметру его, вплотную теснились несколько квартир. И помнится мне, был я в в квартире, через единственное окно которой, я разглядывал свой двор. Видимо, в этой квартире жила хорошо знакомая семья моих родителей. Так, по крайней мере, запомнились мне ассоциации этой картины в моей памяти.
Не менее четко мне помнится даже то, что должно быть за пределами моей памяти; я помню, как однажды  мой папа появился из упомянутого тупика во двор в серой шинели с буденовкой на голове, на которой красовалась разлапистая пятиконечная звезда. Но звезда была почему то не красная, а зеленая. Помню, как он подхватил меня, бегущего к нему, на руки и несколько раз подбросил над собой. Когда я, учился еще в начальном классе, рассказал маме этот эпизод встречи с отцом, она не хотела верить. И, все же, поверила, когда услышала от меня подробности моей встречи с отцом, изумляясь невообразимому случаю, так как мне было тогда всего два годика с хвостиком. Я рассказывал ей такие подробности, которые взрослым не свойственно запоминать.
     Папа при жизни успел сделать мне детский легковой автомобиль. Весь кузов, выполненный из реек и фанеры, был уже готов; и колеса катались, и фары зажигались, и руль рулил исправно. Словом, машина была практически готова, оставалась только силовая логистика, которую, как мне сказал дядя Тима, старший брат папы, он собирался решить на электрической основе – аккумулятор и электродвигатель. По нашему двору на этой машине папа меня, все же, покатал, но этого я не помню. Это то, что успел сделать папа для своего сына - первенца.
Уже без папы машина стала мешать в квартире, и ее увезли в деревню. Там она долго валялась на чердаке, пока дед однажды, в мой очередной приезд в деревню, не  спустил ее с чердака и вручив мне ее сказал: - Ну, что машинка зря  пылится на чердаке. Катайся по улице или с горки.
И покатил меня автомобиль мой по деревенским улицам, дорога которых обычно пышет пыльным слоем. Мальчишки деревенские охотно катали меня по улицам. Даже спорили между собой, чья очередь толкать машину. Но через несколько дней охотников толкать и самому покататься стало мало – колеса перестали нормально крутиться; катались колеса не по асфальту и быстро заблокировались.
  Однажды кто то из ребятишек попросил покататься, с заверением вернуть ее доставкой ко мне домой; я забыл про машину, которую мне так и не вернули. А бабушка с дедушкой не знали о пропаже, и так она пропала бесследно. Однако, вернемся в наш двор.
        Тупик по улице Мельничной 77 долго оставался тупиком, пока в конце сороковых годов хозяйка нашего двора Касумова Писта ханум не пробила в заборе справа от туалета выход на улицу Тургенева с нехитрыми старенькими воротами в этом заборе, простирающимся до коморки Марии – милиционер ( Горчаковой ), примыкающей к квартире Мирветовых 1. С этого момента у нас появилось два почтовых адреса:  Мельничная77 и Тургенева 10, на который долго не приходила почта, кроме казенной. Почтальоны ориентировались привычно и не путались, а казенные службы разбирались долго, и жаловались. Официальный  адрес по Тургенева номер десять был, но вход по этому адресу во двор был еле заметный в узкой щели каменного забора. А с улицы Мельничной был первичный адрес и привычный проход в наш двор. Под давлением властей города, заставили пробить проход, и поставить ворота. Когда и как все это происходило, не знаю, так как был слишком мал. Но, что описал, это, помнится, из разговора взрослых. Так, стал проход с Мельничной уже не тупиком. Зато двор наш стал уже проходным. И в таком состоянии двор наш находился довольно долго. Почтальоны, гости и родственники, да и жильцы нашего двора, редко пользовались выходом на улицу Тургенева. Долго еще пользовались привычным длинным узким и тесным проходом с улицы Мельничной. В этом проходе встречным разойтись не просто, потому что кому - то приходилось прижиматься к стене, пропуская встречного.


Рецензии