Нарцисс Араратской Долины. Глава 122

Поначалу я думал снимать мастерскую не один. Я предложил своему другу-художнику Вадиму (который со мной вместе торговал на Вернисаже), за 30 долларов снять у меня угол, куда он бы мог приезжать, и работать в тишине, - отдыхать от своей говорливой супруги. Вадим согласился, но потом, через два месяца, отказался. Я думаю, - это его жена Лена стала возражать. Вроде бы, сумма небольшая, но ей, видимо, не хотелось, чтобы её тихий муж куда-то там уезжал, а не сидел рядом, слушая её многочисленные монологи. Да и это было для Вадима далековато. Ну а в начале, Вадим радостно сделал себе стол с лампой, и у него там хранились его картинки для Вернисажа. По выходным он приезжал, стучался в окно своим тихим интеллигентным стуком, будил меня. Мы собирали свои картинки и шли до Садового Кольца (по улице Воронцово Поле), где садились на троллейбус «Б» и ехали до Парка Культуры. Или же - на трамвае (который останавливался рядом с мастерской), от Покровского бульвара проезжали три остановки до метро «Новокузнецкая», откуда шли пешком до Крымского Вала.

                Мне нравилось с Вадимом общаться, и мне было жаль, что он так быстро съехал. А потом мне не захотелось в мастерскую вписывать кого-то другого, и я платил всю аренду сам. Обычно раз в месяц, я ездил на метро до «Домодедовской», где встречался с хозяйкой в центре зала. Это для меня было самое утомительное. После этого я иногда заходил в гости к карикатуристу Лёше, который жил на соседней станции, - в пяти минутах ходьбы от метро «Красногвардейская». У Лёши была однокомнатная квартирка, которая досталась ему от его бабушки, которая скончалась примерно в то же время, когда я снял мастерскую. Возможно, немного раньше, но этого я не помню. На похороны лёшиной бабушки я не ходил, да и он меня не просил. Эта квартира была точь в точь похожа на квартиру моей бабушки, которая жила в Строгино (про это я писал, когда вспоминал 1985 год). Так что, Лёша стал жить один, а не со своими родителями, которые его считали немного спятившим. И проживёт он в этой квартирке примерно 18 лет, до самой своей скоропостижной кончины (в начале марта 2013 года, Лёша покинет сей мир). На его похоронах я не буду присутствовать, так как буду в это время жить на западном побережье Америки, в городе Сакраменто, но что-то я ушёл в другую сторону своего повествования… Так что, с Вадимом я любил болтать, и мы находились с ним в некой гармонии. И то, что он не стал работать в мастерской, меня немного обидело, - неужели ему стало жаль какие-то жалкие 30 долларов в месяц?..

                А через несколько дней, как я снял это замечательное помещение на Покровской бульваре, ушёл в Мир Иной режиссёр и актёр Сталкер, у которого я когда-то несколько раз был в гостях. В одном журнале (не помню названия) опубликовали статью о нём, и там была фотография, где он прикуривает, а за его спиной виднеется моя цветная картинка, которую Сталкер приобрёл у меня на Арбате. Всё-таки он много курил, и сердце этой нагрузки не выдержало. Если бы я так курил, то тоже вряд ли дотянул до своих 56 лет. Хотя, мне тоже иногда бывает не по себе, как будто «накрывает» и я оказываюсь между этим светом и Тем. Врачи это состояние называют панической атакой. Или, говоря по простому, - «Страхом Смерти». Тогда же, в 1995 году, я был ещё как-бы здоров (хотя и частенько нервничал по пустякам). Я тогда боялся безденежья и каких-то там своих сексуальных фантазий. Ещё я боялся неожиданных шумов и шорохов в ночи, - их издавали в мастерской крысы, которые где-то там внизу обитали. Поэтому я спал при свете и не выключал радио. Крысы по ночам начинали активничать и что-то там грызть (хотя, они не наглели и по мастерской нахально не бегали), а мне одному становилось от этих звуков сильно не по себе. Возможно, крыса была одна. Я даже пытался её поймать и делал разные остроумные ловушки. Лёша сильно смеялся, услышав мои рассказы про то, как я пытался поймать эту гадкую крысу. И к тому же, наступивший 1996 год, был Годом Крысы. Так что, мастерская была не идеальным тихим местом, и мне там снились странные потусторонние сны…

                Хозяйка мне говорила, что это была когда-то коммунальная квартира, которую потом, где-то в 60-ых, расселили. А что здесь было до Великой Октябрьской Революции?.. Возможно, тут находился притон воров и проституток!.. Хотя, вряд ли, - всё-таки рядом, через двор - дом писателя Телешова, в котором до этого жил богатый купец Андрей Сидорович Корзинкин и его потомки. Лично я там не видел никаких призраков, но всё равно, иногда мне там было не по себе и одиноко. Именно по ночам мне не спалось, засыпал я только под утро. Стены из красного кирпича были толщиной чуть ли не в метр (где-то 70 см) и звуки с улицы сильно приглушались. На окнах стояли решётки, и эти три окна были на уровне земли, - такое вот полуподвальное помещение. Потолки были высокие – где-то под три метра. В воздухе чувствовался привкус глины и пыли. Это я потом, к весне, начал там прибираться и облагораживать свой быт. Так что, уюта там не наблюдалось, и «домовой» явно чувствовал себя не очень хорошо. Туалет тоже не отличался чистотой, и я с ним долго боролся, пытаясь там всё благоустроить, - унитаз шатался, и его надо было менять. Я поменял его только через несколько лет. В общем, неудивительно, что хозяйка Лена здесь работая, слегка чокнулась, и у неё закончился творческий заряд и вдохновение. Я тоже, пожив там немного, слегка чокнулся. Хотя нормальным я никогда не был…

                Сейчас, спустя два десятилетия и семь лет, я жалею, что мало общался со своей хозяйкой, которая была интересной личностью. К тому же, ей нравилось моё творчество, особенно раннее чёрно-белое, где я рисовал тушью и пером. Возможно, поэтому она мне и сдала своё помещение и потом не сильно меня допекала. Я тоже был хорошим арендатором, и за все эти 18 лет ни разу не задержал свою ежемесячную выплату. Хотя, мне было непросто, и мне даже иногда приходилось одалживать у своей тётушки. И эта рента меня сильно угнетала. Раньше я был более свободным, хотя не имел своего угла, а теперь же я оказался прикован к этому полуподвалу в центре Москвы. Через три года у меня даже произойдёт нервный срыв, и я чуть-чуть не съеду, но потом резко одумаюсь. А потом я женюсь, и моя жена будем мне помогать оплачивать мастерскую. И, честно говоря, я немного побаивался своей хозяйки и её пронзительных глаз, и по возможности избегал общения с ней. Видать, что-то такое шло из наших прошлых жизней, и у меня с Леной была какая-то кармическая связь. Как будто она всё про меня знала и видела меня насквозь своими немного колючими недоверчивыми тёмными очами. В молодости она была привлекательна женщина с явно сильным волевым характером…

                И, возможно, втайне она у меня вызывала тёмные сексуальные желания! Это я уже понял значительно позже, когда стал лучше разбираться в самом себе и в своём нечистом подсознании. Но не буду углубляться в эту тему, где нельзя быть до конца честным и открытым. Хозяйка была умная женщина, и в ней, конечно же, была изюминка. Просто она себя запустила, и это её резко состарило. Ведь ей в то время не было даже 50 лет. Я тогда не был излишне любопытен, и не расспрашивал её про молодость и всё такое. Была ли она когда-нибудь счастлива, и кто был её папа, и почему она стала скульптором. На самом деле, хозяйка любила поговорить, но говорить её было не с кем, кроме близкой подруги Раи, которая была очень спокойная и молчаливая. Рая по русский говорила с сильным акцентом, но любила читать умные книжки. Почему они стали такими близкими подругами? Про это я тоже не спрашивал. Ну, наверное, потому что они были совершенно разными и прекрасно друг друга дополняли.

                Это, примерно, как я дружил с бабочником Махаоном, который потом сильно спятил, и это нас, так сказать, развело в разные стороны жизни. Махаона бросила жена, выгнала из дома, и он после этой драмы заметно тронулся рассудком. Если бы с ним всё было нормально, то он был бы идеальным товарищем, которого я бы с радостью пригласил обитать в моей мастерской. Я с ним тогда иногда пересекался, но потом как-то стал его побаиваться. Это довольно грустная тема. Махаон выпивал и его тянуло на сексуальные похождения. Он не умел себя держать в руках и сдерживать свои низшие порывы. И его даже стало тянуть ко мне, что вызывало у меня лёгкий ужас. Я совсем не хотел становиться гомосексуалистом и представителем сексуальных меньшинств!.. У меня с ним было несколько эпизодов, которые меня уводили в тёмные пучины Эроса, и которых я тогда сильно стыдился. В общем, я сильно боялся уйти в эту область, откуда нет возврата в нормальную жизнь. Как известно, сильные сексуальные желания, - это самая запутанная, лживая сторона человеческих отношений, куда лучше не заглядывать… Так что, с Махаоном я перестал тогда дружить и, видимо, это меня как-бы спасло от неминуемой деградации. Возможно, его надо было тогда спасать и становится его заботливым другом и любовником. Но я сам был слаб психически, и вряд ли смог бы ему помочь. Последний раз я его видел в мае 2005 года, а потом он вообще исчез. И возможно, его уже нет в живых на этом Свете… 


Рецензии