Куда податься-к священнику, психологу, феназепаму?

9 апр 2021

Интересная пришла тема на поговорить —

\\Человек, обыватель, существо не сильно просвещённое, когда тяжело очень часто идёт к священнику и путает его с психологом, подменяет исповедь консультацией, а порой пренебрегает медикаментами, когда накрывают неврозы... я пожалуй блуждаю, с нервами, тревогами не как овца, ищущая Света, а как истеричка, просящая подлечить не только душу, но и свои психи.\\

Наверное, живая для многих тема — куды податься бедному крестьянину в минуту душевной невзгоды? Кому доверить свою боль, свои страхи, свою неуверенность? Священнику, психологу, феназепаму?
Многие бегут к священнику. Надо ли? Не надо. Священник священнику рознь. Если у вас есть свой Серафим Вырицкий или Варсонофий Оптинский — бегите к нему без оглядки, но вряд ли они у вас есть. У вас есть, скорее всего, вчерашний семинарист, который пороху не нюхал, жизни не видел, гвоздя не забил, копейки трудом не заработал. А если у вас есть опытный взрослый священник, вменяемый и умный, то что у него в голове? У него в голове мой ранимый внутренний мир? Нет. У него в голове доски и гвозди, отчёты епархиальному начальству, поборы в епархию, двадцать восемь детей, вечно беременная матушка в больнице на сохранении, визит Его Высоко-высоко-высокоПреосвященства, к приезду которого надо купить грузовик коньяку и покрасить траву. Он и рад бы помочь, но у него просто нет времени. Превращать же исповедь в консультацию, как пишет милая барышня — это элементарное отсутствие православной культуры, этого делать нельзя. Не потому, что это плохо, а потому, что великое Таинство исповеди — это сакральный акт, и там не место жалобам на свекровь. Да и дело у нас поставлено так, чтобы изливать душу священнику было максимально неуютно и неудобно — в затылок тебе дышит очередь из пятисот добрых христиан, а параллельно идёт Литургия.
Есть ещё популярный вариант — ураганить по отдалённым монастырям и искать духоноснага старца, который по наущению Духа Святаго знает, во сколько завтра конец света, как отучить сына материться, не бить собаку и выносить мусор. Но это уже клинический случай, здесь уже только госпитализация.
Психолог. Психолог — вариант, но тут тоже можно налететь на засаду. Идти можно только к надёжному проверенному психологу, но как его найти? Идти по совету восторженной подруги Светы, которой этот психолог помог бросить курить и вылечил психологическую травму от кошки? Тараписа не надо. Света скорее всего просто богатая бездельница и ей просто нехрен делать.
Так как отличить хорошего психолога от плохого психолуха? Первый индикатор — наукообразие. Если психолог претендует на наукообразие — бегите и не оглядывайтесь. Психология не наука. Когда психология пыжится структурировать поведенческие девиации, она всегда попадает впросак. Душа человеческая — товар штучный, каждый человек уникален. Искать здесь общие закономерности очень стрёмно.
К какому психологу можно идти? К тому, который улыбается — «приходи, деточка, поговорим». С осторожностью к такому можно. Психолог — это именно на поговорить. Не больше, не меньше. Большинству людей по сути помощь не нужна. Им нужно выговориться, им нужно, чтобы их выслушали. Это уже помогает.
Клинический психолог, медицинский психолог. Надо ли? Тоже с осторожностью. Медицина — это уже наука, а наука ищет в когнитивных расстройствах и поведенческих девиациях органику, то есть физиологию мозга. И сразу тянется за пилюльками. С пилюльками тоже никогда не надо торопиться. Это зависимость, наркомания. Зависимость если не физиологическая, то психологическая, и неизвестно, что хуже. Мы имеем богатый опыт Запада. Западное общество тотально сидит на нейролептиках и антидепрессантах, и щё це им дало? Да нищё. Только дырку в бюджете. Практика показывает, что антидепрессанты и седативы на уровень самоубийств не влияют, а если и влияют, то негативно.
Самостоятельные практики. Молитва, медитация, собачки-кошечки, цветочки-лютики, рассветы-закаты, путешествия. Бронебойные вещи, всегда помогают, но от одиночества не спасают, а все неврозы, абсолютно все неврозы, психозы, биполярные расстройства — от одиночества. А самое лютое одиночество — одиночество в толпе. Многие обманываются, ища общества от одиночества, а в обществе им становится только хуже. В обществе внутреннее одиночество становится только болезненнее.

Сухой остаток. Дык куды податься? Кому доверить хандру, меланхолию и душевную травму?
Практика показывает — лечит только любовь. Не та любовь, которая сиськи-письки, а христианская любовь, которая эмпатия. Модное идиотское слово эмпатия. На русский язык переводится просто — участливость. Ищите участия. Ищите того, кому вы не похрену. Ищите человека с эмпатией (прастихосспади). Это может быть и священник, и психолог, и мама, и бабушка, и сосед дядя Коля. Ищите опытного деликатного человека, который всё это проходил, прожил жизнь, сделал все эти ошибки и готов просто поделиться своим личным опытом. И умеет делать это деликатно — не грузить, не советовать, не наставлять, а подталкивать тебя к самостоятельному выводу, чтобы ты потом был уверен, что сам всё прорубил. Иначе та же зависимость, но уже зависимость от чужого мнения. Это по сути тоже наркомания.
Человек создан стайным животным. Ищите того, кто одной с вами стаи.
И по секрету. Самый бронебойный способ избавиться от невроза и меланхолии — не искать эмпатию, а проявить эмпатию. Не искать того, кто тебя пожалеет, а пожалеть кого-то, кому ещё хуже. Увидите, помогает. Клин клином вышибают.




--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии