В центре социальной реабилитации

30 сентября 2022 года я была приглашена Надеждой Ушаковой - педагогом, инструктором по труду (Гончарная мастерская) на Социально - трудовом отделении Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга», администратором - руководителем в группе ВКонтакте "От Сердца к Сердцу" на праздник, посвящённому Дню пожилого Человека.

Профессиональное кредо у Надежды Ушаковой: "Учись у всех, не подражай никому" (Слова Максима Горького). Миссия: Добротворчество.

Кредо Центра : Люди, для Людей.
Есть в душе у каждого множество идей.
И идём мы вместе, дорогою добра.
Нас от Сердца к Сердцу всех ведёт она!
(Слова, вывод, отзыв о трудовом процессе Надежды Ушаковой).

Центральный район - мой родной. Я с рождения все лучшие и самые счастливые годы жила на Садовой улице у семи мостов. Раньше этот район назывался Октябрьским.

А на улице Марата в доме 67 рядом с Центром реабилитации, в который меня пригласили для выступления 30 сентября 2022 года, жили раньше мои близкие родные.

Моя родная тётя, мамина старшая сестра - Елизавета Александровна Захарова ( до замужества Ручкина) жила здесь с мужем - Иваном Павловичем Захаровым. У них было шесть детей. Трое из них: две Тамары и Виктор - умерли во время блокады. Сын по имени Дюка погиб на фронте. После окончания Великой Отечественной войны остались в живых только двое: Сергей и Антонина. Антонина вернулась с фронта живая. А Сергей погиб при несчастном случае после войны.

В семье старшей маминой сестры жила родная сестра моего дедушки - Мария Яковлевна Ручкина 1874 года рождения. Она родилась и жила до войны в деревне Власово Некоузского района Ярославской области в одном доме и семье с моими родными бабушкой - Александрой Александровной Ручкиной (до замужества Веселовой) и дедушкой - Александром Яковлевичем Ручкиным.

После смерти моего дедушки и моей бабушки старшая мамина сестра Елизавета продала два дома во Власово. И родная тётя переехала после этого в Ленинград и жила в одной комнате с семьёй своей племянницы Елизаветы Захаровой. И, к очень большому несчастью, умерла на улице Марата в этом доме с номером 67, квартира 1 от голода во время блокады Ленинграда в феврале 1942 года. И была похоронена на Пискарёвском кладбище в Ленинграде в одной из братских могил с номерами: 8, 9, 22 или 23 (по архивным данным).

А Иван Павлович Захаров - муж маминой старшей сестры Елизаветы, попал осенью 1941 года в плен. Он был узником фашистского, немецкого лагеря Зандбостель. И умер там 1 июля 1944 года.

Я бывала после войны вместе с мамой в гостях у маминой старшей сестры Елизаветы на улице Марата. И хорошо помню эту квартиру.
В ней было две комнаты. В одной жила мамина сестра с сыном Сергеем и дочерью Антониной. А в другой жила одинокая соседка. Я всегда здесь пела песни. Я любила петь. И все меня внимательно слушали...

У меня был голос второй сопрано. И я хотела стать артисткой. Но после удаления миндалин перед началом учебного года в одиннадцатом классе я не могла больше петь, поскольку произошло не смыкание голосовых связок. И поступила учиться после окончания одиннадцатого класса в 243 школе Октябрьского района Ленинграда в Ленинградский институт Водного Транспорта.

В 1959 году в возрасте 56 лет мамина родная, старшая сестра Елизавета Александровна Захарова умерла в результате тяжёлой болезни. Проведённая знаменитым хирургом Угловым уникальная в то время операция её не спасла. И в итоге на улице Марата в доме с номером 67 у меня не осталось никого из родных.

«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга» находится на улице Марата в доме с номером 65, то есть рядом с домом, в котором жили когда-то мои родные - Захаровы и моя двоюрдная бабушка, родная сестра моего дедушки Александра Яковлевича Ручкина - Мария Яковлевна Ручкина. И поэтому этот район имеет для меня особое значение.

Поэтому я с большим удовольствием и личным интересом приняла это приглашение. Меня очень по-доброму здесь встретили. Я послушала выступления некоторых участников, а затем предоставили слово и мне. Я немного рассказала о себе: где родилась, в какой квартире жила...А затем прочитала стихи из своей авторской книги "Верьте чудесам!": "Таким образом появляются стихи у меня", "Поэтическая Лира, Литературная строка и Я!", "Шла суровая война и проходила молодость твоя", "Баба-Яга на балу у короля".

Меня сердечно поблагодарили за выступление. И подарили мне плетённую корзинку, сердечко, покрытое керамикой, которые сделали участники этого трудового отделения, очень доброе письмо с благодарностью. И я была рада познакомиться лично с замечательным, очень добрым человеком, руководителем группы "От сердца к сердцу" - Ушаковой Надеждой и членами группы этого трудового отделения по реабилитации инвалидов Центрального района. И благодарю за добрый приём и фотографии Надежду Ушакову и Светлану Калмыкову - художника, члена этой группы.

3 октября 2022 года


Рецензии