Образование или обучение?

обственно говоря, речь здесь пойдет о том, чем отличаются два ключевых понятия – образование и обучение. Обучение – слово понятное. Человек чему-то учится. Надевать носки, вытирать попу, писать, читать, рисовать. В результате обучения возникает умение что-то делать. В зависимости от качества обучения это умение бывает хорошим или плохим. Если качество обучения слишком низкое, то навык вообще не формируется.

С понятием «образование» дело обстоит сложнее. В общем смысле этот термин является достаточно широким. Например, муниципальное образование подразумевает некую общность на местности (город, поселок, деревню), а новообразование чаще всего связывают с раковым заболеванием. Да и в узком смысле слова не вполне понятно, что или кто образуется в результате обучения в образовательном учреждении. Однако сам учебный процесс предполагает по завершении появление некого продукта – выпускника школы или университета, образование которого подтверждено официальным документом – аттестатом или дипломом.

Таким образом, формально образование дает на выходе аттестованного человека или дипломированного специалиста, у которого предполагается наличие знаний и умений, предусмотренных стандартом или учебным планом. Формализация проникла и в школы, и в университеты. Можно долго спорить о пользе и вреде ЕГЭ. Тем не менее, имеется уже устойчивая система формальной оценки знаний. И она дает свои плоды. Разные плоды.

У одной моей знакомой случилась беда. Дочь закончила школу на все пятерки, но не смогла набрать много баллов на профильной математике. И теперь ее в университет не берут. Не берусь судить, что было не так. Возможно, просто сказалось волнение ребенка. Но жизнь-то отчасти поломана. И желание хорошо учиться несколько поостыло.

Как получать реальные знания? Выход я вижу в самообразовании. Точнее, в самостоятельном обучении тому, что востребовано рынком труда. Сегодня есть колоссальные возможности для достижения этой цели. Возможности интернет, дистанционного обучения. Не по формальным критериям, а по практическим наработкам тех специалистов, которые не связаны формальными узами официальных образовательных учреждений. Репетиторов, например. Только истинных, а не шарлатанов.


Рецензии