19 03. Начальник колонны

       Чтобы душманам очковалось ещё уверенней, Рязанов приказал личному составу его роты открыть огонь из с/о (стрелкового оружия). Как офигенный замкомвзвод, короткими матерными фразами я дал распоряжения бойцам, расположенным на моём БТРе. Распределил для них цели, подал команду «огонь». Любая щель между нависающими над нами скалами могла быть использована противником как огневая точка. Надо было пострелять туда для профилактики. Наши бойцы открыли дружную пальбу из своих штатных стволов. Они методично обстреливали «нарезанные» для них секторы, а я крутил башкой и старался следить за происходящим вокруг нас. Во время осмотра окружающей меня оперативно-тактической обстановки я заметил, как из водительского люка соседнего БТРа вылез Ваня Грек. Он встал ногами на свою водительскую сидушку, взгромоздился туловищем над БТРом. Ваня вымахал такой высокий, что торчал из люка как каланча. Он покрутил по сторонам головой, потянулся к ближайшему солдату, вооруженному СВД.
 - А ну, дайка снайперку. Пальну, пока стоим. Никогда раньше из неё не стрелял.
   
      Ваня забрал винтовку у Вовки Бурули, так-сяк покрутил перед своими глазами, приложил приклад к щеке.
       Снайперская винтовка Драгунова промышленностью выпускалась в очень элегантном виде. Она выглядела как нечто ажурное, прозрачное. При этом имела очень маленькую массу. Человек, который впервые брал СВД в руки, не воспринимал скрытую в ней мощь. Винтовка не выглядела устрашающе, она создавала ощущение чего-то лёгкого и изящного. Чего тут опасного? Вдобавок ко всему хозяин винтовки – Вовка Буруля, он тоже выглядел как персонаж утонченный. Вовка был маленький, щупленький, а ещё исхудал в горах, а ещё он много курил взатяжку. А Ваня до армии занимался борьбой, сигарет не курил, как говорится, кушал манную кашу, слушал маму и папу. Пока рос в своей Авдарме, он, наверное, каждый день смотрел на водокачку, из-за этого вырос аж до потолка. Когда он встал рядом с Вовкой, то не возникло никаких сомнений, что Ваня справится с винтовкой. Худенький Вовка справляется, ну дык здоровенный Ваня тем более справится.
       Направление развития сюжета таилось в двух мелочах. Первая мелочь заключалась в том, что СВД была создана под очень мощный патрон 7,62х54, который при выстреле обеспечивает дульную энергию в 4046 Дж. По Третьему Закону Ньютона ровно столько же джоулей должно полететь в обратную от пули сторону. А по Второму Закону Ньютона масса является мерой проявления инертности. То есть винтовка массой в несколько пудов частично поглощала бы энергию отдачи, удар прикладом в плечо был бы приемлемым. Но СВД имела маленькую массу всего-то 4,5 кг. Из-за этого её очень удобно переносить по горам, но если стрелок не опытный, то ему будет очень больно с непривычки.
       Вторая мелочь состояла в том, что Вовка не только много курил, но в добавок ко всему оказался редкостным раздолбаем. Он про… протерял наглазник от оптического прицела.

       Ваня всего этого не знал, смело поднял винтовку к своему плечу, подсунул лицо поближе к оптическому прицелу, заглянул правым глазом в окуляр и радостно надавил на спусковой крючок. А дальше «понеслась кобыла в щавель, громко ветки затрещали»:
 - БАХ!
 - Хрясь!
 - Ай!
 - Дзинь-ля-ля!
       Если рассказывать всё по порядку, то «БАХ» сделала винтовка. «Хрясь» - это хрустнуло то место, которое Ваня подсунул к прицелу. А он подсунул правый глаз. «Ай» - это выкрикнул Ваня и схватился за лицо обеими руками. Винтовка выпала из Ваниных рук, издала об броню звук «дзынь-ля-ля».

       У меня перекосилась мимика как будто на моих глазах кому-то сделали укол. Или как будто провели металлом по стеклу. Мне стало не по себе, я отвернулся от неприятного зрелища.
       Бедный Ваня. Обычно, неопытные стрелки не упирают приклад винтовки в плечо. При этом из-за отсутствия наглазника слишком близко придвигают лицо к прицелу. При выстреле слабо удерживаемая винтовка подпрыгивает и летит назад с задранным вверх стволом. Удар приходится прицелом под глаз в кости лицевого диска. Не по глазному яблоку, оно остаётся целым. Зато под нижним веком незадачливого стрелка возникает рассечение и наливается огромный лиловый фингал. Стрелку становится очень-очень больно, а ещё обидно и неожиданно. После того, как СВД сделает «Бах!», во рту появляется вкус металла, из глаз летят искры и ещё болят уши. От того как сильно ты сам орёшь.

       На моём боку хрипло заговорила рация. В ней прозвучал голос Главного Сапёра:
- Передай нашим, что мы еб@шим! 

«Вот как замечательно!» - Подумал я сам себе втихаря, - «А что обозначает данная команда, что требуется делать после её поступления»?

        Всё оказалось очень просто. Сапёры собрались уничтожать накладным зарядом обнаруженный возле завала фугас. Если камни от подрыва фугаса полетят вверх, то потом, когда-нибудь, они непременно полетят вниз. От падающих сверху камней лучше спрятаться под бронёй внутри БТРа. Мне, как сержанту, требовалось запихать воинство Второго взвода под броню.

 - Пацаны, подаю команду голосом! Тикайте все внутрь БТРа, сейчас фугас взрывать будут! – Громко и чётко скомандовал я и спустился под броню через командирский люк.

       Пацаны полезли внутрь БТРа, звякая о броню оружием.

 - Димон, у тебя дома двери что ли нету? Люк за собой закрой! – На правах хозяина БТРа выкрикнул мне водитель Миша Гнилоквас.

Основанием ладони я ударил в стопор крышки люка, она плавно опустилась на пружине. Пацаны в БТРе заржали, затем тоже принялись ударять ладонями по стопорам остальных люков.

 - ТАДАХ!!! – Долбанул душманский фугас.
 
       В воздух подлетел столб черного дыма. Ни камней, ни осколков он не подбросил. Видимо, сапёры сначала обкопали фугас, а потом положили сверху накладной заряд. Торчать внутри БТРа не было смысла, я открыл люк, вылез на броню. Мне захотелось поглазеть на черное облако тротиловой гари. Очень скоро я пожалел насчёт своего любопытства. Потому что кроме облака в поле моего зрения вплыл целый Майор Зимин. Он шел вдоль колонны широкими шагами, осматривал всё зверским взглядом. Конечно же, он увидел, что я увидел его. Прятаться было бесполезно. Прятаться на глазах Майора Зимина - это неправильный поступок.

       Майор Зимин в три шага достиг борта нашего БТРа, скомандовал мне:
 - Докладывай!
 - Подрыв фугаса пережили без происшествий! – Я встал ногами на сидушку, выпрямился в люке.

Майор Зимин вытянул вперёд руку с указательным пальцем. Точно так, как на фотографии.   
         
  - Эй ты, долбоюноша! Слышь, ты, дылда!
        Палец майора показывал не на меня, а на Ваню Грека. Ну конечно же, это Ваня - дылда.

 - Это чё у тебя за ху@ня? На роже? – Зимин в три своих огромных шага преодолел длину нашего БТРа, остановился рядом с Ваниным.
 - Это всё нормально. Это я со снайперки стрельнул.
 - Них@я себе «нормально»! А что станет, если ты из гранатомёта стрельнёшь? Ты, солдат, смотри мне! Ты лучше не стреляй. Крутишь руль, вот и крути! Не отвлекайся. С духами мы сами справимся.

       Не понятно было пошутил Зимин или не пошутил. Но, на всякий случай, мы не заржали.

 – Ладно, так, бойцы! Хлебальниками не щёлкать! Сейчас сапёры завал уничтожать будут. Заложат заряд, подорвут и раскидают камни. Так что всем укрыться и не высовываться!
       Майор Зимин двинулся дальше вдоль колонны огромными шагами. Он шел по обочине, которая могла быть заминирована противопехотками. Нельзя ходить по обочинам в Афганистане, но Зимин зачем-то шел. Тут до меня дошло, что это он – Командир колонны! Это он дал команду открыть предупреждающий огонь, чтобы душманы не рискнули на нас нападать. Теперь он шел вдоль колонны, как положено настоящему командиру, лич-чно осматривал вверенное ему воинство, принимал доклады старших машин, давал инструкции бойцам.

Из рассказов бывалых солдат и офицеров я понаслышке знал, что местные афганцы всеми правдами и неправдами заранее старались узнать кто из офицеров в скором времени поведёт ближайшую колонну. Под руководством некоторых офицеров солдаты из колонны могли поторговать по ходу движения. Под руководством других офицеров колонна шла как положено с соблюдением всех военных правил и инструкций. К такой колонне лучше было не приближаться, потому что пропустить её себе дешевле будет. Так что личность командира колонны во многом влияла на безопасность движения вверенной ему техники. Если Командир Колонны ведёт себя как настоящий офицер, то он и по минам пройдёт, не сморгнув глазом. Правда, широкими шагами, чтобы уменьшить шанс подрыва. Он всё заметит, даже фингал под глазом водителя БТРа. Настоящий командир будет выполнять боевую задачу, а не торговать военным имуществом и жизнями подчинённых.


       Рассказывает Майор Зимин Сергей Петрович, начальник штаба 3-го горнострелкового батальона (ныне подполковник запаса):
 
 - Наш Третий горнострелковый батальон был укомплектован БТРами. Они на колёсном ходу. Два других батальона были укомплектованы БМП-2 на гусеничном ходу. Ресурс у колёсной техники больше, чем у гусеничной. Пробег колёсной техники дешевле. Поэтому на сопровождение колонн чаще всего направляли БТРы нашего батальона. Поскольку БТРы наши, то с этими БТРами старшим колонны назначали меня. Наверное, 90% всех сопровождений колонн в 1984-1986гг провёл из Панджшера я. Если все колонны взять за мою службу, получится 50. Ну, 40-45 это я их проводил. Между операциями.

https://youtu.be/HxJLv5ZmquI 


Рецензии