Лори. часть 9 Путь к Храму

Ларисе дали вторую группу инвалидности и уволили из университета в самый весёлый день года, 1 апреля.  Вот так судьба может пошутить над человеком.
Болезнь прогрессировала, но она не сдавалась, находила себе занятие по силам, одно из которых – сочинительство.
 
 Света перебралась в Москву к Вадиму. Они вместе навещали её. Изредка позванивали с прежней работы. Вот и весь круг общения.

 Настал и тот день, когда она без посторонней помощи смогла выйти на улицу, ни на территорию усадьбы, а за её пределы. Не далеко конечно. Домой она пришла с трудом, но все-таки хоть и маленькая, но победа! Потом самостоятельно ездила в поликлинику на общественном транспорте, так она хотела.  Из поликлиники бывало, ее привозили на карете скорой помощи, потому как теряла сознание, добраться домой помогал заботливый доктор. Так неспешно и жила. Доктору доверялась полностью, прислушиваясь к его советам.

 Но в один момент душа потянулась к Храму. И она пошла. Трудно было выстоять службу и когда становилось совсем невмоготу, присаживалась на скамью рядом с пожилыми людьми. Однажды не рассчитала свои силы, потеряла сознание, упала.

 Служба была большая, приехало священство с ближних приходов в день Сергия Радонежского, и такой конфуз. Службу приостановили, вызвали «03» и проводили в больницу. После этого Лара гораздо реже ходила в Храм, боялась повторения. Она не могла находиться долго при большом скоплении людей. Изучая тонкости своего организма, училась контролировать себя, не допуская до переутомления.   
 
 Родители вернулись к себе домой, свекровь не навязывала своё общество, всё понимала. Серёжа работал, и она была предоставлена сама себе. Теперь, правда, она не Лариса, а Лори, литературный псевдоним.

 Однажды Вера Петровна, когда Лары не было дома, позволила себе войти в комнату молодых.  Зачем и сама не знала, возможно хотела посмотреть ещё раз рукоделия невестки,Лариса увлечена была и вязанием, но взгляд остановился на иконе. Вера Петровна по своему убеждению атеистка, но никогда не была против того, что невестка ходит в Храм. Может ей действительно там легче.

 Божья Матерь смотрела на Веру. Непроизвольно Вера осенила себя крестным знамением, испугавшись собственных действий, оглянулась. Никого не было. Подойдя ближе к иконе опустилась на колени что-то нашептывая, молитв она не знала, слезы полились сами собой. Слова шли из сердца. Наплакавшись вволю, встала, поклонилась, поцеловала образ и вышла.

 Вернувшись домой, Лара почувствовала в комнате запах духов Веры Петровны. Взгляд упал на Образ, заметила лёгкий след от губной помады. Перекрестившись взяла икону протёрла платочком, поцеловав, поставила на прежнее место. Легла, пустившись в раздумья, что свекровь делала в их комнате?

 Отдохнувши, Лара пошла на кухню поесть и принять лекарства. Свекровь пила кофе.
-Поешь со мной, Ларис? Садись, я тебя покормлю.
-с удовольствием, спасибо, мам.
-Как погуляла?
-Устала очень.

 Лариса чувствовала, что свекровь хочет, что-то спросить и решила ей помочь.
-А Вы чем занимались?
-Да так по мелочи. Не решилась открыться и поделиться нахлынувшими на неё чувствами Вера.
Лариса продолжала:
-Мам, Вы хоть и не верующая, но сделайте сегодня неотложные дела, а то завтра большой церковный праздник, Благовещенье.

 Лариса начала издалека.
- Очень хочу в Храм сходить, а одна боюсь, людей в такие дни бывает много. Мама заболела,- продолжала она рассуждать вслух, не знаю кого и попросить сходить со мной.
Пауза.
- Давай я тебя провожу.
-Для меня главное, чтобы я там была не одна. – Довела свою мысль до точки Лариса.
-Я останусь с тобой.
-Спасибо.
- а некрещеным людям можно в Храм заходить?
-  Даже нужно.

 Вера ничего не ответила, доедали молча. К совету Ларисы прислушалась насчёт дел на завтра. Лариса из комнаты больше не вышла, пока не вернулся Серёжа.

 Вера Петровна впервые была в Храме. Они купили свечи, заказали службу о здравии всех крещеных членов семьи. И так Вере стало больно и горько, что она пришла в отчаяние, только и спросила:
-а куда мне можно поставить свечку?
- О здравии к любой иконе, кроме поминального стола.

 И пошла Вера к той иконе, которую видела в комнате Ларисы, к Фёдоровской Божьей Матери, поставила свечу и не смогла сдержать слёз. Дева смотрела на Веру, ее взгляд был полон любви и сострадания. Службу добыли до конца, Лариса неоднократно присаживалась. Проповедь священника потрясла Веру Петровну до глубины души. Он всё говорил только о ней, её жизни.

 Вернувшись домой, теперь уже Вера долго не выходила из своей комнаты. Встретились на кухне. Задумчивость свекрови натолкнула невестку на мысль, которую она высказала вслух:
-Мам, примите крещение.
-в моём возрасте и не крестят, наверное, я же не ребёнок.
- Может даже лучше, что не ребёнок, осознанно будет. Об этом нужно поговорить со священником.
-Я боюсь.
-Мы ведь вместе пойдём.
-а когда? - в ее голосе слышалось нетерпение.
-Давайте завтра, с утра, а после службы с батюшкой и поговорим.
-с каким батюшкой?
- с любым, кто будет, мой исповедник отец Игорь. Вера согласилась.
 И свекровь Господь направил к отцу Игорю, священник рекомендовал сначала воцерковиться, прежде чем креститься.  Вера стала прихожанкой Храма. Время шло, отец Игорь наблюдал за становлением Веры и первым завел разговор о крещении.

 Говорить о своём намерении домочадцам Вера не хотела раньше времени. День выбрали будний, Храм полупустой. Накатывало безумное волнение. По окончании службы все разошлись. Служители Храма были заняты подготовкой к таинству, в ожидании Вера Петровна подошла к иконе Богородицы, они смотрели друг на друга.  К крещению всё готово. Свершилось. На душе у Веры было светло и радостно.

 По дороге домой купили все к чаю.
-Лар, позвони родителям, может, и они захотят присоединиться к нам.
-с удовольствием.  И принялась звонить. 
– Они дали добро, скоро приедут.

 Лариса очень устала, ей хотелось прилечь.
-Скоро, дочка придем домой, ты отдохнешь, а я приготовлюсь к приёму гостей.

 Так и сделали. Сваты не заставили себя долго ждать. Позвали Ларису, к тому времени она отдохнула, и прошли к столу. Озвучили повод для встречи. Ольга Карловна искренне порадовалась за сваху, Павел Александрович поддержал супругу. Приступили к чайной церемонии и к заданной теме. Ольга Карловна тихо спросила:
-Вера, а как случилось, что Серёжа крещённый, а ты нет?
- Серёжу мама моя крестила. Меня же в детстве ей не удалось крестить, причиной я никогда не интересовалась. Слава Богу, к пятидесяти годам прозрела благодаря Ларисе. Спасибо, дочка.

 Сваты посидели ещё немного и отправились восвояси. Вера проводила гостей и ушла к себе. Перекрестившись, поцеловала икону, теперь уже свою, и легла отдохнуть. Она с нетерпением ждала мужа и сына, чтобы поделиться радостью. Не заметила, как уснула и видит сон: Гуляет она по зелёному лугу.  Вдруг небо затянуло грозовыми тучами. И так Вере стало страшно, что она присела на траву, лицо прикрывая руками.  Неожиданно кусочек неба просветлел, лазоревый просвет увеличивался и на фоне Божественного света появился образ Царицы Небесной. Матерь Божья смотрела на Веру, как тогда в Храме.

 Вера опрокинулась ото сна, ею овладело непонятное чувство. Она понимала, что этот сон вещий и поспешила к Ларисе. Невестка сидела за компьютером, обернувшись, сказала:
-Проходите.  Вот решила кое-какие мысли увековечить. Ирония прозвучала в голосе и отразилась в улыбке.
-Что ж, дело нужное.
Дальше этого разговор не шел, она вышла из комнаты, ничего не объясняя, но вернулась и попросила:
-Ларис, дай мне что-нибудь духовное почитать.
-Хотите стихи матушки Марии?
- Хочу.
Взяла книгу и поспешила к себе.
Е.Ю. КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА Избранное. Почему-то открыла книгу ближе к середине. Две строки магнитом притянули её взгляд:
                «Мы - лишь слепые сторожа
                Темницы нашей, тёмной плоти».
Закрыла книгу, хватило двух строк, чтобы утонуть в размышлениях.
 
 Вскоре пришли мужчины, Вера обо всём рассказала.  Вячеслав Яковлевич был приятно удивлён.
-Всё-таки признала, что и твои предки произошли от людей?  Наконец-то Верочка!
-Не иронизируй,ты хоть и крещенный, но в Храм-то не ногой...
-Нет, я действительно очень рад за тебя, не обижайся!
-Спасибо.
И сын, поцеловав мать, поздравил. Вдаваться в подробности не стали. Вере же не давал покоя сон.
«Нет это просто сон, конечно же только сон. Я под впечатлением, уже ведь не молода, сердечко сдает. Завтра Лилию Петровну вызову пусть послушает. Нет-нет. Это только сон».
Лариса часто прибывала в недомогании, и Вера Петровна в Храм ходила одна, приносила просфоры для всей семьи.

Продолжение следует…


Рецензии