Ступени развития немецкой социал-демократии

     Идеология социал-демократии сложилась из ряда идей и стремлений первой половины XIX века. Уже тогда зародилась идея государства, которое должно осуществлять глубокие социальные изменения в обществе и в частности помогать трудящимся с правом на труд иметь право и на жизнь достойную труда. Для этого государство должно стать парламентарно-демократическим, со всеобщим избирательным правом таких законов, при которых не должно быть никаких незаслуженных имущественных привилегий кого бы то ни было. Такое государство, как предполагалось, должно оказывать помощь людям в организации производственных  кооперативов, объединений, мастерских, которые постепенно вытеснят незаслуженные буржуазные имущественные привилегии за счёт трудящихся из всех сфер экономической деятельности, кроме как по труду на благо общества!

     Немалую роль в распространении идей социал-демократии играло неверие их сторонников в возможность насильственного, принудительного создания социалистического строя, если большинство населения страны ещё не осознало необходимость таких изменений и несогласно с ними.

     Наиболее ярким теоретиком социал-демократии второй половины XIX в. был публицист и адвокат Фердинанд Лассаль (1825-1864 гг.). Его усилиями была создана в 1863 году первая рабочая социалистическая партия "Всеобщий германский рабочий союз".

     Талантливый агитатор и пропагандист, Лассаль называл себя учеником Маркса. Зная наизусть "Манифест коммунистической партии" и экономические труды Маркса, он так активно и широко пропагандировал его идеи в немецком рабочем движении, что после гибели Лассаля Маркс счел необходимым на первой же странице "Капитала" ( 1867 г.) заявить о своем авторстве всех идей, которые распространял Лассаль.

     Однако теория Лассаля и ее практические приложения, как там же писал Маркс, имели некоторые отличия от идей самого Маркса. Лассаль не хотел звать рабочий класс к насильственной коммунистической революции, ибо он не верил в ее успех. Лассаль не желал повторения "ужасов июньских дней" (жестокого подавления восстания парижского пролетариата в 1848 г.), он стремился к тому, чтобы инициатива решения социального вопроса явилась результатом развития науки и народного согласия, «а не ненависти и дикой санкюлотской ярости».

     Приверженец идей не только Маркса, но и Гегеля, Лассаль считал социалистическое государство воплощением публичного интереса, противостоящего индивидуализму и социальному эгоизму. В книге «Программа работников» он писал, что нравственная природа социально устроенного государства как бюрократического аппарата власти, его истинное и возвышенное предназначение состоят в развитии рода человеческого по направлению к свободе от любого угнетения. История человечества - это борьба с негативами природы, с нищетой и с невежеством, с бедностью и бессилием, то есть с угнетением и неволей всякого рода.
 
     "Постепенное преодоление этого бессилия - вот развитие свободы, которое составляет история развития общества". Организующим и объединяющим началом общества и его истории является социально устроенное государство, подчеркивал Лассаль. Однако в современном буржуазном обществе государство не соответствует своей идеальной сущности по сплочению общества, поскольку буржуазия подчиняет государство «грубой материи при власти денег». При помощи имущественного ценза буржуазия превращает государство в своего слугу, в охранника монополии капитала.

     Это определение государства надолго установилось в публицистике и в научной литературе за буржуазным государством, которое в соответствии с доктриной классического либерализма осуществляло только охранительные функции для буржуазии и никаких социальных функций по защите интересов трудящегося народа.

     Для освобождения от эгоистического господства буржуазии и восстановления подлинной идеальной сущности государства Лассаль считал необходимым отмену незаслуженных имущественных привилегий буржуазии и завоевание всеобщего избирательного права народом более справедливых социально-экономических законов общества!  Это, подчеркивал Лассаль, «единственное средство улучшить материальное положение рабочего сословия».

     Лассаль призывал все сословия общества, особенно интеллигенцию, соединить усилия для того, чтобы с помощью государственных мер помочь угнетённому и нуждающемуся классу и улучшить его положение при помощи законов избранных при помощи всеобщего избирательного права. Он подчеркивал, что речь должна идти не об установлении политического господства трудящихся, а только о том, чтобы сделать это руководящей государственной идеей.
 
     Это означает, что государство, основанное на всеобщем избирательном праве, должно стать народным государством, помогающим рабочему классу освободиться от материальной нужды и капиталистической эксплуатации, превратится в «социальное государство» помогающее рабочим создавать производственные кооперации для производства необходимого по удовлетворению своих нужд. По теории Лассаля такое выражение подлинной сущности государства - это единственно возможный путь к социально справедливому обществу! Для решение данной задачи, писал Лассаль, идея признать равноправие сословия наёмных трудящихся в потреблении социальных благ должна стать господствующей идеей социального государства и именно это должно стать сознательной целью общества и подлинной сущностью государства.

     Лассаль призывал рабочий класс, интеллигенцию, все классы и сословия к легальной политической борьбе за всеобщее избирательное право - к митингам, петициям, демонстрациям. «Поднятое мною знамя есть знамя демократии вообще, - говорил Лассаль. - И я называю такое движение как общее, демократическое и народное!».

     В борьбе за демократическое и социальное государство Лассаль не чуждался компромиссов с властями: за моральную поддержку государственной корпорации в Пруссии канцлер Бисмарк обещал Лассалю учредить всеобщее избирательное право в Германии (обе стороны выполнили свои обещания).

     В переписке с Бисмарком Лассаль даже рассуждал о возможности поддержки рабочим классом монархии, если бы она в противоположность эгоизму буржуазного общества встала на подлинно революционный и национальный путь "и превратилась бы из монархии привилегированных сословий в социальную и революционную монархию", что полностью противоречит идее Маркса о законодательной воле трудящихся масс.

     Лассаль опубликовал немало работ на философские, исторические и политико-правовые темы. Большую известность получила его речь «О сущности конституции» (1862 г .), особенно рассуждения о различии между фактической и юридической конституциями государства. «Вопрос о конституции есть прежде всего вопрос силы, а не права, - говорил Лассаль, - реальная конституция представляет собою действительные соотношения общественных сил страны; писаная конституция только тогда имеет значение и долговечность, когда является точным отражением этого соотношения». Определение Лассаля конституции как необходимости для примирения различных общественных и классовых сил и разногласий в стране оказали долговременное влияние на теоретическое государствоведение.

     Рабочее движение Германии развивалось под сильным влиянием лассальянских идей, воплощённых в программе «Всеобщего германского рабочего союза». Под воздействием лассальянства вторая рабочая партия, созданная в г. Эйзенахе в 1869 году ("эйзенахцы"), взяла наименование «социал-демократическая», а также включила в свою программу пункт о государственной помощи производственным товариществам и назвала свою газету «Народное государство».

     В 1875 г . «Социал-демократическая рабочая партия Германии», руководство которой (Бебель, Либкнехт) поддерживали идеи Маркса и договорилась с «Всеобщим германским рабочим союзом» об объединении на съезде в городе Гота. Подготовленная к съезду программа содержала ряд идей Лассаля, которые Маркс подверг критике в работе «Критика Готской программы». В этой работе Маркс отвергает идею «свободного государства» и пока ещё поддерживает значение государства пролетарского. Предметом полемики были и другие проблемы.

     Политико-правовые идеи Лассаля и его последователей во многом совпадали с программой Маркса и Энгельса. Главным отличием лассальянства от марксизма в то время было принципиальное отрицание форсированной замены капитализма социализмом при помощи принуждения насильственными действиями. Кроме того, значительно отличались от учения Маркса и Энгельса о классовой сущности политической надстройки взгляды Лассаля на сущность и формы государства. В области политико-правовой программы наиболее сложным было соотношение взглядов лассальянцев и марксистов на всеобщее избирательное право.

     Здесь следует отметить, что взгляды Маркса и Энгельса на всеобщее избирательное право не оставались неизменными. Под завоеванием демократии в «Манифесте коммунистической партии» понималось, по словам Энгельса, именно завоевание всеобщего избирательного права. В 40 - 50-е гг. Маркс и Энгельс полагали, что в таких странах, как Англия, всеобщее избирательное право непосредственно даёт политическую власть пролетариату, составляющему большую часть населения.

     Результаты революций 1848 - 1849 гг. и последующее развитие представительной системы в капиталистическом обществе привели к пересмотру ими прежних взглядов: «Имущий класс господствовал непосредственно при помощи, якобы, всеобщего избирательного права... - писал Энгельс в 1884 г . - ...Но сегодня всеобщее избирательное право, как показатель зрелости объединённого рабочего класса, может дать значительно больше того, что оно могло дать в прежнем государстве».

     Однако эти и аналогичные суждения, отчасти продиктованные потребностями полемики с лассальянством, были вновь пересмотрены в 1895 г . Ссылаясь на результаты избирательной реформы и успехи социал-демократов в рейхстаге, Энгельс писал, что всеобщее избирательное право рабочие Германии «превратили из средства обмана, каким оно было до сих пор, в орудие освобождения... Повсюду немецкий пример использования избирательного права, завоевание всех доступных нам позиций, находит себе подражание».

     Германская социал-демократия выработала формы и методы парламентской деятельности, ставшие образцом для социал-демократических партий других стран. По словам Энгельса, голосующие за социал-демократов миллионы избирателей и члены их семей составляют решающий «ударный отряд интернациональной пролетарской армии». Рост этого «ударного отряда» ведет к тому, указывал Энгельс, что социал-демократия в Германии гораздо больше преуспевает с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью насильственного переворота.

     Однако идеология социальной демократии не во всем совпадала с марксизмом. Случилось так, что к концу XIX в. программные документы немецкой социал-демократии содержали явные противоречия: их теоретическая часть в духе идей марксизма осуждала капитализм и обосновывала его низвержение в результате пролетарской революции; практические же требования программ не выходили за пределы реформ, совместимых с развитием капитализма и социализацией гражданского общества.

     Энгельса тревожило увлечение части руководства германской социал-демократии легальной парламентской деятельностью, направленной на проведение частных реформ по увеличению социальных гарантий трудящихся, преувеличение надежд на государственную помощь рабочему классу без борьбы трудящихся масс за улучшение своей жизни. В 90-е гг. Энгельс сетовал, что в Германии суеверная вера в государство проникла в сознание многих рабочих. «В последнее время социал-демократический филистер опять начинает испытывать спасительный страх при словах: диктатура пролетариата, - писал Энгельс. - Хотите ли знать, милостивые государи, как эта диктатура выглядит? Посмотрите на Парижскую коммуну. Это была диктатура пролетариата».

     Тогда же Энгельс счел необходимым опубликовать работу Маркса «Критика Готской программы», в которой Маркс, порицая «бесконечную демократическую трескотню», утверждал, что Готская программа «сплошь отравлена свойственным лассальянской секте верноподданническим отношением к государству».

     Руководство германской социал-демократии глубоко переживало опубликование этой работы, содержащей резко отрицательную оценку Лассаля и многих его идей. Старые члены партии, а также огромное большинство более молодых ссылались на то, что начатки социалистических знаний и первый восторг перед социализмом они впитали из произведений Лассаля, учителя и передового борца немецких социалистов. В центральном органе германской социал-демократической партии в связи с опубликованием «Критики Готской программы» утверждалось: «Немецкие социал-демократы не являются ни марксистами, ни лассальянцами, они - социал-демократы». Но могли ли они достичь сегодня таких результатов без идей Лассаля и Маркса, вот вопрос!


Рецензии